Принципы холистической системы лечения | 5 оболочек и методы их исцеления | Йога и Аюрведа
Восхищаясь красотой и глубиной Аюрведы, не следует забывать, что она является лишь небольшой частью обширного ведического знания. В течение многих веков мудрецы и простые жители Индии оглядывались на достижения просветленного Золотого века, именуемого также Ведическим веком. В то время страной правили цари, которые следовали воле мудрецов. Духовность пронизывала собой всю жизнь, средоточием которой были различные формы внутреннего и внешнего поклонения всевозможным проявлениям божественного. Вся жизнь была Йогой.
Ведический век завершился ко времени Кришны, за несколько столетий до Будды, с которым связано начало современной истории Индии. Единое ведическое учение древности разделилось на несколько направлений, и возникли различные, нередко противоречащие друг другу, системы духовного знания. В большой степени ведический дух сохранили Йога и Веданта. Благодаря им Веды продолжали оставаться путеводным светом для всей индийской культуры. Ведическое знание можно назвать йогическим знанием. Термин «йога» впервые встречается в ведических мантрах для обозначения контроля над умом, цель которого – достичь духовного просветления (Ригведа V, 80.1).
Из всех отраслей ведического знания, наверное, Аюрведа в наибольшей степени сохранила первоначальную ведическую терминологию (например агни и сома), хотя многие духовные оттенки этих слов оказались забытыми.
Сами же ведические первоисточники серьезно не изучались в Индии со времен Кришны, то есть свыше 3000 лет. Любознательность европейцев способствовала возрождению интереса к этим текстам на их родине; произошло это более 100 лет назад. Появилась целая плеяда толкователей Вед и Веданты, среди которых самые выдающиеся – Свами Вивекананда, Свами Рама Тирта, Шри Ауробиндо, Гангадар Тилак и Свами Даянанда Сарасвати. Все они хорошо известны и глубоко почитаемы в Индии.
Ниже излагается суть холистической системы лечения, построенной на основе ведического знания и включающей в себя принципы Йоги и Аюрведы. Исходя из собственного опыта изучения Вед я попытался здесь воплотить целостный подход.
Принципы холистической системы лечения, основанной на ведическом знании
В данной системе можно выделить 4 уровня, на каждом из которых существуют свои методы обретения целостности, то есть исцеления. Эти уровни соответствуют 3-м телам и истинному «Я» человека. Физическое тело состоит из материи, астральное – из мыслей и чувств, каузальное тело представляет собой перевоплощающееся тело, состоящее из идей и архетипов.
- Аюрведа – наука физического исцеления: применение диеты, трав, физиотерапии.
- Астрология – наука астрального исцеления: использование мантр, драгоценных камней, цветотерапии и различных ритуалов. Здесь находят применение и системы Йоги в их более низких (оккультных) формах.
- Йога – наука каузального исцеления: Йога и медитация. Этот уровень включает в себя все основные системы Йоги (Джнана-йога, Хатха-йога, Раджа-йога, Карма-йога, Бхакти-йога) в их высших формах, в том числе высший аспект Тантры.
- Самопознание – наука трансцендентного исцеления: самоисследование. Это высший аспект Джнана-йоги (йоги знания), однако посвящение себя божественному, составляющее суть Бхакти-йоги, тоже приводит ищущего к этой цели.
5 оболочек и методы их исцеления
Согласно данной системе, человек состоит из 3-х тел и 5-ти оболочек, из которых витальная соединяет физическое тело с астральным, а интеллектуальная – астральное с каузальным.
оболочки | методы исцеления |
---|---|
Физическая оболочка | Диета, травы, асаны |
Витальная оболочка | Травы, драгоценные камни, пранаяма |
Ментальная оболочка | Мантры (пратьяхара) |
Интеллектуальная оболочка | Медитация (дхарана, дхьяна) |
Оболочка блаженства | Слияние, растворение (самадхи) |
Йога и Аюрведа
Эти методы исцеления, связанные с 5-ю оболочками, соответствуют 8-ми разделам классической Йоги. Первые 2 – яма и нияма – обеспечивают внутреннюю и внешнюю чистоту, включающую в себя правильное мировоззрение и наличие духовных ценностей в жизни, правильный образ жизни и определенный режим для каждой из 5-ти оболочек. Эти 2 раздела составляют основу Йоги, без них йогическая практика может привести к нежелательным результатам.
- Принципы ямы: отказ от насилия, правдивость, контроль над сексуальной энергией, недопустимость воровства, отсутствие привязанности.
- Принципы ниямы: самопознание, чистота, удовлетворенность, самодисциплина и преданность божественному.
Врачу, представлявшему аюрведическую традицию, надлежало жить, строго соблюдая эти этические нормы.
Следующие 3 раздела составляют внешний аспект Йоги; они гармонизируют нашу внешнюю природу, позволяя раскрыться нашей истинной сущности.
- Асаны – это особые позы, выравнивающие энергии физического тела. Они дают физический покой.
- Пранаяма – это практика гармонизации и расширения жизненной силы. Она приносит эмоциональный покой и умиротворяет нашу витальную природу.
- Пратьяхара – это преодоление рассеянности ума и направление внимания внутрь, что дает покой уму.
Последние 3 раздела образуют внутренний аспект Йоги, квинтэссенцию всей системы. Это медитативные практики, которые могут выполняться с использованием формы (медитация на определенном объекте) или без нее (медитация на нашем собственном высшем «Я»). В последнем случае речь идет о высшей, истинной медитации, в то время как первый вид медитации ближе к внешнему аспекту Йоги.
- Дхарана – это внимание: сознание полностью концентрируется на том, на что мы его направляем.
- Дхьяна – это медитация: сознание сливается с объектом нашего внимания. В обеих этих практиках еще принимает участие интеллект.
- Самадхи – состояние растворения сознания в объекте медитации и слияние с ним. Это непосредственное восприятие истины, когда наблюдающий одновременно является и наблюдаемым.
Для того чтобы достичь успеха в практике необходимо обладать вивекой и вайрагьей:
- Вивека – это способность к различению, при помощи которой человек отличает реальное от нереального, истинное от ложного, вечное от преходящего, истинную радость от мимолетного удовольствия.
- Вайрагья – это отсутствие эгоистических эмоциональных реакций, затуманивающих наше восприятие. Из этих 2-х понятий вытекает принцип абхьясы – превращение всей повседневной жизни в практику. Именно абхьяса определяет наш успех в Йоге.
Цель Аюрведы – помочь нам обрести физическое и психическое здоровье, чтобы мы могли следовать путем Йоги. Аюрведические режимы основываются на йогических принципах ямы и ниямы и способствуют их соблюдению. Знание Аюрведы очень актуально в практике внешних разделов Йоги – асан и пранаям, которым уделяется особое внимание в Хатха-йоге, поскольку они, как и Аюрведа, нацелены на гармонизацию и очищение тела.
Данная система, объединяющая Йогу и Аюрведу, отражает естественное стремление всего живого к восстановлению единства с божественным источником, а не какую-то религиозную догму, которой мы обязаны следовать. Она может сопутствовать любой религии или использоваться вне какой бы то ни было религии, ибо истинная религия – это само бытие.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведическая терапия»