Благовещение Пресвятой Богородицы (лат. Annuntiatio – возвещение) – христианский двунадесятый праздник. Посвящен евангельскому событию, в котором Архангел Гавриил возвестил Деве Марии о грядущем рождении ею Спасителя мира Иисуса Христа.
Благовещение празднуется 25 марта по юлианскому календарю (7 апреля по новому стилю) православной церковью, Украинской греко-католической церковью, старообрядцами и другими. Католики и протестанты празднуют Благовещение 25 марта по григорианскому календарю.
Сюжет Благовещения
По каноническим Евангелиям
События Благовещения Пресвятой Богородицы описаны по каноническим Евангелиям апостолом Лукой. Его Евангелие гласит, что Архангел Гавриил был послан к Марии Деве Богом в Назарет на 6-й месяц после святого Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил сообщил Марии о будущем рождении Ею Сына Божьего: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33)
Считается, что после грехопадения Евы именно слова, произнесенные архангелом Гавриилом, стали первой благой вестью для всего человеческого рода. Феофилакт Болгарский в толковании Евангелия писал: «Поскольку Господь сказал Еве: “В болезни будешь рождать детей” (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: “Радуйся, Благодатная!” Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: “Благословенна Ты”».
Мария сомневалась в нарушении ее девства и задала Архангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?», но ангел пообещал непорочное зачатие: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим», и, огласив о радости Ее родственницы Елизаветы, подтвердил: «У Бога не останется бессильным никакое слово».
Мария узрела в словах архангела Божию волю, и произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», и как считается, именно тогда и произошло бессемянное зачатие. Николай Кавасила писал: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Ее веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Ее в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».
Афанасий Великий считал, что своим согласием и полной покорностью Божией воле Мария доказала свою веру. Марию сравнивают со скрижалью, «на которой писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да творит, что хощет».
По апокрифическим источникам
Тексты апокрифов не изменяют историю явления архангела с благой вестью о рождении Иисуса Христа, но добавляют некоторые подробности, многие из которых были положены в иконографию.
Деве Марии выпало по жребию соткать из пурпура новую церковную завесу для Иерусалимского Храма («Протоевангелие Иакова» XI, 1; «Евангелие Псевдо-Матфея: Книга о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя», VIII). Когда Она отправилась за водой, то услышала голос: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Некоторые богословы называют это событие «предблаговещение».
По возвращению домой Мария села за прялку, и свет озарил Ее, и увидела Она архангела Гавриила, который сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь во славу Его». Когда Мария окончила прясть шерсть для завесы, она отнесла ее первосвященнику, который благословил Ее словами: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».
Благовещение упоминается в Коране (3:45—51, 19:16-26), но поскольку в Исламе Иисус Христос пророк, а не Бог, то этот праздник не имеет для мусульман такого же значения, как для христиан.
Праведная Елизавета (Встреча Марии и Елизаветы)
Перед явлением архангела Гавриила Марии, он явился к Захарии, мужу Елизаветы, кузины Марии. Елизавета была бесплодна. Архангел предрек пожилой паре рождение сына – будущего Иоанна Крестителя.
После Благовещения Мария отправилась навестить свою двоюродную сестру, которая готовилась оставить домашние хлопоты в связи с беременностью. Во время этой встречи Пресвятая Богородица поведала Елизавете о той благой вести, которую принес ей ангел, и Елизавета стала первым человеком, которому стало известно о предстоящей судьбе младенца Марии. Елизавета произнесла слова, которые стали частью многих молитв: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего».
Иосиф Обручник
Иосиф Обручник был мужем Марии и, когда узнал о том, что Мария забеременела перед их обручением, решил тайно отпустить ее. Ему во сне явился архангел Гавриил и сказал: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Далее евангелист пишет: «Иосиф принял жену свою, и не знал Ее».
Успение Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы произошло позже Благовещения, однако эти 2 события схожи: архангел Гавриил также явился к Марии и сообщил ей о скорой смерти. Изображения этих событий на иконах практически неотличимы.
Символическое значение
Считается, что архангел Гавриил бы отравлен Господом Богом к Деве Марии именно в день Сотворения мира. Таким образом, человечеству был подарен 2-й шанс. Благовещение часто рассматривают как первый шаг на пути искупления, покорность Девы Марии противопоставляется непослушанию Евы (толкование Иринея Лионского). В гимне Ave maris stella (IX век) говорится о том, что Eva – анаграмма слова Ave, с которым посланник Бога обратился к «новой Еве». Августин писал: «Через женщину – смерть, и через женщину – жизнь».
Непорочное зачатие Марии является великой тайной благочестия. Человечество передало в дар Господу самое чистое Его создание – Деву, которая способна стать матерью Сына Господнего, а Господь ответил на этот дар благодатью Святого Духа.
Пряжу, которую пряла Мария во время Благовещения, Андрей Критский (Великий канон, песнь VIII) считает аллегорией плоти Иисуса Христа: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть изткася: тем же Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из цветного пурпура во чреве Твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира – плоть Эммануила»).
В Послании к Евреям Апостола Павла (X, 19-20) завеса храма сравнивается с плотью Иисуса Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою».
Считается, что завеса, которая закрывала вход в Святое Святых, в момент Распятия была разорвана от низа до верха (6,19; 9,3; Мф. 27,51), так и тело Христа было распято, чтобы Его кровью было открыт вход на небеса.
Праздник Благовещения
Название
Название «Благовещение» церковь начала употреблять не раньше VII века.
Название праздника в Римско-католической церкви («Благовещение Господа Иисуса Христа») официально было принято во время Второго Ватиканского собора. Раньше праздник назывался «Благовещение блаженной Девы Марии».
Полное название Благовещения в Русской православной церкви отражено в минее и звучит оно так: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии». Слово «Благовещение» в русском языке требует употребления после себя как родительного, так и дательного падежа, а вот в церковнославянском употребляется лишь родительный падеж. В современных изданиях используется чаще всего родительный падеж.
Определение даты и история установления праздника
В мире существует 2 подхода к определению даты Благовещения.
При первом подходе дату Благовещения отсчитывают от даты Рождества Иисуса Христа. После того, как не позднее IV века было принято считать датой Рождества 25 декабря, отсчитали ровно 9 месяцев и установили празднование Благовещения.
Согласно второму подходу, именно в этот день (25 марта) Бог создал человека, и человек должен быть воссоздан во время его сотворения Господом. По мнению Афанасия Великого и Анастасия Антиохийского именно в этот день и началось искупление первородного греха.
Дата 25 марта впервые появляется в ІІІ веке в писаниях Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского.
Установление празднования Благовещения в Константинополе относят примерно к середине VI века, что основано на «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре.
«Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» Григория Неокесарийского (III век), а также несколько трудов Иоанна Златоуста, в которых он говорит о Благовещение, как о «первом празднике» и о «корне праздников», дают основание предположить начало празднования Благовещения.
О праздновании Благовещения свидетельствует постройка равноапостольной императрицы Елены (начало IV века) в Назарете, именно на том месте, где по преданию, и произошло Благовещение.
Епископ Авраам Ефесский между 530 и 533 годами засвидетельствовал, что до него не было написано ни единой проповеди, приуроченной к этому празднику. Рим и Испания начали праздновать Благовещение лишь в VII веке, а Галлия – в VIII веке.
В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак праздника, а в VIII веке Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, дополнили гимнографию Благовещения.
Другие даты празднования Благовещения
Празднование Благовещения 25 марта не является общепринятой нормой. Существует несколько литургических обрядов, согласно которым Благовещение относится к предрождественскому периоду и предваряет праздник Рождества Христова.
В амвросианском обряде Благовещение отмечают в период между 18 и 24 декабря, в последнее воскресение Адвента.
Восточно-сирийский обряд предполагает 6-тинедельный период Благовещения, в который включено 4 воскресения до Рождества Христового, и 2 – после. Благовещение празднуется во 2-е предрождественское воскресение.
Согласно испано-мосарабскому обряду, Благовещение отмечается 25 марта и 18 декабря (ровно за неделю до празднования Рождества Христова). Дата 18 декабря является основной, поскольку 25 марта попадает на Великий пост или пасхальный период. На X Толедском Соборе, в 656 году, была выбрана другая дата празднования Благовещения.
25 марта принято отмечать память Зачатия Господня (Liber Ordinum Episcopal de Santo Domingo de Silos, XI век). В первом миссале, напечатанном в 1500 году кардиналом Хименесом, было указано 2-е даты празднования – 25 марта и 18 декабря, а день назывался – праздник Святой Марии. Этот праздник по содержанию является предпразднеством Рождества Иисуса Христа, основная тема – Боговоплощение.
Празднование в Православной церкви
Православная церковь причисляет праздник Благовещения к числу двунадесятых великих праздников и относит к Богородичным, поэтому во время богослужений принято облачение голубого цвета. В разные времена церковь причисляла этот праздник, как к Богородичным, так и к Господним.
Как в русской, так и в греческой церкви, согласно Иерусалимскому уставу, Благовещение имеет один день предпразднества, а так же один день попразднества. В день попразднества отмечают Собор архангела Гавриила. Если Благовещение припадает на Страстную или Светлую Седмицу, предпразднества и попразднества отлагаются.
Благовещение никогда не переносится на иной день. Обычно праздник выпадает на период между четвергом третьей седмицы поста и средой Светлой седмицы.
Некоторые особенности литургии для периода пения Триоди постной, на которую обычно попадает празднование Светлого праздника Благовещения, сближают этот праздник с Рождеством Христовым и Крещением Господним.
Если Благовещение попадает на вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы или на вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение не вечерней, а великим повечерием.
Если праздник совпадает с воскресеньем или понедельником четыредесятницы (или любой день Светлой седмицы), тогда как обычно совершается всенощное бдение (начинается великой вечерней).
Если Благовещение – в Великий Пяток или Великую субботу, всенощная начинается утренею. На утрене поется Великое славословие, если праздник совпал с субботой или Неделей поста. В другие дни оно читается, а на Светлой седмице и вовсе не полагается.
Случай, когда Благовещение Пресвятой Богородицы совпадает с Пасхой, называют Криопасхой (такое событие происходит примерно раз в полвека). В этот день канон Благовещения соединяют с пасхальным каноном. После шестой песни читают евангельские чтения Благовещения, а полиелея не бывает (на утрени Лк. 1:39-49, на литургии Лк. 1:24-38).
Согласно 52-му правилу Шестого Вселенского Собора, в праздник Благовещения совершается полная литургия, и согласно Типикону, литургию Иоанна Златоуста служат по общим правилам.
В случае если Благовещение попадает на великопостное воскресение, либо четверг или субботу Страстной седмицы, то служат литургию Василия Великого. Литургию Иоанна Златоуста служат в случае, если праздник приходится на Великую пятницу.
Согласно уставу, православным в праздник Благовещения разрешается вкушать рыбу, вино и елей. Если празднование Благовещения приходится на Великую пятницу или субботу, то празднование переносят на первый день после Пасхи.
В православных богослужебных текстах описывается как само событие Благовещения, так и единство Рождества Спасителя Иисуса Христа и Богородицы. Богородицу в песнопениях сравнивают с «лествицей» и «купиной» из видения Иакова.
В праздничных песнопениях говорится о том, что именно благодаря рождению Марией Иисуса Христа, земля снова соединена с небом, Ева и Адам прощены, все человечество становится причастным к Божеству. Величие Богородицы воспевается каноном праздника, в котором указываются ветхозаветные пророчества о воплощении Иисуса Христа Сына Божия.
Празднование в Римско-католической церкви
Официально Благовещение было включено в число «торжеств» лишь в 1895 году, а до этого оно имело статус «праздника» (festum).
В западных странах Благовещение считалось в большей степени праздником Богоматери, и в меньшей – праздником Воплощения Иисуса Христа. После проведенной литургической реформы в ХХ веке, Благовещение было включено в число праздников, посвященных Иисусу Христу. В связи с этой реформой, было изменено название праздника с «Благовещение блаженной Девы Марии» на «Благовещение Господа Иисуса Христа». В перечне Богородичных праздников Благовещение все еще присутствует.
Священнослужители на литургию надевают белые облачения, в то время как на обычные литургии на протяжении Великого поста они облачаются в одежды фиолетового цвета.
В случае, если Благовещение приходится на одно из воскресений Великого поста, то в латинском обряде его переносят на ближайший понедельник. Если Благовещение приходится на Страстную или Пасхальную Неделю, тогда празднование переносится на понедельник второй недели Пасхи.
В византийском обряде празднование Благовещения может приходиться как на любой день Великого поста, так и на самое начало Пасхальной недели.
В амвросианском обряде Благовещение празднуется в последнее воскресение Адвента, а в мосарабском обряде празднование приходится на 18 декабря.
В 1856 году в Испании святым Франсиско Колем Гитаром была основана в Испании женская монашеская конгрегация «Доминиканки Благовещения» («Доминиканки-аннунциатки»), которая близка по духовным принципам к ордену доминиканцев. В наше время общины этой конгрегации есть во Франции, странах Африки и Америки. Монахини принимают участие в просветлении молодежи и детей, а так же занимаются уходом за больными.
Народные традиции и обычаи
День Благовещения был очень важен для православных славян. В этот день, как говорится в народе, «весна зиму поборола».
Сельские жители верили, что в праздник Благовещения «открывается небо» и можно вымолить для себя у Господа славу. В тот момент, как небо откроется надо крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!»
Существовал обычай, похожий на ассиро-вавилонский весенний очистительный обряд выпускания птиц: «При начале весны, особенно 25-го марта – в день благой вести о воплощении “праведного солнца” Христа – и на праздник его Светлого Воскресения, существует обычай выпускать птиц на волю из клеток».
У крестьян ходило сказание, что в этот день Богородица засевает поля с высоты небес и безмолвными устами молит Бога о ниспослании урожая.
Существует множество поговорок и примет, приуроченных к этому празднику. Говорили, что Благовещение – «самый большой у Бога праздник», в этот день «птица гнезда не вьет».
В последний, третий раз, закликается весна. В ночь на Благовещение разжигали костры – «палили зиму» и «грели весну». Заодно сжигали солому, мусор, обувь, тряпки. Возле костров пели, водили хороводы, и прыгали через огонь.
Существовал обычай помещать образ «праздника» в кадку с яровым зерном, таким образом, призывая «благоволить Мать Божью и Гавриила-Архангела урожаем».
В изобразительном искусстве
Сюжет праздника Благовещения очень популярен в иконографии.
Первые изображения были найдены в римских катакомбах на стенах усыпальницы святой Прискиллы (II век).
Изображения Благовещения стали более сформированным ближе к XV веку, в эпоху Средневековья. Среди художников наиболее известны произведения Симоне Мартини и фра Беато Анжелико, Ботичелли и Леонардо да Винчи, Ян Ванн Эйка, Рогира ван дер Вейдера, Робера Кампена. В эпоху барокко в живописи допускаются множество отступлений и вольностей касательно сюжета.
Каноны русской и византийской иконописи развиты из раннехристианских и остались практически неизменными.
Основные атрибуты
Изображение архангела Гавриила
Обычно архангел изображается перед сидящей Девой Марией в коленопреклонном положении. Иногда его изображают парящим над землей или нетвердо касающимся ее одной ногой. Чаще всего одна рука у ангела поднята в приветствии, а другая рука поднята в благословляющем жесте.
В античном искусстве поза ангела принимает вид вестника, к примеру, как на одном из самых древних изображений, найденных в римских катакомбах. На нем Гавриил имеет вид римского вестника и оратора. Крылья у архангела художники начинают изображать лишь с V-VI века.
Согласно иконописным догмам, Архангел Гавриил изображен на иконах с одним крылом, которое простерто за спиной, а другое поднято в знак приветствия.
Этот жест принял некий символизм и даже вошел в богослужебный строй в православии. При произнесении ектений совершается диаконом. Диакон поднимает правой рукой орарь как образ простертого в знак почтения и приветствия ангельского крыла.
Католики эту традицию не воспринимали так буквально, и в византийской гомилетике (Андрея Критского, Иакова Коккиновафского) часто изображается скорбный лик архангела.
Архангел Гавриил (согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота) благословляя правой рукой Деву Марию, левой держит лилию.
Изображение Марии
Начиная с VI-VII веков, Дева Мария изображается в правой стороне картины. Возле Нее часто написаны слова согласия (Ecce ancilla Domini), которые иногда нарисованы вверх ногами, символизируя обращение Марии к Господу Богу.
Богородица изображается на картинах в различных позах – она может быть и коленопреклонной, и сидящей, и стоящей. Часто Ее руки сложены на груди, изображая жест сердечной молитвы, могут выражать сомнение или удивление.
В иконографии православной церкви Пресвятая Богородица изображена стоящей в храме. Наклонив голову, Она в правой руке держит клубок пряжи, а левую руку простирает к архангелу Гавриилу.
Между архангелом и Марией часто изображен разделительный предмет (к примеру, большая ваза с лилией или колонна). Их фигуры нередко разделяют, изображая на разных створках диптриха Царских врат (работа Боттичелли в ГМИИ им. А. С. Пушкина), тимпанах арки, столбах храма (Киевская София), разделенных проемом (фрески Джотто в капелле Скровеньи). На некоторых манускриптах, фигуры Гавриила и Марии изображены по разным сторонам текста, напротив друг друга.
На изображениях архангела и Богородицы применяется отзеркаливание положения Девы ангелом, а также придание Гавриилу более женственных черт и линий для предотвращения какого-либо сексуального аспекта в диалоге между мужчиной и женщиной и для придания сцене спиритуального наполнения.
Изображение Святого Духа и Бога Отца
На изображениях сюжета Благовещения часто присутствует Святой Дух, который изображается в образе голубя или луча света. Птица может изображаться в золотом вращающемся диске. Иногда на иконе, в месте соприкосновения изображенного луча света с телом Пресвятой Богородицы, изображается младенец в мандорле (символ Воплощения).
Во работах времен Средневековья Господь изображен в виде облика, глядящего с небес, или же десницы. Известны изображения Святого Духа в облике Младенца Иисуса Христа, спускающегося с небес к Деве Марии. Но позже подобное изображение сюжета праздника начали считать еретическим, поскольку известно, что Мария не должна была получить ребенка с небес, а должна была зачать его.
Место действия
Место действия Благовещения разделено христианскими канонами и апокрифами на эпизод протоблаговещения, которое произошло снаружи дома, у колодца, и на сам эпизод Благовещения, которое произошло непосредственно внутри дома.
Изображение предблаговещения на иконах было известно начиная с VII века.
Чаще всего Мария Дева изображена в помещении. В живописи Западных стран начиная с периода Средневековья, Богородица часто изображена в спальне, где присутствует кровать. На некоторых картинах имеется второстепенный сюжет на заднем плане главного действа: изображение Иосифа, работающего либо слушающего повеления ангела принять свою жену.
Пейзаж мог быть ирреальным образом Небесного Иерусалима. Мария изображается на троне-алтаре, виден райский сад, храм-дворец или золотые стены. Изображение стен на картине является символом того, что Мария стала Богоносной палатой, а сама Богородица представляется как одушевленный храм Господа Бога.
Со временем изображение пейзажа было практически полностью вытеснено изображением интерьера. Пространство становится закрытым, символизируя тем самым девственность и непорочность Девы Марии. Сад на картине является прямым символом лона («Вертоград заключенный»). В завершенном виде иконографии сад виден, как правило, не через дверной проем, а через застекленное окно, также символизируя невинность.
В случае изображения снисходящего через окно луча света, картина принимает дополнительный подтекст, который заметен только лишь в знаках, не замещая общее духовное настроение картины. В XV веке в искусстве некоторых западных стран становится популярным аллегорическое изображение сюжета Благовещения в образе мистической охоты на единорога.
Православная традиция
В православных церквях икона праздника Благовещения располагается на Царских вратах, в окружении 4-х евангелистов. В результате получается, что вся символика Царских врат связана с Благовещением: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками».
Врата – дополнительный символ Богоматери.
Богородица чаще всего изображалась в храме с книгой, с веретеном или у кладезя.
Среди русских икон следует выделить «Устюжское Благовещение» (Великий Новгород), работы Рублева, Даниила Черного, фреску Дионисия (собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря), Боровиковского.
Существует огромное количество православных храмов, посвященных празднику Благовещения. Когда в христианских храмах появились высокие иконостасы, сцену Благовещения изображали на границе алтаря и другой части храма, на восточных подкупольных столбах, при этом ангел изображается на левой опоре, а Дева Мария – на правой (киевский собор Святой Софии, северо-восточный и юго-восточный столбы; самое раннее «Благовещение» в русском искусстве, 1040-е годы).
Построено большое количество храмом в честь Благовещния: Благовещенский собор Московского кремля, Благовещенский собор в Сольвычегодске, церковь Благовещения в Аркажах (Великий Новгород) и многие другие.
Праздник Благовещения на Руси стал источником большого количества топонимов и фамилий.