Заратустра (авест. Заратуштра; греч. Зороастр; тадж. Зардушт) – основатель Зороастризма (Маздеизм), а также жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды, принявшего вид Авесты (Священное Писание в Зороастризме).
Праздник пророка Заратустры отмечают в день зимнего солнцестояния после выхода Солнца из 30 градуса Стрельца. Зороастрийские обычаи велят в эту ночь печь ржаные лепешки, закладывать в них бумажки с гадательными текстами – гатами. Также в честь Заратустры исполняют гимны. Еще один обычай – зажечь 17 огней по количеству его учеников.
Биография Заратустры
Время и место рождения
Достоверные сведения о биографии Заратустры отсутствуют, но его жизнь можно проследить по зороастрийской традиции. Согласно первой версии, родился он на территории существовавшей ранее области Бактрия, в городе Балха (сейчас – Афганистан). Есть мнение о том, что он родился в Радесе, нынешнем пригороде Тегерана Рай, и проживал в восточной стороне Большого Ирана где-то с VI века до первой половины V века до н.э. (может быть, в 628-551 годы до н.э.). Есть и другие версии о времени и месте рождения жреца. Если брать данные из традиционной пехлевийской хронологии, то жил он за 258 лет до рождения Александра Македонского с VII до VI вв. до н. э. В процессе анализа «Гат» (самой священной части «Авесты»), можно сделать вывод о том, что Заратустра жил в XII—X вв. до н.э. Эта информация делает Зороастризм одной из самых древних религий в мире. По мнению Аристотеля, Заратустра родился за 6000 лет до Платона. В то же время книга тридцатая «Плиния Старшего» («Естественная история»), говорит: «Есть и другая школа магии, идущая от Мосеса (Моисея), Ианна, Лотапа и иудеев, но появилась она многими тысячелетиями позже Зороастра». Если верить указанным источникам, то Зороастр родился и жил за много тысяч лет до рождения Моисея, который основал Иудаизм.
По мнению некоторых средневековых мусульманских историков (Аль-Бируни, Аль-Балазури, Аль-Казвини, Аль-Хамави и других), Зороастр родился в Атропатене, на территории современного Иранского Азербайджана. Но есть ученые, такие как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак, которые говорят о рождении Заратустры на территории сегодняшней России (в пример Бойс приводит городище Синташта в Челябинской области). В Гатах указывается на рождение Заратустры на территории туранских племен. Однако, когда его не приняли соотечественники, он бежал в современный Иран к вождю (кави) Виштаспе и превратил его в верного последователя.
Семья
Заратустра был рожден в семье древнего рода священников Спитама, имя которого постоянно упоминается в Гатах. Отца Заратустры звали Порушаспа, а мать – Дугдова. Старших его братьев назвали Ратуштар и Рангуштар, а младших – Нотарига и Ниветиш. Будучи новорожденным, Заратустра при рождении не заплакал, как все, а залился смехом. Один звук его смеха уничтожил более 2000 демонов. Пока Заратустра был в детском возрасте, вокруг него происходило множество чудес, чему завидовали темные силы. Они много раз посягали на жизнь Заратустры, но успеха не добились. Его защищала Божественная сила.
Жену Заратустры именовали Хови. Женился он 3 раза: первый раз на вдове, а два последующих – на девственницах. От вдовы у Заратустры родились 2 сына – Урватат-нара и Хвара-читра. Повзрослев, они стали заниматься разными делами: первый сын избрал для себя ремесло скотоводства и земледелия, а второй – отправился воевать. Другие жены родили Заратустре четверо детей: сын Исад-вастра, в дальнейшем ставший верховным жрецом зороастрийской религии, и трое дочерей – Френи, Трити, а младше всех Поручиста.
Проповедник
В Гатах («Песнопения», часть Авесты) Заратустру описывают как историческую личность, которая не избежала влияния всех человеческих страстей. В проповедующих песнопениях он во всеуслышание ругает своих противников, которые являлись сторонниками старой арийской религии, возводившей в ранг божества силы природы. При этом Заратустра называл их поименно. Также он выступал против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. Заратустра говорил всем об отделении добра от зла, которые являются двумя изначально существующими силами в природе и не имеют между собой ничего общего. Жрец призывал к добру (Спенте), отвергая зло (Ангру).
Также Заратустра учил, что существует только один Бог, к которому человечество может обратиться с просьбами, и которого оно может благодарить – Ахура Мазда или «Мудрый Владыка». Этот Бог мягок и милосерден, всегда желает и готов помочь людям. Ахура Мазда не позволяет себе вмешаться в работу Законов Природы, созданных и приведенных в движение им самим. Владыка направляет людей на добрый путь, они должны быть очень внимательными и всегда рождать хорошие мысли, слова и совершать благородные дела.
Реформатор
Как реформатор Заратустра придал иранской религии тот абстрактный характер, который удивлял еще писателей-классиков. Главные божества зороастрийского пантеона олицетворяют собой абстрактные идеи, которые лишены плоти. Ахура Мазду называют мудрым господином, Хшатра Вария переводится как «лучшее царство», Хоурватат символизирует целость, а Амертат – бессмертие, Воху Мана – это добрая мысль, а Аша Вахишта – лучшая праведность, Спэнта Армати в переводе «святое смирение», Сраоша – «послушание». При этом часть представителей старого арийского пантеона, которых пытался побороть Заратустра, были отнесены к представителям демонов, мира зла и мрака, с которыми упорно борется дуалистическая зороастрийская религия.
Заратустра в культуре
Образ Зарастра появляется в 1791 году в опере Моцарта «Волшебная флейта». Там он олицетворяет собой свет и мудрость, а также отсылает к почитанию Заратустры масонами.
На базе легенды о Заратустре немецкий писатель и философ Фридрих Ницше создал произведение «Так говорил Заратустра».
В 1896 году, беря за основу впечатления от прочтения книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», немецкий композитор Рихард Штраус создал одноименную симфоническую поэму. Это произведение программное, состоящее из 9-ти фрагментов, которые исполняются без пауз. В среднем исполнение продолжается не больше 30-ти минут. Эта симфония была создана для четверного оркестра. В партитуре применяется также орган и колокол.