Пасха

Пасха (Воскресение Христово; лат. Pascha, от ивр. ‏пасах – «миновал») – это один из самых древних праздников христиан, важнейшее религиозное празднование года во имя Воскресения Иисуса Христа.

В наше время дата празднования ежегодно определяется по солнечно-лунному календарю.

История и дата Пасхи

Древнее время
Еврейская Пасха – Песах («миновал», «прошел мимо») – отмечается в честь Исхода евреев из Египта. Название связано с тем, что в Египте Бог, совершая 10-ю казнь, умертвил первенцев во всех семьях, кроме иудейских, дома которых Он отличил по знаку на двери – крови агнца: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его». (Исх. 12:12-30)

В Иерусалиме закрепилась традиция совершать ритуальное заклание годовалого ягненка, обязательно непорочного самца. Ягненка полагалось запечь в огне и в семейном кругу в пасхальную ночь съесть целиком, не сломав ни единой косточки, закусывая мацой (опресноками) и горькими травами (Исх. 12:1-28, Чис. 9:1-14).

После того, как Храм в Иерусалиме был разрушен, иудеи в Пасху едят только горькие травы и мацу.

Раннее Христианство
Первые служения Богу – Евхаристии в честь смерти и Воскресения Христа – люди стали совершать после Пятидесятницы. Из-за того, что Пасха связана со страданиями и смертью на кресте, литургии похожи на Тайную Вечерю. Пасха приобрела значение одного из самых главных событий для христиан и впоследствии обусловила устав церковных богослужений и вероучительную сторону религии.

Епифаний Кипрский считал, что у коринфян Пасха справлялась по-особому из-за слов апостола Павла: «Пасха наша, Христос заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою…» (1Кор. 5:7)

По мнению современных исследователей, эти слова вовсе не означают, что при апостолах коринфяне по-иному проводили этот праздник, поскольку даже самые близкие апостолам церковные отцы не указывают никаких больше годичных пасхальных празднований в течение года, для которых бы выбирался специальный день или особый период.

В некоторых ранних источниках упоминается о еженедельных празднованиях: в пятницу люди постились и вспоминали муки Иисуса («Пастырь Ермы», III,V:1), в воскресенье народ радовался (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Все празднования приобретали особенную торжественность в период Песаха – годовщины смерти Христа.

Вместе с Песахом 14 нисана в I веке этот праздник отмечали в малоазийской церкви, особенно иудохристианской, ведь и иудеи, и христиане в этот день ждали прихода Мессии, Спасителя (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 – PL 26,192). Из-за того, что Иисуса казнили во время Песаха, а воскрес Он в воскресенье, отдельные церкви стали устраивать празднества в воскресенье, идущее сразу после Песаха.

Ежегодным праздник стал только во II веке. Об этом было упомянуто в трудах Аполлинария Иерапольского, святого Ипполита Римского, Климента Александрийского, в письме святого Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, в «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского. Из написанного ими можно заключить, что смерть и мучения Иисуса были отмечены Великим постом и назывались «Пасхой крестной», которая проходила одновременно с Песахом у евреев, а пост заканчивался в ночь воскресения.

Потом праздновалась «Пасха воскресная», радостная, посвященная Воскресению Иисуса. В современных богослужениях сохраняются еще отпечатки тех праздников из древности. Особенно схожи церковные службы в Великий Четверг, Пятницу, Субботу, в Неделю Пасхи (службу составляют: минорная пасхальная полунощница, канон Великой субботы и торжественно-радостная пасхальная утреня). На дошедших до нас традициях церковных богослужений сказалось и то, что Пасха празднуется до самого Вознесения.

Вскоре в Поместных Церквях появилось множество отличий и разночтений в традициях. Церкви Рима и Малой Азии развязали «пасхальный спор». Малоазийских христиан стали называть четыренадесятниками, или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана). Они праздновали Пасху согласно апостолу Иоанну Богослову 14 нисана. Со временем еврейское название праздника стало христианским.

На Европу не распространилось влияние иудохристианства, и поэтому Пасху праздновали в первое воскресение от еврейской, в полнолуние после дня весеннего равноденствия.

В 155 году Поликарп, епископ Смирны, попытался договориться о согласовании одновременной даты Пасхальных торжеств с римским епископом Аникетой, но согласия достигнуть не получилось.

В 190-192 годах Епископ Рима Виктор во время сборов в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе потребовал, чтобы христиане Малой Азии отказались от своих обычаев, и попытался убедить другие церкви отказывать им в общении. Святой Ириней Лионский был против такой политики. Он считал, что формальности не должны нарушать единство христианской Церкви.

Существовали общины, ориентировавшиеся на иудееский способ высчитывания дня Пасхи. Но связь равноденствия и Пасхи постепенно исчезала, и иногда бывало, что Пасха наступала раньше равноденствия (перед наступлением нового астрономического года), что не приветствовалось соседними общинами.

В 325 году в Никее был созван Первый Вселенский собор епископов, на котором решалось, когда устроить единый для всех день празднования Пасхи. Было принято решение согласовывать эту дату со всеми общинами, а на еврейское датирование решили больше не ориентироваться, дабы Пасха праздновалась всегда после равноденствия: «Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…»

Историк Евсевий Кесарийский, участник Собора, пишет («О жизни блаженного Василевса Константина»): «Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу».

Евсевий Кесарийский цитирует императора Константина и приводит множественные аргументы в пользу принятого решения: «Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся».

С тех пор, день Пасхи – это первое полнолуние после весеннего равноденствия. Александрийского епископа обязали высчитывать этот день и сообщать его дату в Рим заблаговременно, чтобы обеспечить единство праздника.

Но через некоторое время общение прервалось. Вычисления на Востоке и в Риме снова стали вести отдельно друг от друга. Александрия создала собственные пасхальные таблицы для вычислений (пасхальный календарь), которые позволили высчитывать дату на долгий период времени. Таблицы создали на основе 19-летнего солнечно-лунного цикла, а датой равноденствия признали 21 марта. В VI—VIII веках такое датирование признала и западная церковь.

Решение Первого Вселенского собора стало основой для устава церкви.

Антиохийский собор, собранный в 341 году, требует непреклонного соблюдения позиций, принятых на Первом соборе, иначе священнослужителей ждет отлучение от смерти и снятие сана.

В V веке крестная и воскресная Пасха были соединенными на Западе и на Востоке. Пасха крестная праздновалась перед воскресной, и каждая длилась седмицу до и после воскресения. Воскресение Христово стали называть Пасхой, и дата получила название «царь дней».

Средние века и Новое время
Восточную пасхалию Римская церковь смогла принять только в VI веке. Однако еще 500 лет после собора в Никее праздник датировался по-разному. Более 800 лет использовалась Александрийская пасхалия, которая основывается на 4-х ограничениях, предложенных Матфеем Властарем: «Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое – мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе – совершать не в один день с иудеями; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое – и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях,- отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений».

Григорий XIII в 1582 году предложил григорианскую пасхалию. Изменился и сам календарь. Папа Римский Григорий тут же отправил к патриарху Иеремии посланников, чтобы тот принял его календарь и пасхалию в своей церкви. Иеримия собрал большой поместный собор, включая и восточных патриархов, где предали анафеме признающих григорианскую пасхалию и календарь.

В правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано: «Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить – да будет анафема».

В итоге реформ Пасха у католиков стала отмечаться раньше, чем у иудеев, или одновременно, и начинается раньше православной, порой даже на месяц и более.

Современность
В 1923 году прошло «Всеправославное» совещание по инициативе Константинопольского патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), куда были приглашены основные представители Элладской, Румынской и Сербской православных церквей. Совещание прошло плодотворно: был принят новоюлианский календарь, совпадающий до 2800 года с григорианским, но, в целом, значительно точнее последнего. Церкви Востока это осуждали. Александрийская церковь на Поместном Соборе решила, что этот календарь и вовсе не нужен. В России и Сербии серьезно думали о перемене календаря, но побоялись волнений в народе и оставили старый.

Элладская и Константинопольская церкви (при Григории VII) в марте 1924 года перестроились на «новоюлианский» календарь. Вскоре, 1 октября 1924 года, на него перешла и Румынская церковь.

Из-за всеобщих возмущений против нововведений, Мелетию пришлось уйти с должности 20 сентября 1923 года.

20 мая 1926 года Мелетий стал Папой и патриархом Александрийской церкви и ввел новый календарь. Греческие церкви раскалываются и образуют несколько Синодов со старым календарем.

В 1948 году на Московском Совещании решили, что для определения дат переходящих православных праздников будет использоваться юлианский календарь, а для непереходящих оставят старые даты. Тогда же на новый календарь перестроилась и Антиохийская церковь.

На сегодняшний день новый календарь используют: Русская, Иерусалимская, Грузинская, Чехословацкая и Сербская церкви и Афон. Полностью григорианскому календарю следует Финляндская православная церковь.

Рождество и остальные непереходящие праздники другие церкви отмечают по новому стилю, а переходящие – как раньше, по старому.

В Англии в 1928 году была неудачная попытка установления даты Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля. В 1997 году Всемирный совет церквей в Алеппо (Сирия) снова предложил определиться с датой Пасхи (хотели переместить ее на второе воскресение апреля) или установить общую пасхалию, опираясь на астрономию. Ожидалось принятие этой реформы в 2001 году, но провести ее из-за несогласованности мнений не удалось.

Пасха в Библии

Ветхий завет и пасхальные прообразы
Песахом назывался обряд приношения в жертву козленка или ягненка: «…в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером… и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня» (Исх. 12:2,6,11).

Библейским предписанием утвержден ежегодный день жертвоприношения – 14 день месяца нисан. Его название непосредственно связано с жертвоприношением: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; …Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу». (Исх. 12:14,21,25-27).

Песах так или иначе имеет историческую и этимологическую связь с исходом евреев через Черное море (Залив Бардавиль на севере Синая, или Суэцкий залив Красного моря) из Египта.

Святой Григорий Богослов высказал свое мнение о переменах в слове Пасха в фонетическом отношении: «…некоторые названия из неясных изменены в яснейшие, или из грубых в благоприличнейшие; то же усматриваем и здесь. Ибо некоторые, приняв слово сие за наименование спасительного страдания, потом приспособив к эллинскому языку, по переменении Ф на П, и К на X, наименовали день сей Пасхою. А привычка к измененному слову сделала его употребительнейшим; потому что оно нравилось слуху народа, как речение более благочестное».

Он также стал основоположником духовного и типологического библейских толкований, которые допускают, что некоторые истории из Ветхого Завета явились прообразом для сюжетов Нового Завета в виде аллегории. Например, исход евреев из Египта предстает в виде прообраза Христова Воскресения:

  • когда спасаются еврейские первенцы, подразумевается событие из Нового Завета, где Христос спасает всех людей, как Агнец, чьей кровью обозначили дома, спасает евреев;
  • глубоко и толкование традиций совершения Песаха: для этого берут ягненка без порока (и Иисус был непорочен), может быть его возьмут от коз, а возможно и от овец (Христос страдал не только за праведных людей, но и за заблудших);
  • прообраз жертвы, агнца – это овен, найденный Авраамом на горе «Бог узрит» (Быт. 22:1-18). Принесение жертвы интерпретируется как жертва Бога-Сына Отцом; избавление Исака – как символ Святого Воскресенья;
  • проход сквозь стихию (через море), гибель фараона, первое после пересечения пустыни празднование Песаха – это все означает обновление, Воскресение.
  • Евангелие
    Именно в Пасху происходят все последние и самые важные события Евангелия. В Иерусалиме, как гласит древнее предание иудеев, на Песах появится Мессия – Царь Израилев. Иисуса считают Царем, а потому радостно встречают и ликуют (Ин. 12:12).

  • Великий четверг. Иисус совершает Таинство Евхаристии в Иерусалиме в Сионской горнице. Этот день описан как Песах (день опресноков, иудейская Пасха). В Священных Писаниях сказано, что иудеи еще 2 дня после Воскресенья праздновали Пасху. Возможно, что Галилейский календарь имел опоздание на 2 дня. Предполагают, что Ветхозаветный Песах – это агнец, опресноки и вино связывают с уже новозаветной Пасхой, а также Иисусом, его кровью и телом.
  • Страстная пятница. Понтий Пилат желает помиловать Иисуса. Он хочет воспользоваться традицией прощения в честь Пасхи одного из осужденных и просит народ выбрать, кого отпустить, но люди под давлением первосвященников выбирают Варавву. Понтий Пилат надеялся, что народ выберет Иисуса. Распятие его похоже на заклание агнца, Христу даже не перебивают голени как остальным (агнцу нельзя ломать кости). После казни Его снимают с креста, Иосиф Аримафейский и Никодим заворачивают тело в плащаницу, уносят в пещеру и приваливают большим камнем. Мария Магдалина и «другая Мария» присутствуют на погребении.
  • Великая суббота. Первосвященники, зная о предсказании Воскресения, просят Понтия Пилата поставить стражу у пещеры на 3 дня, чтобы ученики не смогли «подстроить» воскрешение.
  • Воскресение Христово. Жены-мироносицы видят у гроба Ангела, происходит небольшое землетрясение и стража разбегается. Ангел сообщает им, что Иисус Христос воскрес.
  • Через 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Иисус приходит к ученикам и убеждает их, что Он на самом деле воскрес, просит Фому потрогать раны, и Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».
  • В течение 40 дней Иисус является ученикам и более чем 500 другим людям (1Кор. 15:6) на море Тивериадском, когда они рыбачат, восстанавливает апостольство Петра.
  • На 40-й день Христос возносится на небо, благословляет апостолов.
  • На 50-й день от Воскресенья все апостолы получили дары Святого Духа. Последнее событие отразилось в календаре богослужений.
  • Пасха в церковном году

    Что касается Пасхи, то отмечаются все переходящие праздники в той последовательности, в которой они идут в Евангелии:

  • Лазарева суббота;
  • Вход Господень в Иерусалим – за неделю до Пасхи;
  • Страстная седмица – неделя перед праздником Пасхи;
  • Пасха – Светлое Христово Воскресение;
  • Пасхальная неделя (Антипасха в Православии, Октава Пасхи в Католицизме) – явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;
  • Вознесение господне – 40-ой день после Пасхи;
  • Пятидесятница – 50-ый день после Пасхи (в православии совпадает с Днем Святой Троицы)
  • Пасхальные традиции

    Все традиции, связанные с Пасхой, возникли из богослужений. Раньше из-за Великого поста даже некоторые семейные праздники переносились на Пасху. Символами для Пасхи можно считать ручьи (Обновление), огонь (Свет), крашеные яйца, куличи (Жизнь) и так далее.

    Пасхальное богослужение
    Это богослужение особо пышное и яркое. Давным-давно оно служило еще и крещением, люди постились, а потом в день Пасхи шли креститься.

    В церквях существует традиция совершать богослужение ночью, иногда – рано утром.

    Пасхальное приветствие
    С Воскресенья и 40 дней после него нужно христосоваться – встречать друг друга со словами: «Христос воскресе!» – «Во истину воскресе!» и 3-кратным поцелуем. Этот обычай еще апостольских времен: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), (1Пет. 5:14), (1Кор. 16:20).

    Пасхальный огонь
    Пасхальный огонь – символ Света Божьего, спускающегося с небес. Люди каждую Пасху ждут его чудесного сошествия с нетерпеньем и, когда он сходит, разносят его по храмам и по городам. Верующие зажигают от него свои свечки и разносят по домам, где стараются сохранить в лампадках на весь год.

    У католиков принято перед службой зажигать Пасхал – большую, толстую свечу, которая подарит свое пламя десяткам других свечек. После этого начинается богослужение. Такая свеча зажигается на каждой службе в Пасху. До революции была традиция возле церкви разводить костер – это делалось тоже в знак обновления и сожжения Иуды. Огонь – это еще и символ костра, возле которого грелся Петр. Иногда для праздничности используют хлопушки.

    Пасхальная трапеза
    На Великую Субботу в храмах принято святить куличи, пасхи, яйца и другую еду для праздничного стола. Есть традиция дарить друг другу пасхальные яйца – как символ Воскресенья. Предание гласит, что Мария Магдалина подарила императору Тиберию яйцо в знак Воскресения, но он ей не поверил, сказав, что не может быть Воскресения как и того, что белое яйцо вдруг станет красным. Яйцо тут же покраснело. Отсюда и пошла традиция красить пасхальные яйца. А красный цвет означает жизнь и победу. У икон, где изображается Воскресение или Преображение, Христос изображается окруженный сиянием овальной формы, похожей на яйцо. У некоторых народов эта форма означает загадку или чудо.

    В Православии традиционно также освящается и квасной хлеб – артос. Не успевшие причаститься могли вместе со всеми отведать его.

    Сейчас артос просто раздают на хранение, и верующие только в крайнем случае, вместо причастия, его вкушают, или едят натощак, если болеют. Символ единства перекочевал к куличам и пасхам.

    На творожных пасхах ставят печать «ХВ». Ягненок – символ Пасхи. В России обыкновенно пекут пирог в форме ягненка. В Болгарии, Италии, Балканах ягненок закалывается или зажаривается «чеверме» ( «бедро») или «шиш» («шашлык» из ягненка).

    Стол обычно готовят в четверг, чтобы ничего не отвлекало от праздника и молитв.

    Пасхальный крестный ход
    В преддверии Пасхи верующие с молитвами и пением стихиры выходят из храма, обходят его и возвращаются внутрь, после чего начинается утреня (Крестный ход на Пасху не следует путать с богослужением Крестного пути).

    В Римско-католической церкви крестный ход совершается в богослужение навечерия Пасхи, но не перед Литургией, а уже после нее.

    Пасхальный звон
    По традиции после молчания колоколов на праздник начинаются особо красивые перезвоны. У верующих есть возможность в течение Светлой Седмицы подняться на колокольню и позвонить в колокола во имя Христова Воскресенья.

    У бельгийцев есть традиция говорить детям, что колокола молчат, так как уехали в Рим и вернутся с яйцами и кроликами.

    Шум создаваемый колоколами символизирует землетрясение, которое было при Воскресении. Также в некоторых греческих храмах шуму прибавляют и прихожане, стуча по стенам и полу.

    Народные традиции Пасхи

    Славянские обычаи
    На Пасху всегда собирались на Руси народные гуляния, чаще всего возле церквей, да и просто на площадях, носившие название Красная горка. Праздновали обычно от 1 дня до 2-3-х недель.

    В Сербии и императорской России яйцами христосовались, разбивали их друг о друга разными концами, играли в «покатушки».

    На Украине в Пасхальный понедельник парни поливают девушек водой, а девчата «мстят» уже во вторник.

    Западноевропейские обычаи
    Есть у европейцев обычай прятать яйца по дому, чтобы дети их искали. Так что по утрам дети просыпаются и начинают искать разноцветные яички. Для интереса делают «гнезда» пасхальных кроликов, которые пришли из Германии с XVI века. Сейчас в виде кроликов делают игрушки, сладости и так далее.

    Также люди устраивали пасхальные ярмарки, украшали зеленью, яйцами и различными персонажами деревья, кусты, дома, улицы, мосты, фонтаны. Все это символизировало обновление, «Весну радости». Этим праздник очень напоминает Рождество.

    Святые отцы о Пасхе

  • Григорий Богослов: «С ними и я (о если бы иметь мне и голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! и еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир.

    Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразавательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать, и говорю) была еще более неясным прообразованием прообразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие “новое вино в Царстве Отца” (Мф. 26:29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере; ибо познаваемое ныне всегда ново. В чем же состоит это питие и это вкушение? – Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».

  • Григорий Нисский: «Как но­вый, только что образовавшийся рой пчел, в первый раз выле­тающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены се­мейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине спра­ведливо сравнивают настоящий день с днем будущего воскре­сения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник раду­ется и неочистивший свою совесть надеется исправиться по­каянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет че­ловека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.

    Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нем сокрыта надежда ва­шего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем!” (1Кор. 15:32)».

  • Иоанн Златоуст: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, – насыщайтесь все; телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: “Ад”, – говорит он, – “огорчился” (Ис. 14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?” (1Кор. 15:55). Воскрес Христос, – и ты низложился; воскрес Христос, – и пали бесы; воскрес Христос, – и радуются ангелы; воскрес Христос, – и водворяется жизнь; воскрес Христос, – и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, – “первенец из умерших” (1Кор. 15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».
  • Исихий Иерусалимский: «Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней – Воскресение… Как мертвого погребал Его Иосиф, но, погребенный как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть».
  • Лев Великий: «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, еще находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец — не быть тем, кем он был, и начало — быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрет и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падет ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, “никто не может служить двум господам” (Мф. 6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».
  • Мелитон Сардийский (ритмичный стих): «О таинство новое и неизреченное! Заклание овцы сделалось спасением Израиля, и смерть овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела. Скажи мне, о ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни, смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня? Ясно, что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы… Услышьте о силе таинства! Когда-то заклание овцы было драгоценно, ныне же оно обесценилось из-за Господней жизни;

    Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от pathein (“претерпевать”) произошло paschein (“страдать”, или “праздновать Пасху”). Итак, научитесь, кто страдает, и кто сострадает страждущему, и для чего Господь сошел на землю: чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его превыше небес».

  • Феодор Студит: «Почему же мы с таким нетерпением ждем Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы ее множество раз и раньше? И эта придет и уйдет – в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.

    Что же, – спросит кто-нибудь, – не нужно радоваться Пасхе? – Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше – но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? – Очищение грехов, сокрушение сердца, слезы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

  • Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    старее
    новее большинство голосов
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии