Тибетская медицина и лечение мантрами

Лечение мантрой нельзя назвать исключительно тибетским методом, подобные системы можно встретить в Китае и Индии. Во всяком случае, считается, что само лечение мантрой зародилось на горе Кайлаш. Кроме того, поскольку исконной религией и древней системой знаний в Тибете является Бон, то, естественно, использование мантры в лечении также связано с бонскими знаниями.

Как люди начали использовать мантру в лечении?

Согласно историческим сказаниям в древние времена в Тибете жили люди, обладающие особыми знаниями, от которых и пошло лечение мантрой. Этих людей называют «дрангсонами».

Дрангсоны были мудрецами, которые обычно удалялись от своих семей и поселялись в одиночестве в диких местах, посвящая себя изучению и развитию сознания. В уединении они развивали сознание, интуицию и определенные физические восприятия, которые проявляются лишь тогда, когда ум находится в состоянии полного расслабления и покоя. Вследствие этого они и начали использовать мантру как способ лечения, использующий звук.

Очевидно, что внешняя и внутренняя среда человека взаимозависимы, слишком оживленная внешняя среда может негативно повлиять на его внутреннюю среду. И наоборот, глубокая и спокойная личность оказывает позитивное влияние на внешнее окружение. Поэтому тишина является основой для духовной практики и развития сознания.

Люди, открывшие воздействие звука, открыли также воздействие цвета и стали использовать звук и цвет в целительской практике. Согласно тибетским преданиям, в давние времена на территории Тибета обитали существа, пришедшие из других измерений, которые передали людям знания и методы лечения мантрой. По-тибетски этих существ называют Масанг и Тьюранг. Эти пришедшие из других измерений существа были внешне похожи на людей, но обладали энергией, которая позволяла им решать проблемы со здоровьем, действуя только на энергетическом уровне. Поэтому можно предположить, что тайная сила лечения мантрой происходит из целебной энергии, которую эти существа вдохнули в некоторые мантры и передали людям.

Первые упоминания о практике лечения мантрами находятся в древнем медицинском трактате по тибетской медицине «Бум Ши». Этот текст был написан Чебудом Траши, сыном Шераба Мивоче, основателя философской системы религии Бон, которая зародилась в Тибете задолго до Буддизма.

Поэтому можно утверждать, что лечение мантрой развивалось 2-мя различными путями: первый исходит из духовной традиции Бон, а второй из непосредственной практики целителей. В древние времена лечение мантрой было очень распространено и применялось практически всеми. Само слово «бон» переводится как «начитывать», в частности, начитывать мантру.

Когда в VIII веке в Тибете стал распространяться Буддизм, вытесняя исконную традицию Бон, не все приняли новую традицию. Сплоченная группа практиков Бона продолжала сохранять и развивать древнее духовное знание. В период с VIII по XV век с санскрита на тибетский язык были переведено много текстов не только по учению Будды Шакьямуни, но также махасиддхов – великих индийских духовных практиков. На тибетский было переведено 103 тома учений Будды Шакьямуни, и в одном из них рассматривается лечение мантрой. Кроме того, много лечебных мантр распространил в Тибете великий учитель Падмасамбхава, который прибыл туда из Индии в VIII веке.

Из этого краткого исторического обзора видно, что практика лечения мантрой опирается на 2 традиции: одна из них – это чистый Бон, а вторая – буддийская. Они развивались разными путями, но имеют одну и ту же суть.

В XII веке великий доктор Юток Йонтен Гонпо стал вводить новые практики для тибетских врачей. Он утверждал, что доктор должен уделять много времени личной практике и духовному поиску, что правильное лечение должно основываться на 2-х факторах, так сказать, на 2-х путях, которые нужно пройти параллельно. Один путь – это духовный путь, по которому нужно пройти, чтобы развить способность использовать мантру, поскольку ее эффективность напрямую связана с духовным уровнем практика. Иными словами, чем выше духовное развитие человека, тем эффективнее действие мантры. Второй путь находится на материальном уровне и связан с использованием лекарственных трав, драгоценных камней и тому подобных вещей. Только идущий одновременно по этим 2-м дорогам может обрести способность лечить.

Некоторые просветленные мастера создавали много мантр и прятали их в тайных местах, благодаря чему эта практика получила сильный толчок к развитию.

От Падмасамбхавы и его ближайшего круга учеников исходит практика сокрытия текстов и мантр. Но эта традиция также была распространена в Боне, в частности, ей следовал Транпа Намкха и его ученики. Человек, открывающий сокрытые учения называется «тертон», асами учения, спрятанные мастером и открытые через много лет, называются «терма».

В настоящее время в Тибете существует опасность исчезновения этой чрезвычайно драгоценной традиции врачебного искусства. В подавляющем большинстве школ все духовные тибетские традиции, в том числе лечение мантрой, считают не чем иным, как суеверием. Важно понять глубокое значение использования мантры, и если мы сможем уловить сокровенный смысл этой традиции, то увидим, что это не суеверие, и сможем вдохнуть новую жизнь в эту важную духовную традицию.

Этот краткий обзор истории лечения мантрой имел целью подчеркнуть важность этой традиции, ее ценность и эффективность. Нужно уметь отличать подлинное учение от его многочисленных подобий, в последнее время широко распространившихся на Западе и не имеющих ничего общего с тибетской культурой.

«Лечение мантрами» (в оригинале Mantra Healing – англ.) теперь широко распространенное понятие в странах Запада. Подлинный метод далек от терапии в стиле эклектики и не имеет ничего общего с модными теперь на Западе и в Америке направлениями в стиле «New Age». Здесь речь идет о происхождении и специфике лечении мантрой в рамках настоящей тибетской традиции, имеющей древние корни.

Тибетская медицина полагает, что человеческое существо состоит из 2-х основных, многосложных компонентов: грубого физического тела и его энергетического уровня.

Используя мантру, звуки, формы, цвета, мы должны понимать энергетический уровень тела. Это понимание очень важно при постановке диагноза и позволяет уверенно назначать правильное лечение в тибетской медицине существует 4 основных направления лечения.

1. Лечение при помощи диеты.
2. Лечение, связанное с поведением и образом жизни.
3. Лечение лекарствами на основе трав и других субстанций.
4. Внешние лечебные процедуры.

Мантры сочетают и комбинируют со всеми 4-мя видами лечения. Некоторые мантры применяют перед приемом определенных видов пищи, другие связаны с поведением, их применяют во время ходьбы или сидения. Если мы не используем мантру, можно носить на теле соответствующие драгоценные камни. Что касается лекарств, то во время приготовления их наделяют силой мантры. Иногда сами лекарства делают в форме слогов мантр. Что касается четвертого направления, то в тибетской традиции читают мантры и во время процедур типа моксы, массажа Кунье и других.

Автор: Нида Ченагцанг
Источник: книга «Лечение мантрами в тибетской медицине»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии