Тапах - практика аскезы

[Йога] Тапах — практика аскезы

Тапах означает практику аскезы (жертвование) ради достижения цели. Для служения человечеству в практике шаочи нет необходимости подвергать себя физическим лишениям. Пожертвовав десять рупий, миллионер не испытает физических лишений. Следовательно, для него это не тапах, но небольшое дарение поможет ему в практике умственной шаочи. За практикой аскезы или жертвования должна стоять одна цель — взять на себя горести и страдания других, чтобы сделать их счастливыми, освободить их от беды и обеспечить им комфорт.

Читать далее

Сантоша, или как быть удовлетворенным?

«Тоша» означает состояние ментального покоя. Сантоша, таким образом, означает состояние надлежащего ментального покоя. Удовлетворенность вообще невозможна, если человек как зверь гоняется за плотскими удовольствиями. В результате внешнего анализа объекты удовольствий продолжают возрастать по количеству и разнообразию, и потому ментальный поток никогда не успокаивается. Как можно достичь совершенного покоя разума в данных обстоятельствах?

Достигнув желаемых объектов, можно получить удовольствие на какой-нибудь час, не более. Разум снова начнет метаться в погоне за новыми объектами, отбрасывая уже испробованные. Долго желаемые объекты будут терять свое значение после их достижения. Это правило. Таков закон природы.

Человеческие желания не знают предела. Миллионеры хотят стать мультимиллионерами, потому что они не удовлетворены своим миллионом. Спросите миллионера, счастлив ли он со своими деньгами. Он скажет: «Разве это деньги? Я едва свожу концы с концами». Этот ответ показывает его незнание апариграхи. Но такие чувства оказывают отрицательное воздействие на тело и разум. Из-за чрезмерной любви к физическим или умственным удовольствиям люди становятся безумными, зарабатывая деньги и накапливая богатства. Так как деньги становятся в их жизни всем, их разум становиться грубым. Постоянное страстное желание денег приводит к пренебрежению своим здоровьем, и здоровье уходит. Следовательно, сантоша садхана — это удовлетворенность заработком при нормальной работе без чрезмерного напряжения тела и ума. Чтобы оставаться довольным и быть в стороне от внешних соблазнов, необходимо предпринимать особое умственное усилие.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Когда человек перестает быть человеком?

Когда человек перестает быть человеком?

Надо признать, что наш век был веком механического суеверия. Но человек, чье мышление заражено чисто механическим видением мира, мыслит неполноценно. При этом механическое понимание мира механизирует и самого человека, и хотя он и не становится роботом, но человеком быть уже перестает. Отсюда желание вождей и теоретиков видеть в человеке лишь ничтожный винтик государственно-общественной машины и, соответственно, превращение человека в этот винтик, в орудие, а не цель. Если этот винтик добросовестен в своем ущербном мышлении, то он неизбежно должен прийти к отчаянию пессимизма. Он похож на мокрого, перепуганного мышонка, стоящего перед огромным, голодным тигром.

Между тем ничто не совершается механически, сама механика одухотворена. Она действует лишь постольку, поскольку одухотворена законами и волей, сообщающей этим законам огненность. Во всей вселенной психика надстоит физике, подобно тому как дух надстоит материи. Вернее даже сказать, что это — не подобие, а тождество. И человек, удовлетворенный материалистическим объяснением мира, подобен ребенку, завороженному игрой марионеток, не видящему ничего, кроме их и сцены, по которой они двигаются, и не замечающему ниток, за которые их дергают невидимые руки, и ничего не подозревающему о существовании этих рук и того, кому они принадлежат.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Зачем нужен дух вопрошения в Дзэн?

Зачем нужен дух вопрошения в Дзэн?

Предварительная подготовка последователя Дзэна перед тем, как он приступает к упражнению коан, преследует следующие цели:
1. Пробуждение самого искреннего желания освобождения от рабства кармы, от боли рождения и смерти.
2. Признание того, что цель жизни буддиста состоит в достижении просветления, в доведении до зрелости, до состояния сознания, называемого сатори.
3. Понимание тщетности всех попыток рассудка достичь этой цели, то есть решить самым живым образом главную проблему существования.
4. Вера в то, что достижение сатори означает пробуждение природы Будды, которая скрыта в тайнах всякого разума.
5. Обладание сильным духом вопрошения, который будет постоянно побуждать человека испытать в себе самом присутствие природы Будды.

Не обладая этими пятью качествами, он не может надеяться даже на успешное доведение до конца упражнения коан.

Даже если он будет обладать всеми этими качествами, то он может сомневаться в том, что коан является самым эффективным средством достижения цели. Например, его может больше привлекать метод школы тэндай или сингон или повторение имени Будды, как это делают последователи секты Чистой земли, или повторение даймоку в секте нитирэн. Здесь вступает в силу то, что можно назвать его религиозными особенностями, обусловленными предыдущей его кармой. В этом случае он не может быть истинным последователем Дзэна и тогда должен каким-нибудь другим способом достигать своего освобождения. Даже среди последователей Дзэна имеются люди, не верящие в коан и считающие его чем-то искусственным; в действительности они идут даже дальше и утверждают, что и само сатори является некоторого рода наростом, который не принадлежит истинной системе Дзэна. Большинство приверженцев японской дзэн-буддийской школы Сото принадлежит к этой категории противников коана. Такое расхождение во взглядах на эффективность упражнения коан и опыт сатори объясняется, пожалуй, различным философским истолкованием Дзэна последователями Сото и Риндзая. Что же касается практики Дзэна, то и те и другие следуют за Бодхидхармой и Эно.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Зачем сдерживать себя, управлять собой и совершенствоваться, если жизнь дана один раз?

Глупость и невежество — две воистину коренные недуги человечества

Что касается глупости, то она настоящая болячка человечества, его «больное место». Но о больное место, как известно, чаще всего и стукнешься. Так у преподавателей, чтецов и певцов наиболее уязвимое место — это голос. Профессиональный недуг пианистов и машинисток — это болезнь суставов пальцев. Повальное заболевание в литературной гильдии критиков и редакторов, переводчиков и журналистов — отсутствие литературного вкуса. У людей же профессионально думающих, как-то: писателей, ученых, казенных философов, это — слабоумие, неспособность к здравому суждению, кретинизм.

Что касается невежества, то оно не просто выдает глупость и посредственность за мерило умственного стандарта, но и связано с самым страшным на свете злом — жестокостью. Одно обусловливает другое: невежество происходит от жестокости, жестокость всегда невежественна. Поэтому невежда, как правило, жесток, а жестокосердый — невежествен. Между тем Природа не для того подняла человека разумом над животным, чтобы он стал еще более свирепым, чем дикие звери. Но ведь дикие звери, и те жестоки только по необходимости: сытый лев никогда не убивает; а невежда — бессмысленно жесток. Жестокий невежда не позволяет в себе проявляться разуму. Поэтому он не только недостоин называться человеком, но и быть внешне на человека похожим, что часто и происходит. Он просто тупое животное, вроде крокодила.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Как соблюдать шаочу - внешнюю и внутреннюю чистоту?

Как соблюдать шаочу — внешнюю и внутреннюю чистоту?

Первый аспект Нияма садханы — шаоча. Он означает чистоту или очищение. Он может быть разделен на две части: одну, относящуюся к внешней сфере, то есть внешнюю чистоту, и другую, относящуюся к умственной сфере, то есть внутреннюю чистоту.

Шаочанту двидхампроктамбахъябхъянтарантатха
Мриджалабхаямсмритамбахъямманахшудхистатхантрам.

Надлежащее использование мыла, воды и других чистящих средств для поддержания чистоты тела, одежды или окружения — это внешнее очищение. Так же очищаются и становятся пригодными для использования физические объекты, с которыми люди связаны непосредственно.

Когда люди, руководимые инстинктами, слепо направляют свой разум к объектам удовольствия, не советуясь со своей совестью, или когда разум, в конечном счете, огрубляется, будучи постоянно побуждаемым эгоистичными мотивами, независимо от того, хотят эти люди причинить другим вред или нет, их разум становится искаженным. Комплексы, из-за которых возникают такие искажения, являются грязью разума. Например, если какой-нибудь знакомый неожиданно прославился или разбогател, у многих людей возникнет зависть к нему. Люди не находят себе места, когда преуспевают другие. Они даже не задумываются о том, как много у них самих возможностей заслужить те же вещи или достичь такого же положения. И хотя этот удачливый человек не сделал им ничего дурного, люди из зависти чинят ему неприятности или плохо о нем думают.

Даже у так называемых честных людей, которые подавляют свои эгоистические интересы, разум может внезапно искажаться. Подобно тому, как одежда и дом мгновенно становятся грязными в пыльную бурю, разум становится гораздо более грязным из-за вспышки даже незначительных страстей. Следовательно, необходимо поддерживать чистоту тела, одежды и дома, но еще важнее сохранять чистоту разума. Очищение разума значительно более трудоемкая работа по сравнению с очищением тела, одежды, дома и т.д.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Салаат: что это, 8 поз, описание и воздействие

[Суфизм] Салаат: что это, 8 поз, описание и воздействие

Салаат — это одновременно первый и последний шаг истинного верующего. Это реальное средство объединить индивидуума со всем человечеством и со Всемогущим Богом. Основные черты этого ритуала неизменны везде и всегда (и сохраняются вот уже 1400 лет), и, таким образом,- салаат служит основой для более тонких духовных упражнений. Для любого человека, желающего обрести безупречное здоровье, гармонизировать свою физическую, умственную, эмоциональную и духовную жизнь, нет лучшего средства, чем салаат.

Читать далее

Медитация: как медитировать хорошо каждый день

[Медитация] Медитация: как медитировать хорошо каждый день

Что вам следует делать, если вы не чувствуете энтузиазма или вдохновения медитировать в какой-то из дней? На мгновение вспомните, кем вы были до того, как вступили в духовную жизнь. Когда вы увидите различие между тем, кем вы были, и тем, кто вы есть сейчас, автоматически родник благодарности ко Всевышнему забьет внутри вас, потому что именно Он вдохновил вас и разбудил ваш внутренний зов, и это Он осуществляет Себя в вас и через вас.

Читать далее