Аггей (ивр. Хаггай – праздничный) – в Ветхом Завете один из последних пророков. Свою проповедническую деятельность он начал в 520 году до н.э. во времена царя Дария Гистапара. Миру известны 3 самых главных пророчества Аггея, которые составляют 10-ю книгу 12-ти малых пророков (Тре-Ассар).
Почти все речи Аггея были адресованы первосвященнику Исусу и иудейскому царю Зоровавелю, которых обвинял в бездействии. Речи его были так смелы и порой настолько дерзки, что окружающие поражались, как это простой человек, неизвестный за пределами города, берет на себя такую ответственность и угрожает таким именитым людям. Но Аггея не смущало это. По всей видимости, он был уверен, что на его стороне истина, а значит, Господь защитит его «ото всякой руки злой». Также Аггей выступает за то, чтобы был реставрирован Иерусалимский храм. Его постройка была заморожена предшественниками Дария по наветам самаритян. Пророк утверждал, что восстановить храм следует для восстановления веры.
Нельзя сказать, чтобы речь этого пророка отличалась витиеватостью и изяществом. Напротив, там явственно прослеживается постепенный упадок еврейского языка, хотя начался этот процесс еще в то время, когда евреи жили в Вавилонии. В беседе со священниками этот пророк, когда экзаменовал их в законоведении, делал это таким образом, что там можно проследить первые признаки преподавательских методик, которые стали применять значительно позднее, уже во времена составления Мишны. Аггея называют современником пророка Захария.
Увы, но библейская письменность не сохранила сведений о жизни и о деятельности Аггея. Исключение составляет только упоминание о нем в 1-й книги Ездры (5,1; 6,14), где он ходатайствовал за возобновление работ по восстановлению Иерусалимского храма. Согласно иудейскому преданию, Аггея называли членом Великой Синагоги, которая носит также название Кенесет-Гаггедола. К этой категории знаменитые раввины причисляли не только Малахию и Захарию, но также и других деятелей, которые хоть сколько-нибудь себя проявили. Великую Синагогу учредил лишь Ездра (458 год до н.э.) через 62 года после того, как Аггей выступил на пророческом служении.
Что касается личности пророка Аггея, то в христианской древней церкви не сложилось какого-то четкого и сформированного воззрения на эту загадочную личность. По передаваемому Псевдо-Дорофеем, Псевдо-Епифанием и Псевдо-Исихием ясно, что еще в ранней юности Аггей в Иудею пришел из Вавилона. Туда он принес пророчество о том, что народ его возвратился из плена и даже заявил, что отчасти сам лицезрел восстановление храма. Преставился пророк в городе Иерусалиме, и был похоронен недалеко от гробниц первосвященников.
Не вызывает сомнений и тот факт, что взгляд, который выражал Аггей, не был общепринятым в древней церкви. Блаженный Августин (ennaratio in psalm CXLVII) полагал, что пророки Захария и Аггей свое пророческое служение начали еще будучи в Вавилоне, а также из того, что на основании Агг: 1,13, Кирилл Александрийский заявил, что Ориген и некоторые его последователи считали Аггея вовсе не человеком, а Ангелом, которого Бог послал на Землю, чтобы он проповедовал. Блаженный Иероним при толковании Агг: 1,13 пишет следующее: «Некоторые думают, что Иоанн Креститель, Малахия, имя которого значит Ангел Господа и Аггей, книгу которого мы ныне имеем в своих руках, были Ангелами, но по соизволению и повелению Божию приняли человеческие тела и обращались среди людей» (Одна книга толкований на пророка Аггея, к Павле и Евстохии. Твор. Часть XVI: с. 333). Мнение это было неудобно для многих в то время. Неудивительно, что оно вызвало явное неудовлетворение Кирилла Александрийского и самого блаженного Иеронима. Мнение это могло появиться, помимо слишком буквального понимания в Агг: 1,13 термина малеах Иегова, также неизвестностью гробницы пророка в народе и отсутствия информации и его отце.
Однако оснований этих, конечно, явно недостаточно, тем более, что в данный момент уже может быть известно имя отца Аггея. Когда проводились раскопки на площади Харам эс Шериф, где раньше возвышался Иерусалимский храм, археологи обнаружили удивительной красивую древнюю печать, где были вырезана надпись на древне-еврейском языке, гласящая: «Аггея, сына Шевании». Предполагают, что печать принадлежала именно пророку Аггею, который в библейские времена был известен как пророк, призывающий к восстановлению Иерусалимского храма. Печать, вероятнее всего, он потерял неподалеку от храма, где должен был часто находиться сам, поскольку с огромным интересом наблюдал за тем, как строится храм (профессор А. А. Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 855).
Ввиду сомнительности и скудности сведений о личности пророка Аггея, можно усматривать историческое зерно в сказаниях Исихия, Дорофея и Епифания. В основе их повествований лежит, как полагают некоторые исследователи, древнее еврейское предание. Согласно ему, некоторые ученые, тот же Рейсс, предполагают, будто Аггей был из священного колена Левиина, а совсем в юном возрасте вернулся из Вавилона. Однако это не согласуется с мнением других исследователей, которые предполагают, что пророк Аггей был из числа тех старцев, которые еще видели храм Соломонов (ср. Езд. 3:12). Получается, что когда храм начал отстраиваться, Аггею было 80 лет.
Воспроизводят сказание Дорофея также книги житий святых православной церкви «Четьи-Минеи» и славяно-русский церковно-учительный сборник «Пролог» от 16-го декабря. В этот день Православная церковь отмечает память святого пророка Аггея. Например, в Четьи-Минее Димитрия Ростовского можно прочесть следующее: «Сей бяше от племене Левиина, рожден в Вавилоне, в плене, ещё млад сый прииде от Вавилона в Иерусалим, и пророчеством со святым пророком Захариею тридесят шесть лет. Предвариша же воплощение Христово за четыреста и седмьдесят лет, и явленно о развращении Аггей святый пророчествова. И виде отчасти издание церковное, Зоровавелем обновляемое по возвращении от Вавилонского плена. Умре же и погребен бысть близ гробов иерейских преславно понеже и той бе от рода священнического. Бяше же плешив и стар окружну имея броду и образом честен, и в добродетелех свидетельствован. Любим же бысть всеми и чтим, яко прославен и великий пророк: а имя его толкуется праздник или празднуяй». Хронологические даты в этом тексте мало достоверны, равно как и продолжительность служения Аггея. Согласно Библии, его служение продолжалось совсем недолго, лишь несколько месяцев. Если верить тем же библейским текстам, Аггей читал проповеди во 2-м году правления царя Дария, а именно около 520 года до н.э.
Можно еще сказать о внешнем виде Аггея. Исследователи жизни и деятельности великого библейского пророка Аггея утверждают, что здесь почему-то было опущено упоминание известного Епифания Дорофея, который говорил о том, что Аггей был самым первым пророком, который при восстановлении храма воспел «аллилуйя». Такое обстоятельство, по всей видимости, имеет связь с тем фактом, что некоторые псалмы были озаглавлены именами пророков Захарии и Аггея: псалмов 87, 145, 147, 148 по Септуагинте и слав. 3 последних псалма, если смотреть греческий текст, надписываются: Allhlouia Aggaiou kai Zacariou. Таким образом по тексту Вульгаты стоят имена этих самых пророков в таких псалмах, как 11, 145 и также 146. Встречаются они также в псалмах 125-126 в Пешито.
Правда, все эти надписи, где постоянно соединяются 2 пророка, которые считались современниками друг другу – Аггей и Захария – по всей вероятности, говорят не про авторство таких пророков касательно перечисленных выше псалмов, а только о времени литургического их использования, когда эти известные древние пророки читали свои проповеди.