Сложно сказать, кто и когда ввел такое понятие, как индийская медицина, назвав этим термином Аюрведу. В настоящее время в Индии существует несколько медицинских направлений, вышедших из аюрведического знания. Это собственно Аюрведа как она есть, тибетская медицина (распространенная в основном на севере страны, причем, не очень широко), Сиддха (охватывающая в основном северо-запад Индии) и Юнани, являющаяся конкуренткой Аюрведы, особенно на юге страны. О том, что собой представляют Аюрведа и тибетская медицина, читатель какое-то, даже если и смутное представление, но имеет, а вот о Юнани и Сиддха медицине вряд ли слышал.
Юнани медицина выкристаллизовалась из Аюрведы в те времена, когда мусульмане начали захватывать индийский субконтинент и некоторые врачи нашли пристанище в Древней Греции или были вывезены по приказу шейха Аль-Рашида в Персию. Там они переняли знания греческих, персидских и иранских врачей (в частности, Абу Али Ибн Сино и Бируни), соединив их практический опыт со своим собственным аюрведическим знанием и передавали эти традиции своим детям и внукам – так родилась эта система медицины. В своей практике Юнани широко использует ароматические масла, драгоценные камни и вытяжки из цветов. Например, Хуббей Джавахар Мохра – сердечный препарат, назначаемый при инфаркте миокарда, кардиалгии и нарушениях сердечного ритма, состоит из специально обработанных порошков рубина, сапфира, изумруда, турмалина и топаза. Будучи в большей степени ответвлением персидской медициной, услугами врачей Юнани в первую очередь пользуется мусульманское население Индии.
Сиддха пользуется большой популярностью у людей, поклоняющихся господу Шиве. Эта система врачевания использует для лечения людей мистические силы, в том числе шакти врача, амулеты, обряды, заговоры и заклинания, магические травы и ритуалы. Другими словами, можно сказать, что это тантрическая медицина. Большое внимание в Сиддха уделяется астрологической точности изготовления того или иного препарата, начала проведения обрядов и лечебных процедур. Не стоит путать тантрическую медицину Сиддха с одноименной медицинской системой, распространенной в индийском штате Тамил-Наду.
Корни всех этих систем медицины стоит искать в Ведах – самых древних на земле священных писаниях. Однако считать, что медицинская наука появилась в Индии одновременно с текстами Вед, записанными Вьясадэвой, несколько неверно. Дело в том, что Веды были известны с начала творения этого мира, но записаны около 5000 лет назад, и, следовательно, аюрведические тексты также были записаны много позже, чем были составлены или поведаны.
Во всех 4-х Ведах – Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе, в Махабхарате (5-й Веде), в Пуранах и Тантрах можно найти стихи, повествующие о свойствах лекарственных трав, строении человеческого тела, болезнях и их лечении, медицинские заговоры и заклинания. Например, в Ригведе описывается явление Господа Дханвантари (Р.В.9.112.), собраны молитвы, обращенные к Индре, Ашвини-Кумарам и другим полубогам с просьбой помочь сохранить здоровье или вылечить болезни людей, а также гимны-восхваления за многочисленные исцеления известных мудрецов, воинов и царей (Р.В.1.116-120; 2.39.4-7; 5.74.5.), упоминаются медицинские свойства воды – «В водах – Амрита, в водах – целебные свойства. Выпивая чистейшую воду, о кони, вы получаете силу…», даются мантры поклонения водам. В Яджурведе и Самаведе так же есть много стихов о лечебных свойствах трав и минералов.
Из всех четырех Вед, Атхарваведа более других наполнена медицинским знанием. В ней можно найти не только шлоки о медицинском применении трав и минералов, но и информацию о причинах и сути болезненного процесса (А.В.1.23-24;1.36.). Эта Веда содержит гимны о внутриутробном развитии человека, о 5-ти видах внешней праны и о 5-ти видах праны, действующих в теле человека. В ней упоминаются имена авторов классических аюрведических текстов: Чараки и Сушруты. С другой стороны, Чарака в Чарака-самхите перечисляет мудрецов, собравшихся слушать Атрею, которые известны нам по Атхарваведе, и, написанной несколько позже, Махабхарате. Много в Атхарваведе заговоров и заклинаний, направленных на изгнание духов, вызывающих некоторые болезни; на концентрацию в руках праны для лечения наложением рук, лечение укусов змей и скорпионов, и др. Помимо собственно медицинской информации, в Ведах собраны гимны, описывающие историю образования и развития аюрведической науки.
Время, когда жили святые мудрецы, составившие и записавшие основные аюрведические трактаты, доподлинно определить невозможно, существует множество всевозможных измышлений по этому поводу. Современные ученые относят их к добуддийской эпохе (3000-1500 лет до н. э.), потому что история Индии со времени явления Господа Будды более-менее известна, но сами тексты говорят о себе, что они были поведаны в незапамятные времена господом Брахмой – творцом этого мира, прародителю человечества и всех живых существ Дакше Праджапати. Праджапати научил Аюрведе Ашвини-Кумаров, двух братьев-близнецов, богов ветра, ставших первыми врачами полубогов, людей и животных. Следующим в цепи ученической преемственности стал Индра, полубог дождя, царь небес, распространивший это знание более широко и имевший много учеников – после Индры образовалось несколько цепей преемственности этого знания, специализирующихся на каком-то определенном отделе Аюрведы.
Существует 2 основных лечебных направления в Аюрведе – терапевтическое и хирургическое. Терапевтическое направление возглавил Атрея-муни; помимо Агнивеши, у Атреи было еще 5 учеников: Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани-муни, которые основали свои школы Аюрведы. Таким образом, одна парампара, цепь ученической преемственности терапевтического направления Аюрведы, пошла от великого мудреца и подвижника Агнивеши, другая – от Хариты, третья – от Бхелы, четвертая – от Джатукарны, пятая – от Парашары, а шестая – от Кшарапани. Педиатрией занимался мудрец Кашьяпа, а лечением болезней головы – муни Ними. Хирургическое направление было основано Господом Дханвантари, который поведал это знание Аупадхенаве, Вайтаране, Паушкалавате, Аурабхре, Каравирье, Гопураракшите и Сушруте.
Бхарадваджа, Атрея, Агнивеша и Чарака жили практически в одно время, и, несмотря на то, что Атрея является воплощением Господа (Кришна Атрея), Бхарадваджа, как старший по возрасту, считается Его учителем.
Со времен написания аюрведических писаний и Шри Мадхавы, одного из самых первых известных ныне комментаторов на Сушрута-самхиту, было довольно много врачей, написавших комментарии на основные аюрведические тексты, последний из которых, Гангадхара, жил и работал в конце 19 столетия. И хотя иногда они находились в разных ученических приемственностях, опыт одних комментаторов и учителей принимался и использовался на практике последователями остальных школ и других учителей Аюрведы. В Индии успешно работает множество врачей, лечащих по этой системе, и существует множество институтов (колледжей), преподающих аюрведическую науку. За последние 50 лет написаны величайшие трактаты по аюрведической гинекологии, ведется работа по исследованию лекарственных растений, минеральных веществ и классических препаратов, практически во всех крупных госпиталях и клиниках Индии есть отделения Аюрведы и Панчакарма терапии. До сих пор в некоторых старых библиотеках Южной Индии хранятся древнейшие аюрведические тексты, но, к сожалению, осталось очень мало энтузиастов, желающих вернуть их на свет Божий и имеющих средства на их публикацию.
Издавна аюрведические тексты привлекали внимание врачей из других стран, ведь Аюрведа играла в Азии такую же важную роль, как в Европе древнегреческая медицина, она распространила свое влияние на Малую и Среднюю Азию и страны Индокитая, включая Тибет. В I веке нашей эры были сделаны переводы некоторых основных аюрведических текстов на тибетский и арабский, в 40-х годах XX века – на немецкий, а в 90-х – на английский. В настоящий момент ведется работа по их переводу на русский язык.
Таким образом, Аюрведа, являясь наукой о жизни в полном смысле этого слова, развивалась не отдельно от ведического знания, а гармонично с ним переплелась и выкристаллизовалась из него, заняв при этом несколько обособленное положение, но, несмотря на такую позицию по отношению к Ведам, ее принято считать упаведой Атхарваведы, ибо каноны, принятые в этой традиции, не противоречат явленным ведическим писаниям. Бесспорно, со времен ведической цивилизации прошли столетия, а история имеет свойство утаивать и стирать знания из памяти людских поколений, но Аюрведа не исчезла в глуби веков и выдержала самую главную проверку – проверку временем.
Автор: Матхура Мандала даса
Источник: книга «Фундаментальные основы Аюрведы»