Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий, Вербное или Пальмовое воскресенье) – христианский праздник, который отмечают в воскресенье, предшествующее Пасхе, то есть в 6-е воскресенье Великого Поста.
На Руси в богослужебной литературе праздник упоминается как Неделя Цветоносная (в простонародье – Вербное воскресенье), поскольку в России вместо пальмовых ветвей, которыми устилали дорогу Иисусу Христу, использовали ветви вербы. Об этом впервые упоминается в Изборнике Святослава.
Празднуемое событие
Описание праздника в Евангелии от Матфея
Описание у других евангелистов
О входе Господнем в Иерусалим повествуют Лука, Иоанн, Марк и Матфей.
Марк рассказывает в 11 главе Евангелия, Лука – в 19, а Иоанн – в 12 главе. Описания событий от Марка и Луки очень схожи с описанием Евангелия от Матфея, но все же имеют некоторые отличительные детали.
Марк и Лука повествуют, что Иисус останавливается на пути в Иерусалим недалеко от Елеонской горы, вблизи Вифагия и Вифания. Далее Он отправляет двоих своих учеников за молодым ослом, которого те находят и приводят к Иисусу.
Значение
Праздник Входа Господня в Иерусалим имеет определенный символизм. С одной стороны, это признание Иисуса Христа Мессией, а с другой стороны – это прообраз вхождения в Рай Сына Человеческого.
Иудеи, находившиеся на тот момент во власти Римской империи, ожидали Мессию в образе политического освободителя. Они считали, что Иисус, сумевший воскресить Лазаря, и есть тот Мессия, который поведет их к политической свободе. Именно поэтому евреи приветствовали Христа как царя – усыпая его путь пальмовыми ветками.
Один лишь Иисус знал, что путь, усеянный пальмовыми ветвями, приведет его к распятию. Миссия Его состояла не в борьбе за политическую свободу, а в освобождении человека от рабства греха.
История
Считается, что праздник Входа Господня в Иерусалим впервые был отмечен именно в самом Иерусалиме. Встречаются упоминания об этом празднике у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского.
Изображения празднества были найдены на саркофагах IV века, но в западных традициях он окончательно укоренился лишь ближе к VII веку. На сегодняшний день праздник отмечают православные, католики и протестанты.
Православие
В православии праздник Входа Господнего в Иерусалим является одним из 12-ти главных праздников в церковном календаре. Он не имеет предпразднества (хотя им может считаться Лазарева суббота) и попразднества (сразу за ним идет Страстная Седмица).
Накануне праздника в церквях проводится всеношное бдение, читаются молитвы, тем самым приветствуя Господа как победителя ада и смерти. Люди держат в руках ветви и зажженные свечи. На утрене читается молитва, благословляющая ветви «вайи», и после чтения молитвы ветви вербы окропляются святой водой.
Православные христиане хранят освященные ветви вербы на протяжении всего года, украшая ими иконы. Существует обычай класть освященные ветви вербы в руки умершему человеку в знак того, что он победит смерть и встретится со Спасителем.
Католицизм
У католиков перед началом службы традиционно проводят шествие. Во время шествия участники держат в руках ветви пальмы (или же вербы) и зажженные свечи. Исполняются праздничные антифоны, восхваляющие Господа, и гимн Христу-Царю. Это действие символично представляет людей, которые вышли навстречу Спасителю во время Его входа в Иерусалим.
Месса этого праздника включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются в Великую пятницу. Освященные ветви хранятся на протяжении всего года. Существует обряд сожжения этих ветвей для службы в Пепельную среду.
В католицизме латинского обряда
Входное песнопение:
Коллекта:
Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошел на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Народные традиции в России
В народе существует традиция бить друг друга ветвями освященной вербы. Особенно это касается детей. После заутрени, на которую не брали маленьких детей, родители поднимают с постели своих чад легкими ударами освященной вербы, при этом произнося: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».
Особо любимы детьми были вербные базары, на которых продавалось огромное множество различных игрушек, сладостей и книг. На таком базаре обязательно покупался пучок вербы, к которому привязывали украшение – бумажного ангелочка – «вербного херувима».
Люди придавали особое значение освященным ветвям вербы и верили в их спасительную силу от злых духов, недоброжелателей, а также в спасение домашнего скота от сглаза, порчи и болезней. Существовал обычай в Вербное воскресенье стегать домашний скот, произнося: «Как вербочка растет, так и ты расти».
С этим праздником связано множество поговорок, примет и пословиц: