Йом-Киппур («День искупления», «Судный день») – самый важный из праздников в Иудаизме, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Согласно Талмуду, в этот день Бог выносит свой вердикт, оценивая деятельность человека за весь прошедший год.
Название «Йом-Киппур» (в ашкеназском произношении – Йом-Кипер) – термин средневековой раввинистической литературы; в Торе и Талмуде он называется Йом ха-Киппурим, а в мидрашах иногда – просто киппур.
Поскольку о ритуале Йом-Киппура в Храме Библия не сообщает, а в книгах, следующих за Пятикнижием, Йом-Киппур вообще не упоминается, ряд критиков сочли информацию об этом ритуале более поздним включением, относящимся к периоду возвращения из вавилонского плена. Оппоненты же ссылаются на древность обряда искупления грехов, а также на связь ритуала Йом-Киппура с Ковчегом Завета. По их мнению, возникновение этого обряда относится ко времени пребывания колен Израилевых в пустыне.
«Йом-Киппур» иногда переводится на русский язык как «День очищения» или «День всепрощения». В связи с торжественностью праздника его зачастую называют просто Пост, Суббота из суббот, а некоторые раввины именуют Тот самый день, подчеркивая важность события.
Для выполнения обычая «капарот» (обряда искупления), который очень важен в дни перед Йом Киппуром, берут курицу (для женщин) или петуха (для мужчин), совершают обряд и относят к шойхету (резнику), а затем дарят бедным примерную стоимость птицы.
Йом-Киппур считается наиболее святым и торжественным днем в году, его основная тема – искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и прием пищи, питье, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость. Пост – полный отказ от еды и питья – обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки, после появления на небе третьей звезды.
На вечернее богослужение мужчины надевают талит (это единственный раз в году, когда талит надевается на вечернюю службу). Литургия Йом-Киппура начинается с произнесения молитвы «Коль нидрей», которая должна быть прочитана до захода солнца, после которой читается маарив (вечерняя молитва), включающая в себя дополнительные молитвы – слихот. Особо религиозные евреи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, славословия и различные мольбы. Вечером все люди одеваются в белое и выходят на улицу гулять.
Пост в Йом-Киппур соблюдают и многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Многие из них посещают в этот день синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день обычно намного больше.
Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Киппура – пожелание «хорошей записи» (в Книге Жизни) – «гмар хатима това», – «легкого поста» и обычай просить прощения у всех.
Строгость соблюдения запретов Йом-Кипур обсуждается еврейскими религиозными авторитетами. В частности, Хаим Соловейчик склонялся к разрешению больным есть в Йом-Кипур, объясняя это решение тем, что опасность для жизни (пикуах нефеш) отменяет почти все запреты.
Согласно Торе главной задачей всего дня Йом-Кипура являются исправление и очищение.