Айкидо – это постижение мудрости
Если вы не контролируете себя и не доверяете себе, если не можете четко видеть себя, вы никогда не узнаете окружающих, не сможете доверять им, и, разумеется, будете неспособны контролировать их. Задача тренировок Айкидо не в формировании агрессивных бойцов, но в развитии мудрости и самоконтроля. Занимаясь Айкидо, вы должны стремиться усовершенствовать себя, а не соревноваться с другими.
Ключ к этому процессу и основа Айкидо – это musubi. Это слово в вольном переводе значит «единство», или «гармоничное взаимодействие». Практически, musubi означает слияние, физическое и духовное, с движением и энергией партнера. Musubi – основа правильного общения. В любых отношениях между людьми присутствует общение, независимо от того желаемо оно или нет. От людей, взаимодействующих друг с другом, зависит будет ли общение продуктивным или бесполезным, дружественным или враждебным, истинным или лживым. Musubi в чистом виде может означать способность к контролю и влиянию на результат взаимодействия, к переводу враждебного подхода в здоровое общение или атаки в рукопожатие.
Musubi – это одновременно метод и цель обучения
Musubi, в своем абсолютном смысле, определяет постижение восприятия всеобщей гармонии и, применительно к технике, способность контролировать столкновения и приводить их к хорошему исходу. Но можно ли достичь такой способности за счет принудительного обучения, связанного с запугиванием и силовым давлением? Нет. Musubi следует учить и обучаться в соответствии с его принципами, при этом сознание занимающегося Айкидо должно развиваться параллельно с совершенствованием его физических движений. Musubi следует учить на основе хороших взаимоотношений и решительного, но мягкого руководства.
Обучение отвечать на атаку с использованием musubi – сложный и длительный процесс. Нельзя ударить новичка, приказав ему: «Не сопротивляйся, уклоняйся от удара!» Новичок не уклонится от удара, но отреагирует на него со страхом и агрессией – естественными инстинктивными реакциями. Новичок будет стараться защититься за счет сопротивления или нанесения повреждений нападающему.
Цель Айкидо – успокаивать и контролировать эти животные инстинкты, а не стимулировать их. Именно поэтому, при обучении начинающих мы используем в основном атаки в форме различных захватов. Начинающий ученик не готов к условиям реальной атаки – например, ударам руками и ногами – у него нет ни должного умственного спокойствия, ни правильных физических движений. Захваты дают новичку возможность изучить технику, не боясь за свою физическую безопасность в процессе выработки правильной реакции. Вместо вовлечения в борьбу и соревнование ученики совершенствуют одновременно сознание и движения тела. Ученик учится контролировать партнера и взаимодействовать с ним. Преимущество захватов состоит в наличии физического контакта между партнерами, за счет которого они оба лучше понимают механизм и принцип движения. При отсутствии физического контакта начинающим ученикам будет сложно понять механизм движения.
Занятия для начинающих обычно начинаются со статических захватов, которые способствует выработке правильной стойки, движения ног и положения корпуса. Далее ученики могут перейти к изучению динамических захватов, которые дают возможность развить чувства дистанции и времени реагирования и почувствовать пространственную связь между собой и партнером. Ученики могут постепенно учиться реагировать на атаки разного типа, разной силы, разной скорости и разного направления. Они могут начать укреплять уверенность в своих способностях взаимодействовать с партнерами, развивать свое интуитивное восприятие движений и намерений партнеров.
Взаимодействие очень важно для занятий Айкидо
Почти все технические элементы отрабатываются с партнером, и взаимоотношения партнеров должны быть основаны на musubi. Ответственности за это разделяют оба – и nage и uke. В процессе тренировок nage должен развивать умение войти в атакующее движение, а не бороться с атакой, uke должен научиться атаковать так, чтобы создать правильные условия для выполнения отрабатываемой техники. В качестве простого примера рассмотрим случай, когда учитель показал технику, включающую бросок вперед. В этом случае движение uke должно быть направлено вперед. Если же uke будет тянуть назад, мешая действиям nage, то тренировка превратится в силовую борьбу, и ни один ученик в таких условиях не поймет и не почувствует правильный путь выполнения техники. Ученики, достигшие высокого уровня подготовки, могут, показывая свободную технику, с выгодой для себя использовать неожиданные атаки и движения, направленные на противодействие. Однако, перед этим должны пройти годы изучения базовой техники и овладения знанием условий, соответствующих определенным выполняемым движениям.
Изучение Айкидо – это постижение мудрости, а мудрость основана на системном мышлении. Системное мышление, к сожалению, встречается значительно реже, чем может казаться. В этом мире оно в целом утеряно или непостижимо. Освоение musubi и базовых принципов Айкидо основано на развитии системного мышления. Подтверждение этому дает анализ основных базовых защитных движений – «irimi» и «tenkan». Эти 2 движения могут рассматриваться как единое движение irimi-tenkan, подобно неразрывной системе инь и ян.
В повседневной жизни люди, не думая, используют и движение irimi, и движение tenkan. Представьте себе, что вы двигаетесь в толпе по улице с интенсивным потоком машин, и вдруг замечаете, что некто двигается точно вам навстречу. Станете ли вы, расталкивая идущих сзади людей, двигаться назад, чтобы освободить дорогу? Нет, вы продолжите движение вперед, и скорее всего слегка развернетесь, пропуская его. Это пример движения irimi. Теперь представьте себе, что кто-то толкает вас, проходя мимо. Будете ли вы хвататься за него, чтобы сохранить равновесие? Нет, чтобы удержать равновесие вы можете просто повернуться, а затем продолжать свой путь. Это tenkan. Оба движения – это простые и естественные проявления системного мышления. Они доступны каждому, и их величайшая простота и универсальность подчеркивает их истинность.
Тем не менее, человек, не знакомый с Айкидо, заметив кого-то, приближающегося с намерением напасть, автоматически будет вести себя так, как сам считал бы глупым в случае движения в уличной толпе – попробует двигаться назад. Если человека толкают с враждебными намерениями, он или застывает на месте, или вцепляется в нападающего, чтобы сохранить равновесие. То есть, человек утрачивает системное мышление и способность реагировать естественно. В уличной толпе человек проявляет понимание musubi; в случае же опасности сознание опускается до уровня страха и агрессивности, а тело теряет способность решительно и эффективно реагировать.
В процессе тренировок по Айкидо, основанных на постепенном развитии взаимодействия, осваивается использование принципа musubi в условиях возрастающей степени сложности. Ваше сознание развивается так, чтобы можно было сохранять спокойствие и чистоту восприятия так, чтобы страх, злость или недостаток уверенности не мешали движениям вашего тела. Ваше тело развивается, становясь чувствительным и гибким; постоянные тренировки дают навыки правильных движений. Таким образом, ваше тело становится отражением и физическим выражением сознания. Когда тело и сознание работают вместе, опять-таки в соответствии с принципом musubi, это дает вам возможность простого и эффективного и чувствительного реагирования в условиях давления, не позволяя вам попасть под власть неблагоприятного окружения.
Можно видеть как те, кто достиг высокого уровня в Айкидо, очень жестко нападают и бросают друг друга. Но такого уровня они достигли в процессе планомерной подготовки, развивающей параллельно тело и сознание. Поэтому жесткие атаки отражают потребность, а не проявление агрессии. Удары руками и ногами в процессе тренировки служат не для поражения противника, но для развития силы, равновесия, интуиции и умственной устойчивости – как у вас, так и у партнера. Ваша работа с партнерами основана не на противостоянии, страхе и соревновании, а на концентрации, искренности и чувстве радости.
Пожалуйста, вспомните примеры автоматического появления движений irimi и tenkan в системе ваших реакций на события повседневной жизни. Другая важная черта musubi отражает ваше восприятие ситуации в уличной толпе. Встречаясь с движущимся навстречу пешеходом, вы своим движением будете отражать его движение и его восприятие, не противодействуя им. В вашем взаимодействии с другим пешеходом проявляется непрерывный поток энергии, восприятие и передача силы и направления. В этом состоит второй, возможно, наиболее важный элемент musubi – постижение формирования и использования объединенной энергии.
Именно поэтому, как говорил О-Сенсей, kokyu tanden ho остается фундаментальным упражнением для развития musubi. Kokyu tanden ho – это не техника борьбы, а путь к достижению физического единства движений. В этом упражнении партнеры сидят друг против друга в seiza, uke держит nage, а nage за счет единого движения всего своего корпуса старается вывести uke из равновесия. Цель kokyu tanden ho состоит в использовании принципа кругового потока энергии. Когда uke крепко держит запястья nage, nage принимает энергию uke, возвращая ее через его центр. Все части тела nage совершают единое движение. В момент захвата uke руки nage должны быть вытянуты, подобно веревкам, которые можно свернуть и снова распрямить. В момент захвата nage должен делать вдох, а при возврате силы uke – выдох. Его сознание должно оставаться гибким и восприимчивым.
Kokyu tanden ho – это не соревновательное упражнение, не силовая работа
Сопротивление uke достаточно для правильного движения nage, но не настолько велико, чтобы выполнение техники стало невозможным. Nage не бросает uke в результате борьбы с ним, но использует это упражнение для развития равновесия, дыхания и выработки единства физической и умственной энергии. Однако, по мере того, как ваш уровень подготовки будет возрастать, вы научитесь выгодно использовать физическую силу партнера. Kokyu tanden ho основано на принципе musubi, т.е. получения и возвращения энергии, поэтому энергия uke и nage складывается. Nage одновременно использует собственную силу и силу uke. Чем большую силу использует uke для сопротивления, тем больше суммарной силы появляется у nage. В этом круговороте энергии состоит сущность musubi.
Вы должны применять принцип musubi, осваиваемый в процессе отработки kokyu tanden ho к вашей технике Айкидо в целом. Именно musubi даст вам возможность достичь такого уровня, когда выполнение техники не зависит от физической силы. Если вы не улавливаете принцип musubi и не можете использовать его на практике, ваша работа всегда будет определяться силой партнеров при постоянной опасности опуститься до силовой борьбы.
О-Сенсей снова и снова повторял своим ученикам, что природа и Айкидо имеют одни и те же управляющие принципы. Маленькая птичка борется против сопротивления воздуха, но не против ветра. Она должна использовать силу ветра с выгодой для себя. Вы можете успешно вести маленькую лодку в бурном море, но только в том случае, если знаете, как использовать волны. Аналогично, в Айкидо ученик старается научиться превращать получаемую силу в собственную энергию, а не бороться с ней. В этом заключается мудрость и реальность musubi.
В процессе тренировок ваша возможность использовать принцип musubi должна возрастать. Для того, чтобы почувствовать связь с партнером, новичку нужен физический контакт. Чем выше уровень подготовки, тем меньшая степень физического контакта требуется для поддерживания этой связи. Некоторые формы техники становится возможным выполнять без физического контакта вообще. Ежедневные тренировки улучшают ваши возможности общения не только с партнерами, но и со всеми людьми, за счет развития восприятия, интуиции и чувствительности. Вне тренировок, в жизни у вас может быть значительно меньше возможностей физического контакта с окружающими, но полученные вами знания могут и должны использоваться для улучшения ваших взаимоотношений с людьми и человечеством в целом. Процесс вашего прозрения и развития сознания никогда не должен прерываться.
Наконец, помните, что для практического применения musubi необходимо взаимное доверие партнеров. Без доверия Вы не сможете заниматься Айкидо. Bujutsu старого стиля позволяло получить сильных бойцов, но не всегда приводило к просветлению сознания. Чаще, из-за того, при изучении bujutsu конкуренция и борьбы были существенными элементами, развивалось нарушенное параноидное сознание, которому соответствовало умственное состояние уличного драчуна. Напротив, цель Айкидо состоит в повышении духовного уровня и духовном очищении, в том, чтобы получить силу за счет мудрости, а не жестокости. Именно поэтому для Айкидо столь важен именно процесс тренировок. В процессе постепенного развития способностей ученика выполнять более серьезные требования содержание тренировки меняется. Сильные удары и жесткие броски перестают вызывать страх, оставаясь средством дальнейшего развития возможностей того, кто изучает Айкидо. Разница в условиях тренировок bujutsu и Айкидо подобна различию пожара и огня в печи. Первый разрушает, пугает и убивает, второй, при такой же температуре и интенсивности улучшает структуру металла, придает ему форму и превращает в красивую вещь. Те, кто занимается Айкидо, должны всегда помнить, что цель их занятий состоит в их собственном развитии и усовершенствовании, а не в подавлении своих партнеров для самоутверждения за счет них.
Доверие, способность к взаимодействию, открытость ума и великодушие
Именно эти качества, проявляясь в процессе занятий Айкидо, дают ученикам возможность преодолеть страх, ограничивающий их общение с окружающими, и развить уверенность в себе. На основе этого могут строится гармоничные отношения с окружающими как проявление musubi. Айкидо без musubi – это не Айкидо, а просто еще один вид борьбы. Фотографии, сделанные крупным планом, дают вам возможность изучить тонкости движений, существенные для овладения musubi. Когда uke производит захват, nage воспринимает энергию атаки, но обратите внимание, насколько мала амплитуда движений его руки и корпуса до того, как энергия оказывается направлена обратно. Nage сгибает руку ровно настолько, чтобы uke продолжал давление, но не мог сдвинуть его назад. Кисть, плечо и таз вращаются одновременно. В начале движения открытая ладонь nage смотрит вверх, что позволяет принять энергию uke. Когда uke усиливает давление, nage поворачивает руку одновременно с поворотом корпуса, разворачивая ее ладонью к uke, c давлением по направлению к центру uke. Тело человека двигается в соответствии с принципом действия и противодействия. Если nage поддается давлению, uke будет продолжать давить, давая nage энергию для выполнения движения. Если же nage будет просто останавливать атакующее движение, uke прекратит воздействие или изменит его направление. Данное упражнение показывает как реакция nage на атаку uke в свою очередь определяет реакцию uke на действие nage.
Musubi
Чтобы данное движение было правильно выполнено, надо, чтобы не только ваше тело, но и ум были настроены на uke. Умственный настрой nage сложно показать на фотографиях, но стоит обратить внимание на то, насколько спокойно лицо nage. Он не проявляет ни агрессии, ни жажды победы, спокойно принимая энергию uke. Для правильной отработки musubi вы должны полностью воспринимать движения своего uke. Механика этой техники проста, но здесь требуется гармонизация всех физических и умственных действий, для выработки которой нужна длительная тренировка, вырабатывающая высокую чувствительность. Одно из важных достоинств этого упражнения состоит в том, что понимание его физического механизма изменит ваше умственное восприятие. И, наоборот, по мере того, как умственное состояние будет меняться, развиваясь и совершенствуясь, физические ощущения и движения будут меняться соответственно. Эта взаимосвязь должна быть характерным проявлением результатов ваших занятий Айкидо. Отработка musubi, принципа irimi-tenkan и kokyu tanden ho должна продолжаться всю жизнь – это одинаково важно для новичков и для тех, кто достиг высокого уровня подготовки. В этом заложен ключ к развитию мирного и восприимчивого сознания, которое в свою очередь способствует правильному пониманию искусства Айкидо.
Kokyu tanden ho
Это упражнение – важный компонент системы отработки musubi, или гармоничного взаимодействия, которое необходимо для хорошего Айкидо. Nage не ждет пассивно захвата uke, а вытягивает руки вперед. В момент захвата nage воспринимает энергию воздействия обеими руками и корпусом. Изменение положения корпуса nage при этом минимально, он не теряет и не перемещает свой центр тяжести. Восприняв энергию воздействия uke, nage возвращает ее, направляя свое воздействие кнаружи от центра uke. Обратите внимание на единство движения рук и корпуса nage, а также на то, как nage сопровождает падение uke. В течение всего движения нет ни одного такого момента, когда nage вытягивается слишком сильно или использует только силу рук. Принятие и возврат энергии uke сопровождаются круговыми движениями рук nage.
В данном случае uke захватывает запястья nage снизу. Чтобы установить связь с партнером, которая даст возможность выполнить упражнение, nage сначала разворачивает кисти наружу. Если бы он толкал прямо, uke смог бы поднять руки nage вверх. Раскрывая руки наружу, nage разделяет силу и нарушает концентрацию uke. Nage открывает центр uke, создавая себе место для входа. Для успешного выполнения kokyu tanden ho важны как расслабление, так и устойчивость. Nage должен крепко удерживать свой центр, но не быть напряженным. Дыхание должно быть свободным и связанным с движением корпуса. Kokyu tanden ho также дает uke хорошую возможность почувствовать падение и отработать страховку в безопасных условиях. Кроме того, uke учится правильно следовать движениям nage.
Shomenuchi iriminage
Эта форма shomenuchi iriminage может служить иллюстрацией применения принципов musubi и kokyu tanden ho на более высоком уровне подготовки. Атака uke – это, удар, а не захват, и nage никогда не хватает uke. Контакт nage и uke в данном случае менее выражен физически и в большей степени зависит от времени реагирования, дистанции и умственного настроя. В этой технике ukemi отражает движение nage, а бросок – движение uke. Nage старается опустить uke вниз, uke сопротивляется воздействию, пытаясь восстановить стойку и равновесие. Когда uke встает, nage следует за его движением, переводя его в восходящую спираль, за счет которой ноги uke выходят из-под него. Заметьте, что движения рук nage сходны с выполняемыми в kokyu tanden ho.
Автор: Митсуги Саотоме
Источник: книга «Принципы Айкидо»