6 видов деятельности, пагубных для преданного служения | 6 принципов, мешающих энтузиазму | 6 принципов, приводящих к энтузиазму
Духовная жизнь зиждется на 9-ти столпах:
- шраванам (слушание)
- киртанам (воспевание)
- смаранам (помятование о Господе)
- пада-севанам (служение лотосным стопам Господа)
- арчанам (поклонение Господу)
- ванданам (возношение молитв Господу)
- дасьям (желание стать Его слугой)
- сакхьям (стремление подружиться с Господом)
- атма-ниведанам (принесение всего, что у нас есть, к Его стопам)
Невозможно заниматься ни одним из этих методов, не настроив должным образом свое сознание на преданность. Можете не сомневаться, каждый из вышеупомянутых методов превратится в трудоемкую задачу. Нет и разговора об атма-ниведане, полном предании себя, если мы потеряли энтузиазм или позволяем себе небрежность в своем служении. Чтобы пробиться сквозь три гуны материальной природы, мы должны двигаться с большой интенсивностью. Чтобы усилить вкус, нам потребуется дридха-врата, сильная вера, и лаулья, духовная жажда. Вкус увеличится после того, как мы попробуем хотя бы одну только каплю, что заставит нас захотеть еще. Если у нас недостаточно вкуса, мы не станем желать большего. Мы можем даже начать сомневаться, а достижимо ли это вообще.
6 видов деятельности, пагубных для преданного служения
К застою в духовной жизни ведут многочисленные препятствия, такие как анартхи (сорняки) и враги ума.
Атьяхарах прайасаш ча
Праджалпо нийамаграхах
Джана-сангас ча лаулйам ча
Садбхир бхактир винашйати
Шрила Рупа Госвами (книга «Нектар наставлений», текст 2)
6 видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страдает, если человек:
- Ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег.
- Прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей.
- Ведет пустые разговоры на мирские темы.
- Выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или не выполняет никаких правил и предписаний, действует, как ему заблагорассудится.
- Общается с людьми мирского склада, не проявляющими интереса к Божественному сознанию.
- Жаждет мирских успехов.
Как мы видим, определенные поступки приводят к винашьяти, падению, и все эти виды деятельности имеют ту или иную связь со всеми врагами ума. Возьмем, к примеру, атьяхару, что значит «переедание» или «сверхнакопление». Человек берется накапливать больше, чем ему нужно, из зависти к богатству своих сослуживцев. Он будет злиться и думать, что заслужил больше, чем у него есть, наивно полагая, что материальные вещи полностью удовлетворят его. Такие страсти и жадность приведут к тому, что человек начнет покупать больше, чем ему необходимо, и в конце концов сойдет с ума, поскольку, чем больше он покупает, тем больше разочаровывается сам и разочаровывает других. Никто еще не стал счастливым, окружая себя вещами, которым суждено кануть в лету. Точно также и остальные пять категорий зиждутся на шести врагах. Каждый может сам проанализировать их и понять, каким образом враги ума порождают и поддерживают эти виды деятельности.
Прервите свое чтение минут на 20 и поразмышляйте над тем, как враги ума порождают и питают каждую из этих видов деятельности. Изучите их одного за другим, взяв в качестве примера сначала себя самого, а потом своих знакомых.
6 принципов, мешающих проявлению энтузиазма
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге «Мадхурья-кадамбини» тоже приводит 6 причин, по которым энтузиазм не развивается должным образом. Здесь он описывает стадии неустойчивого преданного служения. И снова мы хотим применить это знание на практике, чтобы обрести стабильность и энтузиазм в духовной жизни.
- Утсаха-майи, внезапный энтузиазм. Такое происходит с неофитами, когда новизна духовного пути окрыляет их. Поскольку преданные становятся частью нового процесса, он или она начинают считать себя особенными и раздуваться от гордости, что зажигает в них энтузиазм. Но надолго такого энтузиазма не хватает. Большинству из нас, когда мы встали на путь бхакти, или, другими словами, отправились в духовное путешествие, Кришна дает испытать особые ощущения и вкусы, чтобы у нас был энтузиазм, но такой энтузиазм неустойчив. Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет причину утсахи-майи, чтобы мы могли упорно добиваться энтузиазма и поддерживать его, пройдя эту начальную стадию. Мы должны сделать энтузиазм неотъемлимой частью нашего бытия, а не оставлять его в качестве короткой эмоции, основанной на гордыне или самовлюбленности.
- Гхана-тарала. Это значит, что человек то чувствует приливы энтузиазма, то погружается в спячку. Качество нашего служения (слушания, воспевания, памятования и т.д.) будет разниться в зависимости от того, в каком из состояний мы сейчас пребываем. Когда нас охватит энтузиазм, мы почувствуем, как сильна наша вера и будем совершать меньше апарадх (оскорблений); соответственно враги ума не будут так докучать нам. Но стоит нам поддаться сонливости, как враги ума безжалостно поработят нас.
- Вьюдха-викалпа. Стадия, на которой сомнения лишают нас сил. Несмотря на то, что человек может до какой-то степени верить в то или иное философское положение, сомнения в основном оказываются сильней его убежденности. Преданный может давать какие-то обязательства или принимать определенные решения, но в последнюю секунду он побоится сделать решающий шаг из-за тяжких сомнений, одолевающих его. Человек ставит под вопрос все свои решения и постепенно утрачивает способность приходить к какому бы то ни было выводу. У него или у нее появляются такие вопросы: «Могу ли я действительно поверить, что Кришна желает мне добра?», «А что, если Бога вообще нет?», «А вдруг этот процесс не работает?». Такие вопросы увеличивают сомнения, а не веру.
- Вишайа-сангара. Стадия, на которой преданный выходит на тропу войны против материальных чувственных удовольствий. Вера уже победила сомнения, но человек все еще попадает под жернова бхоги-тьяги, постоянного выбора между наслаждением и отречением. Привязанность к наслаждению чувств по-прежнему сильна. На прошлых стадиях привязанность также существовала, но она не причиняла особых беспокойств, потому что сомнения заполоняли все наше бытие. Теперь мы изучили и осмыслили большую часть философии, но чувства и греховные желания все еще берут над нами верх. Несмотря на то, что преданный на этой стадии способен отличить хорошее от плохого, страсти ведут его к запретным поступкам.
- Нийама-кшама. Это стадия незрелой бхакти. Сомнения и привязанности почти исчезли, однако у человека не хватает воли, чтобы усилить и улучшить свое преданное служение. Ради совершенствования они дают обеты и принимают на себя обязательства, но в последний момент им не хватает сил, чтобы довести начатое до конца. Им не хватает зрелой преданности.
- Таранга-рангини. У преданного еще сохраняется привязанность к богатству, почету и признанию. Взойдя на эту ступень, человек уже почти подошел к цели. Он уже не находится на уровне неофита; он оставил бхога-тьягу, почти не подвержен сомнениям и поднялся над незрелой преданностью. Такие люди обладают всеми возвышенными качествами, однако часто становятся добычей пратиштхи, гордыни. Благодаря их возвышенным качествам и высокому уровню преданности к ним сами собой приходят деньги, слава и высокое положение в обществе. К несчастью, такие побочные продукты их служения мешают им испытать высшие проявления энтузиазма и любви к Богу.
6 принципов, соблюдение которых приводит к энтузиазму
Рупа Госвами дает нам 6 принципов, соблюдение которых приведет нас к зрелой бхакти и непременно наградит высшим энтузиазмом. В списке этих принципов утсаха стоит первой:
Утсахан нишчайад дхарйат
Тат-тат-карма-правартанат
Санга-тйагат сато вриттех
Шадбхир бхактих прасидхйати
«Существует шесть принципов, следование которым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен: 1) действовать с энтузиазмом, 2) быть уверенным в своих действиях, 3) проявлять терпение, 4) следовать регулирующим принципам (таким, как шраванам киртанам вишнох смаранам – слушание повествований о Кришне, воспевание Его и памятование о Нем), 5) отказаться от общения с непреданными, 6) идти по стопам великих ачарьев прошлого. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении».
Шрила Рупа Госвами (книга «Нектар наставлений», текст 3)
- Действовать с энтузиазмом. Если мы не проявляем рвения в своей деятельности, то можем готовится к еще одному материальному телу, поскольку недостаток рвения указывает на порабощение нас врагом. Вопрос состоит в следующем – позволим ли мы врагу, который напал на нас, полностью уничтожить нас или сделаем все необходимое, чтобы уничтожить его?
- Быть уверенным. Если мы неуверенны, мы не станем с готовностью и верой следовать за гуру, садху и шастрами. Это приведет к тому, что мы начнем выдумывать что-то свое и в конце концов сойдем с пути.
- Проявлять терпение. Энтузиазм и устремленность указывают на то, что мы радостно предвкушаем свое будущее, но вместе с тем мы должны проявлять терпение. Каким образом эти два состояния уживаются вместе? С одной стороны, если у нас не хватает терпения, и мы просто прокладываем себе путь одним своим энтузиазмом, мы забудем о том, что Кришна – Высший Управляющий. Вместо того, чтобы признать за Кришной право устраивать все по Его воле, мы будем злиться, когда желаемое не будет исполняться согласно нашему плану. С другой стороны, если мы прекратим действовать с энтузиазмом и будем просто сидеть и ждать от Господа милости, то наше сознание ослабнет и будет открыто для врагов ума. Мы начнем сомневаться, а стоит ли вообще стремиться к нашей цели. В действительности, мы должны испытывать энтузиазм и духовную жажду, оставаясь в то же самое время терпеливым. Мы должны с пылом браться за служение, как будто от этого зависит сама наша жизнь, но не позволять себе забывать, что Кршина и Его слуги сделают все для нас в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Как например, на работе – служащий трудится, не покладая рук, с уверенностью, что начальник ответит на его старания соответствующей зарплатой. Он знает, что обещанный чек будет выдан, стоит ему лишь упорно работать. Этот пример поможет нам решить кажущееся противоречие между энтузиазмом и терпением.
- Следовать регулирующим принципам. Регулирующие принципы – это наше лекарство. Если больному поставили верный диагноз, то соответствующие лекарства и режим будут играть первостепенную роль в его выздоровлении. Регулирующие принципы предписаны нашими ачарьями и играют важнейшую роль в нашем благополучии.
- Отказ от общения с непреданными. Стремительно продвигаясь по духовному пути, мы должны обращать особое внимание на то, как влияют на нас люди, поддавшиеся депрессии, подавленности, чувству вины, гневу, тревогам и еще многим последствиям деятельности врагов ума. Если во время войны ваш сослуживец стал трусом или предателем, сможете ли вы беззаботно общаться с ним и раскрывать ему свое сердце и душу? Этот человек превратился в пособника врага. Подобным же образом, если вы находитесь рядом с тем, кто болен заразной болезнью, вы должны соблюдать особые меры предосторожности. Вот почему это наставление (отказ от общения с непреданными) является просто практическим соображением. Если мы хотим достичь цели, мы должны тщательно выбирать круг общения.
- Следовать по стопам предыдущих ачарий. Нам нужно изучить жизни своих предшественников, которые достигли успеха на пути бхакти. Мы хотим следовать им, но не подражать.
Все эти 6 принципов пробудят в нас чистые духовные эмоции, обогащенные культурой бхакти. Неверно направленный энтузиазм приведет человека к неприятностям, в то время как верно направленный энтузиазм поможет нам обуздать свой ум и чувства, а не служить им, подобно бесправному рабу. Вот что сказано в комментариях к этому тексту из «Нектара наставлений»:
«Нам следует отнестись к возможности вернуться домой, обратно к Богу, с огромным энтузиазмом. Без энтузиазма невозможно добиться успеха. Даже в материальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художнику – каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузиазм подразумевает деятельность – но ради кого? Ответ таков: действовать следует только для Кришны.
Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кришны. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в служении Господу абсолютно все (нирбандха кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате). Преданное служение – это не пассивная медитация, но практическая деятельность, лежащая в основе духовной жизни».
Мы не сможем следовать остальным принципам, если у нас нет энтузиазма. Уровень энтузиазма будет своего рода барометром, по которому мы можем сверять свой прогресс.
Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 5: Превращение ума в своего лучшего друга»