4 фактора, определяющие опыт Дзэна
Основные факторы, относящиеся к внутреннему миру Дзэна:
1. Наличие предварительной умственной подготовки, способствующей созреванию нового сознания;
2. Присутствие сильного желания превзойти самого себя, что означает стремление Дзэна превзойти все ограничения, наложенные на человека, как на индивидуальное существо;
3. На помощь борющейся душе, указывая ей путь, обычно приходит учитель;
4. В конечном итоге происходит переворот, который уходит корнями в неизвестную область и который называется сатори.
1. То, что содержание мироощущения в Дзэне в основном носит умственный характер, легко понять. Ясно также, что Дзэн проявляет тенденцию не теистического, а также не пантеистического характера, если вообще, хотя и с большой осторожностью, здесь можно воспользоваться теологическими терминами. Требование Бодхидхармы – «Принеси сюда свою душу, и я ее умиротворю»; Эно – «Не думай ни о добре, ни о зле, но попытайся сейчас узреть свой лик первозданный»; Нагаку – «Когда говорят, что оно представляет собой нечто, то это совсем далеко от истины»; Басе – «Я скажу тебе, в чем суть, когда ты выпьешь одним глотком всю воду в Западном Озере», все эти высказывания подчеркнуто не сентиментальны, «не религиозны» и, как бы там ни было, просто в высшей степени загадочны и в какой-то мере носят умственный характер, хотя, конечно, не в общепринятом смысле. По сравнению с христианскими выражениями типа «божественная слава», «божественная любовь», «божественная невеста» и т.п., Дзэн должен быть, судя по всему, совершенно лишен человеческих эмоций. Наоборот, в нем присутствует нечто, что может быть названо холодной научной деятельностью или фактичностью.