Скажите, пожалуйста, «анахат над» – беззвучный звук – является некоторым типом звука или это тотальное беззвучие. Объясните также, как состояние тотального полнозвучия может быть эквивалентно тотальному беззвучию.
«Анахат над» не является звуком, это беззвучие, но это беззвучие является слышимым. Выразить это трудно, потому что тогда возникает логичный вопрос о том, как может быть слышным беззвучие.
Позвольте мне объяснить это… Я сижу в этом кресле. Если я уйду с этого кресла, разве вы не увидите моего отсутствия в кресле? Это не может быть увидено тем, кто не видел меня сидящим здесь, он будет видеть просто кресло. Но моментом ранее я был здесь, и вы видели меня сидящим здесь. Если я удаляюсь, а вы смотрите на кресло, то вы увидите две вещи: кресло и мое отсутствие. Но это отсутствие будет видно только в том случае, если вы видели меня и вы не забыли о том, что я был здесь.
Вы слышите звуки; мы знаем только звуки. Поэтому, когда наступает это беззвучие, анахат над, мы чувствуем, что все звуки исчезли и мы ощущаем их отсутствие. Вот почему это называется анахат над. Это также называется «над»; слово «над» означает звук. Но «анахат» изменяет качество звука. «Анахат» означает несозданность, так что это несозданный звук.
Каждый звук чем-то или кем – то создан. Какие бы звуки вы ни слышали, все они созданы. То, что создано, умрет. Я могу хлопнуть в ладоши – будет создан звук. Его раньше здесь не было, и теперь его снова нет; он был создан и он умер. Созданный звук известен как ахат над. Несозданный звук известен как анахат над – звук, который существует всегда. Что это за звук, который существует всегда? Он, в действительности, звуком не является. Вы называете его звуком, потому что отсутствие звука можно слышать.
Если вы живете около железнодорожной станции и однажды железнодорожный профсоюз объявит забастовку, то вы будете слышать нечто, что никто не может слышать. Вы будете слышать отсутствие приходящих, уходящих, движущихся поездов.
В прошлом я путешествовал минимум 3 недели каждый месяц. Сначала было очень трудно спать в поезде, а потом стало трудно спать дома. Когда я переставал спать только в поездах, мне не хватало звуков поезда. Когда я прибывал домой, мне было трудно, потому что я чувствовал отсутствие звуков поезда.
Мы привыкли к звукам. Каждый наш момент наполнен звуками. Наши головы постоянно наполнены звуками, звуками, звуками. Когда ваш ум уходит, движется вверх или вниз, находится выше или ниже, когда вы не в мире звуков, вы можете услышать их отсутствие. Это отсутствие звуков и есть беззвучие.
Но мы назвали это анахат над. Потому что это отсутствие можно слышать, мы назвали его «над» – звук; а потому что это, в действительности, не звук, мы назвали его «анахат» – несозданный. «Несозданный звук» – противоречивое понятие. Звук является созданным – «несозданный» является противоречием. Таким образом, все глубокие переживания жизни должны выражаться противоречивыми терминами.
Если вы спросите о чем-либо мастеров вроде Экхарта или Якоба Беме, или дзэнских мастеров вроде Хьякуйо или Обаку, или Бодхидхарму, или Нагарджуну, или будете слушать Веданту или Упанишады, то всякий раз, когда речь будет идти о глубоком переживании, вы обнаружите 2 противоречивых термина.
Веды говорят: «Он есть и его нет» – это о Боге. Вы не сможете найти более атеистического выражения: «Он есть и его нет». Он далеко и он, в то же время, близко. Почему противоречивые утверждения? Упанишады говорят: «Вы не можете видеть его, но пока вы не увидите его, вы не сможете увидеть ничего». Что это за язык?
Лао-цзы утверждает, что истина не может быть высказана, – но он ведь высказал ее! Это ведь тоже высказывание. Он говорит, что истина не может быть высказана, что если она высказана, то это не истина, а затем он пишет книгу и делает в ней какие-то высказывания об истине. Это противоречие.
Один студент пришел к великому старому мудрецу. Студент сказал:
– Если можно, простите меня, мастер, но я хотел сказать вам нечто о себе. Я стал атеистом; теперь я не верю в Бога.
– Сколько дней ты изучал священное писание? Сколько дней? – спросил мудрец.
– Около двадцати лет я изучал Веды, священное писание, – ответил ищущий.
– Всего только двадцать лет и ты уже говоришь, что стал атеистом?- сказал старик, вздохнувши.
Студент был удивлен. Что говорит этот старик? И он сказал:
– Я удивлен. Что вы говорите? Вы вносите в меня еще большую путаницу, чем та, с которой я пришел к вам.
– Продолжай изучать Веды, – сказал старик. – В начале люди говорят, что Бог есть. Только в конце говорят, что Бога нет. Чтобы стать атеистом, ты должен проделать большой путь в теизме. Бог есть в начале; Бога нет в конце. Не спеши.
Студент был озадачен еще больше.
«Бог есть и Бога нет», – говорят те, кто знает. «Бог есть», – говорят те, кто не знает, и «Бога нет», – говорят также те, кто не знает. Тот, кто знает, говорит одновременно: «Бог есть и Бога нет».
«Анахат над» является противоречивым термином, но он используется с большим уважением, с глубоким уважением; он является многозначительным. Он говорит о том, что явление ощущается как звук и не как звук. Оно ощущается как звук, потому что вы ощущаете только звуки, вы не знаете никакого другого языка. Вы знаете только язык звуков; вот почему вы ощущаете это как звук. Но это безмолвие, а не звук.
А вопрос дальше звучит так: как состояние тотального полнозвучия может быть эквивалентно тотальному беззвучию. Но это всегда так! Нулевое и абсолютное всегда означают одно и то же!
Пусть, например, у меня имеется банка, которая совершенно пуста, и другая банка, которая является совершенно полной. Они обе совершенны. Одна совершенно пустая, другая – совершенно полная. Но обе совершенны, обе завершены. Если банка заполнена наполовину, то она и полупустая, и полуполная. Вы можете называть ее полупустой, вы можете называть ее полуполной. Но если она совершенно пустая или совершенно полная, то общим у них является только одно: завершенность.
Беззвучие является завершенным, полным. Вы не можете сделать что-либо, что сделает его еще более беззвучным. Поймите это: оно завершено, оно совершенно, больше ничего не может быть сделано. Вы пришли к точке, дальше которой никакое движение невозможно. А если звук является тотальным, то вы ничего не можете добавить к нему. Вы пришли к другому пределу; вы не можете перейти через него. Это свойство является общим в обоих случаях – вот что означает этот термин.
Кто-то может сказать, что это беззвучие, потому что не слышно никаких звуков, все стало отсутствующим. Вы не можете больше ничего забрать из этого; процесс изъятия звуков завершен. Или вы можете сказать, что это завершенный звук, полный звук, абсолютный звук; к нему нельзя ничего добавить. Но в обоих случаях имеется указание на совершенство, завершенность, абсолютность, целостность.
Это зависит от типа ума. Имеется 2 типа умов и 2 типа выражений. Если, например, вы спрашиваете Будду: «Что произойдет в глубокой медитации? Когда кто-то достигает самадхи, что происходит?», то он ответит: «Тогда не будет никакой дукхи – не будет никакого страдания». Он никогда не скажет, что будет блаженство, он просто скажет, что не будет никакого страдания – будет отсутствовать страдание. Если вы спросите Шанкару, он никогда не будет говорить о страдании. Он просто скажет: «Будет блаженство – абсолютное блаженство».
И оба рассказывают об одном и том же переживании. Слова Будды «никакого страдания» относятся к миру. Он говорит: «Здесь не присутствует ни одно из тех страданий, которые я знал. И что бы здесь ни было, я не могу это выразить на вашем языке».
Шанкара говорит: «Здесь блаженство, абсолютное блаженство». Он никогда не говорит о мире и о его страданиях. Он не говорит о вашем мире, он говорит о самом существовании. Он положителен, а Будда отрицателен. Но они показывают на одну и ту же Луну.
Их пальцы различны, но то, на что они показывают, является одним и тем же.
Автор: Ошо
Источник: книга «Вигьяна-бхайрава-тантра. Книга Тайн. Том II»