«Трем вещам в этом мире суждено мне было отдать предпочтение: молитве, женщинам и ароматам».
Пророк Мухаммад
Первым человеком, постигшим лечебные свойства трав и цветов, был Пророк Сулейман. Однажды, когда он молился в мечети, перед ним появился цветок и сказал: «Ас-салаам йалайкум, Хазрат Сулейман!» Хазрат Сулейман ответил на приветствие и спросил: «Что ты тут делаешь? Для чего ты?»
И цветок ответил, что он является лекарством от такой-то и такой-то болезни. На следующий день Хазрату Сулейману явился другой цветок и рассказал, от какой болезни лечит он. Со временем Пророку явились все лекарственные растения и рассказали о своих лечебных свойствах. Он был первым, к кому пришло это знание Божественного происхождения.
Абсолютная сущность, или эссенция Аллаха, называется «заат». Для обозначения этого непостижимого абсолюта мы используем местоимение «Хуу». Наш человеческий ум не в состоянии в полной мере объять или пережить сущность Аллаха. И, исследуя природу Бога, нам приходится глядеть лишь на неисчислимые грани Его творения и познавать Его по Его знакам.
Каждый из Божественных атрибутов наделен заатом, то есть полнотой. Например, ар-Рахмаан – это вся ведомая и неведомая нам милость прошлого, настоящего и будущего, явленная во всех ее формах: физической, душевной и духовной. Аллах, в своей милости, распространил бесчисленные ее формы по всему человеческому, ангельскому и животному миру. И все же, эти неисчислимые проявления лишь малая часть заата, или полноты атрибута Аллаха ар-Рахмаан.
Это представление об абсолютной сущности применимо и к человеку, когда речь идет о его душе (руух). Эта тесная связь между абсолютной сущностью, или эссенцией, и ее разнообразнейшими проявлениями повторяется везде в природе. Все цветы, деревья, кустарники имеют физическую форму и сущность. Из семени дуба не вырастет ива. В семени, или в сущности цветка, заключены все его характерные особенности: высота растения, форма листьев и соцветий, вегетативный цикл, цвет, аромат и даже лечебные свойства. Изучая влияние пищи на здоровье, мы уже узнали о некоторых таких сущностных свойствах растений.
Наша, человеческая, абсолютная эссенция, или душа, извлекается из тела в момент смерти. Аллах вдохновлял Своих пророков (да пребудет с ними мир) на открытие способов извлечения из цветов души (руух), и эти знания поступили в распоряжение суфиев.
Выразительным примером тут может служить руух-и гулааб, или душа розы. Считается, что абсолютно совершенная сущность, или эссенция, розы живет внутри ее цветка, так же, как сущность, или душа, человека живет в его теле. Эти эссенции цветов имеют неоценимое значение для восстановления в человеке равновесия, утрата которого приводит к заболеваниям.
Роза – символ Суфизма, ибо она считается матерью ароматов и царицей сада. Уже само расположение розового цветка, этого образца редкой утонченной красоты и сладости, на верхушке длинного прямого стебля, покрытого колючими шипами,- очень удачно символизирует мистический путь к Всемогущему Аллаху.
У 124 000 пророков, которых Аллах посылал в мир со Своими Наставлениями, были различные тела, но одна душа. И все пророки всегда несли человечеству одно и то же послание, независимо от их внешности, цвета кожи и языка, на котором они говорили. Аллах сказал, что первой созданной Им вещью в мире была Душа пророчества. Он сказал, что создал ее из Своего абсолютного света, называемого «нуур». И еще Аллах поведал нам, что если бы Он не создал Душу пророчества, то не создал бы и Вселенную.
Когда Всемогущий Аллах сотворил эту величественную душу, она так сияла и пылала светом, что с нее начал капать пот. Вот из этого пота Души пророчества Аллах создал душу розы. Так, фактически, начались искусство и наука ароматерапии.
Каждая пророческая традиция использует в целительстве цветы и их масла. Если мы рассмотрим природу цветов как таковых, то поймем, что они растут и развиваются в основном благодаря своим взаимоотношениям с солнечным светом; под влиянием солнечных лучей в их листьях происходит фотосинтез – процесс образования кислорода, которым мы дышим. Цветы нуждаются в этом солнечном питании точно так же, как в почве и в дожде.
Говорят, что за Пророком Мухаммадом ходили люди, собиравшие капли его пота, ибо пот этот издавал сладчайший аромат, он был благоуханнее лучших цветов. Эти капельки имели такой изумительный запах потому, что в нем содержалась сущность, или эссенция, его души.
Возьмем волшебное мгновение перехода между нежизнью и жизнью – момент рождения, когда в теле пробуждается душа. Наша жизнь измеряется промежутком между первым вздохом и последним.
В момент этого первого вздоха можно ощутить прообраз всех ароматов, исходящий от кожи и дыхания новорожденного.
Аромат новорожденного пробуждает в сердце, сознании и душе того, кто его ощущает, глубочайшую и проникновеннейшую любовь. Нет человека, который не оценил бы по достоинству благоухание младенца. Это неподражаемый уникальный аромат, и приесться он просто не может. Запах младенца безупречно тонок и чист и каким-то образом он воплощает беспомощное доверие и надежду на тех, кто сильнее и опытнее,- в этом чувстве полностью воплощены наши взаимоотношения с Творцом, нет Ему равных.
Дети рождаются чистыми и безгрешными, с Божественным светом внутри; в них пребывает сущность Души пророчества. Несомненно, начиная осознавать мир, они теряют невинность, и с погружением в жизнь мира – в макаам ан нафс – их аромат меркнет и уходит.
Итак, говоря о сущностях, или эссенциях, цветов, следует помнить, что они воспроизводят высшие ароматы Души пророчества, от которой они произошли.
Душу цветка можно извлечь несколькими способами: выжимая из лепестков масло, обрабатывая лепестки водой с последующим ее выпариванием или связывая ароматические масла более низкими маслами. Любой из этих процессов позволяет добыть из растения его эссенцию, или сущность. Эти сущности (или содержащие
их масла) называются «аттар» (от арабского слова «йитр»). На Западе их называют эфирными маслами, эссенциями, ароматами и, иногда, духами.
Добавление спирта в эссенцию убивает ее сущность, поэтому масла и лекарства, содержащие спирт, не используются в суфийском целительстве.
Используя аттары, или эфирные масла, нужно проявлять величайшую осторожность, ибо в них не просто исключительно велика концентрация физически активных веществ – в них, кроме того, очень сильна сущность. Поэтому перед употреблением некоторые аттары растворяют в чистых низших маслах, вроде оливкового, сандалового или миндального (из сладкого миндаля).
В идеале, нужно взять несколько унций лепестков розы (или другого цветка) и положить их на несколько часов (а делать это следует в полдень) в небольшой сосуд с родниковой водой. Эссенция выделится в воду, и вы можете быть совершенно уверены в ее чистоте и отсутствии посторонних добавок. Можно также просто съесть несколько свежих лепестков – и в таком случае все активные вещества поступят к вам в организм, не претерпев ни малейших изменений. Но удобнее и надежнее всегда иметь под рукой некоторое количество высококачественного чистого масла.
Поскольку считается, что роза среди всех цветов имеет самую совершенную сущность, то ее часто используют в качестве носителя бараки (небесной благодати) святого. Люди, посещающие места упокоения (даргахи) святых, нередко кладут на надгробия лепестки роз, затем забирают их и используют в качестве лекарства. Душа святого жива, и его сущность пропитывает сущность розы, а ту, в свою очередь, может принять любой человек, и это неизменно приводит к благотворным результатам.
Розовые сады растут при многих суфийских кханагахах (монастырях). Суфии читают над розовыми лепестками стихи из Корана, таким образом заряжая их еще большей целительной силой.
Суфий Абу Анис Мухаммед Баркат Али (да возлюбит его Аллах), пребывая в уединении в Пакистане, создает, при помощи вышеописанных методов, свои собственные лекарства для души. Он собирает в расположенном неподалеку саду свежие лепестки и непрерывно читает над ними молитвы и вспоминает Аллаха. Потом эти лепестки сушатся в специальной комнате, где содержится более 250 000 экземпляров Святого Корана, и среди них – один из четырех старейших образцов в мире – книга времен Хазрата Утмана. Эта комната, носящая название «Коран Махал» («Дом Корана») просто вибрирует Божественным присутствием. Лепестки выкладываются в форме слова «Аллах», над ними периодически прочитываются различные стихи из Корана, и от этого в них вызревают целительные свойства. И если всего один или несколько приготовленных так лепестков входят в состав лекарства, то оно уже оказывает сильное целебное воздействие, ибо так угодно Аллаху.
Этим методом может воспользоваться любой. Возьмите кусок чистой ткани – желательно цвета лесной зелени, а если такой нет, то голубого или белого цвета – достаточного размера, чтобы на ней уместилось слово (примерно 90 на 120 см) Произнесите «Бисми Ллаах ир-Рахмаан, ир-Рахиим (Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного)» и выложите из лепестков слово «Аллах», точно следуя порядку начертания, представленному ниже на рисунке.
Выложив слово «Аллах», повторите над ним 786 раз «Бисми Ллаах ир-Рахмаан, ир-Рахиим». Если у вас есть время и желание, вы можете повторить эту формулу сколько угодно раз. Завершив эту процедуру, можно использовать лепестки в лечебных целях.
Йаа Хейу, йаа Кайуум! Лаа илааха иллаа анта йаа архаам ар-рахиимиин! Ааминь! О Живой, о Вечный! Нет никого, кроме Тебя, о Милостивейший из Милостивых! Аамиинь!
Хотя существует 50-60 тысяч различных растений, из которых можно извлекать эфирные масла, суфии используют, главным образом, те из них, что упоминаются в Божественных источниках. Тут мы будем говорить о таких аттарах, как янтарное масло, ладан, мирр, фиалка, сандал, мускус, роза, жасмин, хна, ййууд и джаннат ал-фардавс. Все это – чистые масла, и лишь последнее из них – смесь.
Лучше хорошо научиться использовать несколько масел, чем знать понемногу о сотнях из них. И даже с этими десятью маслами можно составить сто триллионов комбинаций!
Специи:
Янтарное масло Ладан Мирр Фиалка Сандал Мускус Роза Жасмин Хна Йууд Джаннат ал-Фардавс
Янтарное масло
Источником янтарного масла (по-персидски – «кахрабах»), или, как его иногда называют, жидкого янтаря, служит одна из разновидностей сосны (Picea succinfera). Многим людям приходилось видеть янтарные камешки и бусы – по сути это то же самое вещество, которое используется в целительстве. Камешки янтаря – это та же смола, что используется для производства масла, просто за миллионы лет она затвердела.
В мире есть лишь 3 месторождения янтаря. Его цвет варьируется от полупрозрачного светло-розового до темно-коричневого. Если вспомнить, что прежде, чем стать янтарем, сок деревьев пролежал в земле от одного до шести миллионов лет, можно осознать, какая древняя целительная сила таится в этих камешках.
Некоторые люди добывают эссенцию просто из сока янтарной сосны. Но другие, ощущая древнюю силу янтарных камешков, предпочитают извлекать эссенцию из них – для этого их стирают в порошок, а затем нагревают. Этот вид янтарного масла обладает более сильными целительными свойствами, но его очень трудно достать.
Процесс окаменения янтаря длился с таких давних времен, что мы ныне не можем сказать, какие жизненные формы тогда существовали. Однако нам известно, что жившие в древние времена пророки обладали сверхъестественными силами восприятия и очень сильными целительскими способностями. Например, мы знаем, что один пророк мог услышать разговор муравьев на расстоянии более десяти миль! Вполне вероятно, что эти люди были наделены не только духовными силами, но и скрытым знанием лечебных трав. Многих из этих растений уже нет в природе.
Хотя лучшие месторождения янтаря находятся на Ближнем Востоке, в России и в Доминиканской Республике, его развозят по всему миру, в том числе и для того, чтобы извлечь из него эссенцию – превратить его в аттар. Особенно чистое и целебное янтарное масло вырабатывают в Судане и Тунисе. Суданское масло намного более горячее, чем тунисское, а потому оно и действует сильнее. Оно настолько густое, что не льется и извлечь его из бутылки можно только, хорошо подогрев.
Месторождения лучшего в мире кускового янтаря находятся в Афганистане – к тому же, он недорог, если покупать его на месте. К сожалению, ныне достать его трудно.
Янтарное масло особенно полезно при любых заболеваниях сердца. Если розу называют матерью ароматов, то янтарное масло – отцом (или царем) ароматов.
В современном западном целительстве янтарное масло используется очень мало, хотя в 1920-х годах врачи очень часто прописывали его при заболеваниях сердца.
Лучше всего использовать янтарное масло так: возьмите одну капельку на конец пальца и натрите место расположения «третьего глаза» (только не физические глаза, конечно). Впитавшись в тело, масло стимулирует шишковидную железу, активизирующую многие физиологические функции.
Ладан
Английское слово «incense» («ладан», «фимиам», «благовоние») происходит от французского «encens», и изначально оно переводилось только как «ладан», однако теперь этим словом обозначают любые ароматические пары. Иначе ладан называется «frankincense», и приставка «frank» обозначает «роскошный», «дорогостоящий». Таким образом, слово «frankincense» (то есть «ладан») обозначает «наилучшее благовоние».
По-латыни благовония называются «par fumum», что означает «с дымом». Сжигание масел – весьма распространенная практика, поскольку при этом их сущность становится еще тоньше, поднимается в воздух и легко рассеивается по большому пространству. Это действенный способ подачи благовоний сумасшедшим, детям и другим людям, которые не могут или не желают нюхать их иначе.
Испаренная эссенция поступает в тело по целой сети тонких каналов и быстро достигает своей цели, а если проглотить ее или втереть в кожу, то она вполне может и не дойти до места назначения, особенно, если ее путь лежит через желудок. Пищеварительные соки способны нейтрализовать целительное воздействие, ибо одним из побочных продуктов нормального пищеварения является спирт.
Ладан горяч во второй степени, но не так горяч, как янтарь. К тому же, он менее сух.
Ладан по сей день используется в религиозных церемониях; он был одним из ароматов, дарованных младенцу Иисусу. Дело в том, что ладан – очень сильный очиститель ауры и физических тканей тела.
Мирр
Мирр горяч и сух. Это масло было одним из ингредиентов смесей для исцеления и помазания, завещанных Богом Моисею, а также Иисусу. В древности его использовали при передаче людям определенных сокровенных эзотерических учений: масло должно было очистить духовную среду человека, готовя подходящую почву для учения.
В Коране упоминаются некоторые целебные свойства мирра. И опять-таки есть много сортов миррового масла, и самые качественные из них производятся в Тунисе и в Марокко.
Фиалка
Фиалка – холодная и влажная в первой степени, то есть она обладает мягким воздействием. Листья, цветы и масло фиалки входят в огромное количество лекарственных рецептов.
Сандал
Сандал холоден и сух во второй степени. Самое лучшее и знаменитое сандаловое масло производится в Мизоре (Индия). Сандаловое масло также используется в качестве низшего масла для добычи других масел и составления смесей. Это масло очень медленно испаряется и не портится со временем. Фактически, старое сандаловое масло лучше свежего.
Сандаловое масло показано для любых серьезных медитаций и духовных упражнений, ибо оно успокаивает все эготические порывы тела, особенно сексуальные.
Мускус
В хадисах сказано, что Пророк Мухаммад особенно ценил мускусное масло. Настоящий мускус извлекают из половых желез определенной разновидности оленя, обитающего лишь в самых отдаленных уголках мира. Мускус горяч и сух. Понятно, что для людей, воздерживающихся от использования любых животных продуктов, мускус неприемлем. В медицине мускус используется для лечения заболеваний сердца и преодоления некоторых половых проблем.
Роза
Роза холодна и суха во второй степени. В ароматерапии используется около трех сотен различных разновидностей розы. Считается, что лучший аттар получается из болгарской розы, и его розничная цена достигает 350 американских долларов за унцию (31,1 г). Такое масло есть не у многих. Еще бытует мнение, что некоторые розовые масла первой выжимки из Индии лучше масла болгарской розы. В Индии они стоят по 450 долларов за фунт (453,59 г). Для производства одного килограмма (2,2 фунта) розового масла первой выжимки требуется почти 60 000 фунтов лепестков.
Согласно преданию, индусы открыли розовое масло во время свадьбы Шаха Джехана, который в знак неугасающей любви к своей жене, Нур Джехан, возвел Тадж Махал и разбил Шалимарские сады. В день свадьбы император велел наполнить розовой водой ров, окружавший его дворец, а гостей переправлять на лодках. Под жарким светом солнца в розовой воде спонтанно начался процесс дистилляции масла: оно отделилось от воды и всплыло на поверхность розового водоема. Потом масло сняли, и с тех пор индусы устойчиво держат первенство в его производстве.
Аромат розы – лучший в растительном царстве. Он воздействует одновременно на физическое, душевное и духовное тела человека, очищая и тонизируя их. Это наименее токсичное масло. Добавьте каплю розового масла в галлон воды (3,785 л), и у вас получится великолепный летний напиток. Для этого вам нужно лишь хорошенько размешать масло в воде, затем взять оттуда одну каплю и добавить ее в еще один галлон чистой воды. Получится очень освежающая смесь. Эта единственная капля, хотя и разбавленная почти в миллион раз, сохраняет в себе достаточно силы, чтобы сообщить воде аромат.
Жасмин
Жасмин холоден и сух. Цветки жасмина холодны, однако эфирное масло горячо. Это очень важный момент: не все вещества сохраняют свои свойства при изменении состояния; взять хотя бы воду и лед – химический состав один, а свойства разные. Кроме того, травы и их масла действуют на людей не так, как на животных: то, что горячо для человека, может быть холодно для рыбы. В свете этого факта эксперименты на животных кажутся, в лучшем случае, весьма сомнительной практикой. Жасмин – аромат очень ценимый шейхами знаменитого мистического ордена вертящихся дервишей из Турции. Ничто не помогает поднять настроение и преодолеть депрессию лучше, чем запах этого масла.
Хна
Масло хны достать очень сложно. Это масло считается одним из чистейших и изысканнейших масел в мире, что и отражено в его цене. В Индии 1 драм (приблизительно 1 ч. л. ) высококачественного масла хны стоит около 100 долларов. Дело в том, что обычно это масло долго выдерживают, ибо при выдержке улучшаются его свойства. В некоторых каталогах мне приходилось встречать цену по 1000 долларов за фунт. Однако при желании можно приобрести какую-нибудь смесь с маслом хны – цена в этом случае будет гораздо доступнее.
Любопытная особенность масла хны (как и некоторых других масел) состоит в том, что его аромат сначала кажется многим людям отвратительным и начинает нравиться лишь со временем.
Йууд
Редкое и дорогое масло под названием «йууд» делается из древовидного алоэ. Лучший йууд производится в Индии. Его цена может достигать 800 долларов за 1 драм (приблизительно 1 ч. л.), однако людей, знакомых с его воздействием, цена не смущает.
Можно сказать, что йууд – удел лишь тех, кто пребывает на высших этапах эволюции души. Ведь его применение, в основном, ограничено проблемами, свойственными трем последним стоянкам.
Джаннат ал-Фардавс
Несмотря на то, что джаннат ал-фардавс – смесь, она очень популярна у суфиев. Рассказывают, что некоему суфийскому аттаару, или парфюмеру, удалось как-то во время мистических упражнений взойти на Фардавс, или Высочайшие Небеса. Оказавшись там, он ощутил особое благоухание. Вернувшись же в свое нормальное состояние, он воспроизвел этот аромат и назвал его «джаннат ал-Фардавс», то есть «ворота Высочайших Небес».
Использование масел
У суфиев распространена манера втирать небольшое количество эфирного масла в тыльную сторону правой ладони. Именно этого требует этикет при принятии масла в дар от шейха. Затем масло втирают в бороду или подбородок, проводят полоску на рубашке поперек груди и втирают в запястья.
Другой метод использования масла особенно хорош, когда вы чувствуете угрозу для равновесия вашего разума или души. Капните 2 капли масла на небольшой клочок ваты. Поместите его в углубление раковины уха (но не в само ухо), как показано на рисунке. Ватку нужно класть непременно в правое ухо, и никак не в левое. В этой точке правого уха сходятся вместе пять черепных нервов, образуя нервный узел или ганглий. Этой точке придают большое значение и в других медицинских системах; так, в китайской акупунктуре, она называется «шен вен» и считается одной из важнейших точек жизненной регуляции.
Теперь, узнав кое-что о маслах, мы можем расположить их в соответствии с тем, как они используются на различных стадиях эволюции души, то есть на стоянках эготизма, сердца, души, Божественных тайн, близости и союза. На приведенном ниже рисунке отображены все стоянки, свойственные им проблемы и масла, рекомендуемые к использованию в каждом из случаев.
Некоторые читатели, возможно, удивятся, что я не предлагаю употреблять масла внутрь, от физических заболеваний. Существует целая наука о таком использовании аттаров и эфирных масел. Тут же я говорю лишь о применении масел для воздействия на духовные и душевные центры, поскольку именно там зарождаются болезни.
Вообще-то при проблемах со здоровьем, свойственных любым стоянкам души, достаточно уже просто нюхать соответствующие масла. Однако на стоянках эготизма и сердца полезно, кроме этого, делать из них массажные составы и втирать в тело. На всех остальных стоянках можно просто вдыхать аромат.
Тут следует помнить, что искомый результат состоит не в том, чтобы сокрушить болезнь, а скорее в том, чтобы создать для себя непреодолимый стимул перейти к следующей стадии эволюции.
И последнее: не забывайте, что при работе с чувствами и духовными процессами все результаты естественны; то есть процесс выздоровления идет в лад движению целительских сил самого тела, и все это не происходит резко. Как сказал один великий суфий: «Терпение – ключ к радости».
1. Чрезмерная экстатичность.
2. Неуемные слезы.
3. Непоследовательность
4. Молчание.
5. Лихорадка.
6. Чувство удушья.
7. Жжение в сердце.
8. Боль в сердце.
9. Неверие в Бога.
10. Забывчивость.
11. Повышенная впечатлительность.
12. Ложные интерпретации.
13. Оторванность от реальности.
14. Иррациональность.
15. Упадок жизненных сил.
16. Бессвязность речи.
17. Потеря аппетита.
18. Утомляемость.
19. Лихорадка.
20. Мышечные заболевания.
21. Аутоинтоксикация.
22. Психозы.
23. Взбалмошность.
24. Высокомерие.
25. Спесь.
26. Забывчивость.
27. Самообман.
28. Пренебрежение к другим.
29. Эгоизм.
30. Рассеянность.
31. Болезни кожи.
32. Проблемы с почками.
33. Лихорадка.
34. Головная боль.
35. Тошнота.
36. Диарея.
37. Прыщи, боли.
38. Раздражимость органов.
39. Рассеянность.
40. Страх неудач.
41. Чрезмерная эмоциональность.
42. Невнимательность к другим.
43. Финансовая неустойчивость.
44. Чувство собственной важности.
45. Лицемерие.
46. Приступы ярости.
47. Алкоголизм и наркомания.
48. Ожирение.
49. Подагра.
50 Проблемы со зрением.
51. Желтуха.
52. Рак.
53. Сердечные приступы.
54. Преступные наклонности.
55. Депрессия.
56. Склонность к самоубийству.
57. Плаксивость.
58. Страх, тревожность.
59. Неуверенность в себе.
60 Половые извращения.
61. Безумие, нарушения мышления.
62. Бессонница.
Автор: Шейх Хаким Моинуддин Чишти
Источник: книга «Суфийское целительство»