Никакое лекарство не является панацеей, хотя благодаря океану затраченного времени и грандиозным усилиям алхимиков-тантристов некоторые минеральные препараты почти подходят под название всеисцеляющих. С другой стороны, лекарством может стать все что угодно – даже опарыши, которые могут убить, разрушая здоровые ткани тела, но могут и спасти жизнь, поедая некротические образования. Нет ничего абсолютно плохого и абсолютно хорошего: белый сахар, например, при наружном применении ослабляет течение воспалительных процессов и способствует заживлению ран,
а при избыточном употреблении вовнутрь может вызвать самые разрушительные последствия. Капустным соком можно вылечить язву, но чрезмерное увлечение сырой капустой может вызвать зоб.
«Что есть всеисцеляющего?» – спрашивает древний текст, и отвечает: «Ничего». Интересно заметить, что справедливость этого суждения относится и к самому «ничего» как лечебному средству. «Не делать ничего – это тоже метод лечения», поясняет текст и настаивает на ограничении деятельности при многих болезнях. Умение лечить, по сути дела, сводится к умению разобраться в том, что надо делать и чего делать не надо при болезни, и в какое время.
Современный мир предлагает на выбор десятки методов лечения. Многие из них действительно эффективны, но ни один метод не может быть эффективным всегда и везде. Если не считать умеренности, которая хороша всегда, и преступления, например изнасилования, которое никогда ни к чему хорошему не ведет. Такие слова, как «никогда» и «всегда», отсутствуют в словаре Аюрведы. Каждая индивидуальность движется своим собственным путем. Разнообразие видов духовного и физического неравновесия у людей самых различных конституций, к тому же живущих в неодинаковых климатических условиях, требует различий в терапевтических подходах. Для уравновешивания дош в Аюрведе используется воздействие на все 5 чувств. Сюда относятся и очистительные процедуры, и хирургия, и использование наркотических средств, и прижигания, и режим питания, и травы, и минералы, и массаж вкупе с физическими упражнениями, и иглоукалывание, и манипулирование мармами, и Йога, и индийский классический танец, и ароматерапия, и эссенции цветов и самоцветов, и потенциированные препараты, например гмеопатические, и цветотерапия, и медитация, и визуализирование, и песнопения, и религиозные действа. Хотя иглоукалывания, по-видимому, не было в классической Аюрведе, тем не менее оно хорошо вписывается в общий аюрведический подход.
Некоторые виды лечения утратили в Индии свое былое, надо полагать, более широкое распространение. Так произошло с методом контрастной, или полярной, терапии, если прибегнуть к современному термину. Этот метод возник как развитие учения о нади, и сейчас его популяризацией занимается доктор Рандольф Стоун. Другие методы, наоборот, завоевывают все большую популярность, и здесь нельзя обойти молчанием Йогу. Веками индийские йоги использовали Йогу в оздоровительных целях, а сейчас некоторые врачи-аюрведисты превратили ее в целую науку под названием «йога-терапия», причем Йога в этой терапии весьма далека от традиционной. К другим манипуляциям с жизненной силой относятся такие процедуры, как мануальная, или осязательная терапия. Мантры, которые очень широко использовались в медицине времен Атхарваведы, некоторыми терапевтами применяются и сейчас, однако использование их ограничивается тем кругом лиц, которому действительно известна тайна обращения с ними. Мантра должна особым образом резонировать в соответствующей части тела и должна повторяться с определенным намерением и интонацией. Вообще же в лечебных целях могут применяться вещества совершенно любые, как «реальные», так и «нереальные», = лишь бы было известно, как их применять.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»