Вся пища с точки зрения пищеварения делится на легкую и тяжелую.
- К легкой пище относятся рис, маш и оленина.
- К тяжелой пище относятся молоко, черные бобы, сырые овощи и фрукты, говядина и свинина.
Приготовление и сочетание продуктов может изменить эти качества пищи. Например, молоко становится более легким, когда его подогревают с шафраном, а рис становится более тяжелым, когда его варят в молоке.
В целом животная пища тяжелее овощей, бобов и зерновых; сырая пища тяжелее приготовленной на огне, а консервированная – тяжелее свежей. Сырую и приготовленную на огне пищу не следует сочетать в одном приеме. Исключение составляют небольшие количества сырой пищи в качестве возбуждающей аппетит закуски или чатни. Не смешивайте в одном приеме тяжелую и легкую пищу; не смешивайте свежеприготовленную пищу с оставшейся от предыдущих приемов. Очень горячие и очень холодные блюда, например, мексиканскую пищу и мороженое, не следует потреблять в один и тот же прием.
- Легкая пища способствует усилиям психики по интеграции тела, ума и духа, потому что во время процесса пищеварения она оттягивает вниз меньше крови.
- Тяжелая пища требует больших затрат энергии на переваривание, поэтому в пищеварительный канал поступает больше крови и меньше остается для работы мозга.
Рис – легкая пища, пшеница – тяжелая. Потребляющие пшеницу жители северной Индии гордятся тем, что имеют более массивное телосложение, чем потребляющие рис жители южной Индии. Южане метко парируют: «Пшеница увеличивает мускулы, рис – мозги». Согласно Бхагавадгите, к пище, которая наилучшим образом способствует психическому равновесию, если она потребляется в соответствующих количествах и правильно переваривается, относятся рис, маш, молоко, гхи, мед и чистая вода.
Вы можете есть досыта – но не более того – легкую пищу, но не должны съедать более половины того количества тяжелой пищи, которого вам хочется. Людям слабым, больным, ведущим сидячий образ жизни или не занимающимся физической тренировкой, не следует потреблять твердой пищи больше половины того количества, которое они в состоянии съесть (то есть вместить в желудок), вне зависимости от того насколько она легкая. При этом необходимо дополнить эту пищу жидкостью в количестве 1/4 объема желудка. Четверть, оставшаяся пустой, обеспечит смешивание пищеварительных соков с питательными веществами. Некоторые авторитеты полагают, что твердая и жидкая пища должны составлять по 1/3 от емкости желудка.
Людям вата-типа пища, приготовленная на огне, вероятно, нужна больше, нежели людям питта-типа, которые часто лучше чувствуют себя, питаясь сырой пищей. Редко можно встретить представителя чистого вата-типа, который мог бы поддерживать свое равновесие только с помощью сырой пищи, тогда как представители питта- или питта-капха-типов могут жить почти исключительно на сырой пище. Люди вата-питта-типа могут спокойно существовать на сырой пище весной и летом. Сырая пища способствует повышению тонуса желудочно-кишечного тракта капха- и вата-капха-типов, но если появляется недостаток внутреннего огня, то это указывает на излишнее увлечение сырой пищей.
Люди вата-типа лучше всего чувствуют себя на пище из различных продуктов, приготовленных в одной емкости за один раз: на супах, тушеных блюдах, запеканке из риса, овощей и мяса и т.п. В тушеных блюдах все ингредиенты – мясо, крупа, бобовые, овощи – теряют свои индивидуальные свойства и превращаются в единую субстанцию. Взятый отдельно, каждый продукт при переваривании требует от тела особого отношения. Такие продукты, находясь вместе в пищеварительном канале, могут бороться за внимание тела, что приводит к несварению.
Пищевые сочетания более важны для вата-типа, чем для других. Пищеварительная система вата-типа не способна перерабатывать различные продукты за один раз, независимо от того, сколь мало их количество, так как сухость и изменчивость ваты ограничивают возможности пищеварения. Неправильное питание нарушает вату и ухудшает дальнейшее пищеварение. Однако при приготовлении в одной емкости различные продукты теряют свои различия, и устраняется все, что должно быть устранено. Такие блюда особенно хороши для всех типов во время болезни, выздоровления и восстанавливающей терапии.
Старайтесь избегать любой неправильно приготовленной пищи, например, содержащей запеченный мед, переваренной, недоваренной, подгоревшей, неприятно пахнущей, незрелой, перезрелой, гнилой, несвежей или имеющей прочие недостатки. Жареная пища возбуждает все тридоши.
- Вата усиливается из-за сухости, увеличившейся во время процесса жарки.
- Питта усиливается из-за тепла и из-за прогорклой жирности готового блюда.
- Капха – из-за тяжести масла и клейкости пищи после жарки.
Жареная пища, кроме того, ослабляет зрение, и ее нельзя потреблять регулярно.
Вся пища, которую вы едите, воздействует и на ум, и на тело. Ум имеет 3 возможных состояния:
- Саттва, или равновесие,- нормальное состояние ума, в котором он правильно различает.
- Раджас, или движение,- состояние, в котором чрезмерная психическая активность ослабляет способность различения.
- Тамас, или инертность,- состояние, в котором недостаточная психическая активность ослабляет способность различения.
Пища, испорченная или неприятная на вкус, подвергавшаяся процессу брожения, как алкоголь, или хранившаяся слишком долго, способствует тамасу. Бобовые и прочие продукты с высоким содержанием белка, такие как мясо, рыба и птица, равно как и острые специи, усиливают раджас. Раджас и тамас нарушают целостность ума-тела-духа. Саттва, способствующая этой целостности, повышается с помощью сладкой пищи – такой как зерновые и фрукты, некоторые овощи и молочные продукты.
Чеснок и лук имеют раджасичную и тамасичную природу и запрещен йогам, потому что укрепляют привязанность сознания к телу. Многие люди, следующие духовным путем, также соблюдают этот запрет, и это хорошо – до тех пор, пока человек остается здоровым. Однако если вы уже нарушили свой баланс, будет разумно использовать чеснок, лук и другие подобные продукты, чтобы улучшить состояние тела. Когда же здоровье восстановится, можно будет возвратиться к строгой духовной дисциплине в пище.
Как можно чаще ешьте пищу, полученную непосредственно от производителя. Помимо того, что такие продукты более свежие и вкусные, они проходят через меньшее количество рук, прежде чем попадут к вам. Пища, которую мы покупаем в своих городах, до того, как попасть на наш стол, проходит через руки фермера, агента по продаже, оптовика и розничных торговцев. Каждый из этих достопочтенных людей имеет дело с продуктами из соображений прибыли, не видя в ней символа жертвы, и поэтому привносит в нее негативный аспект. А все негативное в пище беспокоит ваш ум.
Привычки в еде влияют на возможности пищеварения. Например, если вы всегда едите пищу, приготовленную на огне, то попробовав сырую пищу, вы обнаружите, что она тяжело переваривается, так как ваш организм к ней не привык. Некоторые привычки полезны: регулярное потребление риса, пшеницы, ячменя, маша, китайского редиса, имбиря, лука, чеснока, винограда, гранатов, нежирной простокваши или взбитого с водой йогурта, гхи, каменной соли и чистой воды хорошо для всех, чья конституция позволяет это. Людям питта-типа, например, не следует постоянно есть чеснок, так как для них он слишком горяч. Из мяса для регулярного потребления годится только дичь.
К продуктам, к которым никогда не следует привыкать, поскольку они слишком тяжелы для нормального переваривания, относятся невзбитый йогурт, свинина, говядина, баранина, сушеное мясо, сушеные овощи, черная патока и сыр, а также любые очень холодные, очень горячие, совершенно лишенные вкуса или, наоборот, имеющие слишком насыщенный вкус продукты.
Мясо в Аюрведе разрешается страдающим от истощения, воинам и тем, кто подвергается чрезмерным нагрузкам. Но, будучи очень тяжелым для переваривания, мясо разлагается быстрее других продуктов и быстро вырабатывает аму. Если вы не занимаетесь интенсивной тренировкой, регулярное потребление мяса будет умножать жир, а не плоть. Оно повышает скорость, а не выносливость, что не пойдет на пользу тем, кто находится под влиянием ваты. Мясо перегревает ум и согревает тело, но даже в холодном климате его не следует есть сверх необходимого. К тому же мясо сегодня плохого качества, оно насыщено антибиотиками и другими медикаментами и берется от перекармливаемых животных, которые никогда не испытывали физических нагрузок, из-за чего вся ама остается в их тканях.
С эзотерической точки зрения страх, который переживает перед забоем животное, и ненависть, которую оно испытывает к убивающему его человеку, изменяют состав его мяса и усиливают страх и гнев у того, кто его ест. Чем больше насилия в составе нашей пищи, тем больше его и в нашей жизни. Кроме того, поскольку отходы пищеварения частично вьщеляются с потом, мясоед целый день пребывает под воздействием запаха собственного тела, вдыхая вещества, способствующие страху и гневу, и проецируя эти эмоции вовне на других людей. Отказаться от мяса может не каждый, но если это окажется вам под силу, сделайте это.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция»