Жил на свете даосский мастер по имени Рибху. Среди его учеников выделялся Нигадха. Мастер возлагал на него большие надежды. Но однажды Нигадха объявил о своем уходе. Ему предложили должность в его родном городе, и он намеревался вести жизнь, посвященную обрядам официальной религии. Мудрец любил своего ученика и понимал, что работа в качестве священника не соответствует его способностям.
Однажды он, переодевшись в крестьянина и загримировавшись, отправился в город, где жил его ученик. В городе проходила ярмарка, люди высыпали на улицы наблюдать процессию императора. Мастер подошел к ученику и спросил:
– Что это за суматоха?
– Это едет процессия императора, – ответил Нигадха.
– О, император? Но где он?
– Ты что, деревенщина, не видишь, он на слоне! – ответил Нигадха.
– Да, я вижу двух, – сказал крестьянин, – но который из них император, а который слон?
– Что? – воскликнул Нигадха. – Вы видите двух и не знаете, что человек сверху – это император, а животное внизу – это слон? О чем можно еще говорить с таким человеком, как вы?
– Прошу вас, не сердитесь на такого невежду, как я, – взмолился крестьянин. – Но вы сказали «сверху» и «снизу». Что это значит?
– Если ты, деревенщина, не понимаешь слов, то я объясню тебе по-другому, – сказал Нигадха, не на шутку рассердившись. – Нагнись, сейчас все поймешь!
Крестьянин нагнулся, Нигадха взобрался ему на спину и сказал:
– Теперь знай. Я – сверху, как император, а ты – снизу, как слон. Ясно?
– Нет еще, – тихо сказал крестьянин. – Вы сказали, что вы сверху, как император, а я снизу, как слон. Император, слон, сверху, снизу – все это приблизительно ясно. Но прошу вас, скажите, что вы подразумеваете под «я» и «ты»?
Нигадха был поставлен в тупик. Как объяснить словами, что такое «я» и «ты»? Тут его осенило. Он в тот же миг упал на колени перед мастером со словами:
– Кто еще кроме моего достопочтенного мастера Рибху мог отвлечь мой ум от поверхностного физического существования к Истине бытия.