3 основные функции читты | Другие 5 функций читты
3 основные функции читты
Все психические функции – функции читты, которая полностью охватывает собой все поле ума. Среди них 3 функции следует выделить особо:
Это пути к глубинному сознанию. Чтобы достичь его, необходимо отстраниться от внешнего ума и чувственного восприятия, которые удерживают индивидуальное сознание на периферии.
Читайте. Сознание: что это
Память
Сознание состоит из воспоминаний. Память включает в себя не только обыденную память информации, но и то, что мы помним своим сердцем, то, что оказало на нас глубочайшее положительное или отрицательное влияние. Глубинное сознание управляет клеточной памятью, благодаря которой функционирует наше тело. Из жизни в жизнь сознание хранит семена наших воспоминаний. Наше сознание помнит Бога и помнит то, что мы являемся Богом, поскольку ядро сознания есть душа, отражающая Бога. Наше сознание способно помнить всю Вселенную: ведь последняя, в конце концов, только продукт сознания.
Таким образом память может принести нам либо оковы, либо освобождение.
- Истинная память – это заложенная в глубинном сознании память об истинном Я. Аюрведические представления о роли истинной памяти как средстве поддержания здоровья и пути к освобождению подробно излагаются в «Чарака-самхите».
- Ложная память – это память о личных радостях и печалях, память об истории эго.
Лучший способ развития памяти – стараться не забывать об истинных принципах и высших космических законах.
Сон
Во сне мы отключаемся от внешнего мира и возвращаемся во внутренний мир сознания. Впечатления сновидений появляются благодаря деятельности ума. Как правило, проявляются впечатления дневной жизни, но иногда выходят на поверхность и более глубокие самскары. При правильной работе сознания сон спокоен и глубок. Нарушенное раджасом и тамасом, сознание порождает неприятные сновидения и беспокойный сон.
Во время сна ум обновляется благодаря погружению в свой источник – ядро сознания, в котором содержится изначальная прана, или жизненная сила. Пока ум и чувственное восприятие отдыхают, сознание и прана поддерживают рефлекторные функции тела.
Смерть – длительный сон. Подобно сну, смерть представляет собой погружение в глубинное сознание, в котором мы теряем связь с внешним миром чувств. На протяжении смертного сна сознание удерживает в себе каузальную прану и кармы, из которых будет создано новое тело. После смерти мы пребываем исключительно в сознании и обновляемся для новой жизни.
В посмертном состоянии из нашего глубинного сознания выплывают впечатления жизненного опыта, и это очень похоже на сновидения. Благодаря этому формируются различные астральные миры (как, например, небеса и ад), которые предстают нам как видение, порождаемое тонким умом. Эти видения оказываются положительными или отрицательными в зависимости от нашей кармы и опыта, приобретенного за время жизни.
Самадхи
Самадхи – это экстатическое состояние полной погруженности, в котором наше сознание полностью сосредоточивается на одном-единственном объекте или переживании, а все остальное исчезает из восприятия. Цель йогической практики состоит в развитии погруженности в космическое сознание и в истинное Я. Это приносит освобождение. Наивысшее развитие сознания происходит только через самадхи. Выход в самадхи на более глубокие уровни сознания нейтрализует кармы и высвобождает из цикла рождений и смертей.
Однако понятие самадхи включает в себя не только духовные состояния, но и любые экстремальные переживания. Любой опыт, во время которого мы настолько погружаемся в переживание, что забываем все остальное, является формой самадхи. В частности, существуют низкие уровни самадхи – погруженность в беспокойное или замутненное сознание, в котором преобладают раджас и тамас. Всякий раз, когда ум сильно концентрируется на чем-либо, в том числе и на негативных эмоциях, таких как страх или гнев, мы в какой-то степени погружаемся в свое глубинное сознание. Однако подобные негативные погружения усугубляют наши привязанности, и их следует избегать. Они повышают раджас и тамас, в то время как духовная погруженность укрепляет саттву.
Другие 5 функций читты
На основе перечисленных выше 3-х функций возникают другие функции:
- Интуиция. Сознание в своей высшей деятельности способно непосредственно познавать вещи. Это называется интуицией. Интуиция – разновидность самадхи. Знание, полученное с ее помощью, может быть более точным, нежели знание, достигаемое при помощи 5-ти чувств. Однако мы не должны путать интуицию ни с воображением, ни с экстрасенсорным восприятием, которые являются функциями внешнего ума и тонких чувств соответственно.
- Инстинкт. В своей низшей деятельности сознание превращается в инстинкт, который поддерживает функции тела и защищает их от вмешательства эго. Инстинкт – скрытая форма высшего знания, то есть нечто обратное интуиции. Инстинкты, например инстинкт самосохранения или инстинкт размножения, по причине своей глубины и автоматизма с трудом поддаются коррекции. Для изменения ядра нашего сознания необходимо углубить осознавание до уровня бессознательного, то есть автоматической, инстинктивной части ума.
- Любовь. Основополагающее стремление сознания – стремление к единению. Это выражается в наших усилиях слиться с чем-либо (с другим человеком, с эргегором или с делом), либо со своей истинной природой. «Быть» – значит взаимодействовать с чем-то через посредство сознания. Через сознание мы обретаем связь с миром на уровне сердца. Благодаря симпатии и взаимопониманию, то есть любви, возникают преданность и сострадание – силы, которые ведут нас вперед по пути духовной жизни. Фактически, сознание и есть любовь. Божественное сознание проецирует на индивидуальное сознание свою силу вечной и безграничной любви. Сознание – любовь, заложенная в глубинах нашей сущности, и именно в нем мы находим абсолютное и совершенное счастье. Его отблеск мы ощущаем, когда становимся едиными с нашим объектом любви.
- Вера. Наше глубинное сознание является основой истинной веры, которая, как и интуиция, представляет собой непосредственное ощущение реальности, лежащей за пределами проявленного. Эта истинная вера сердца обладает изначальным знанием вечного и бесконечного и стоит в стороне от всяких догм. Если мы ограничим свою веру какой-либо конкретной догмой, то есть попытаемся свести истину к определенной личности, книге или организации, то способность сознания отражать истину нарушится. Наши верования – это наиболее глубоко внедрившиеся мысли и устоявшиеся концепции, которые мы не подвергаем сомнению. Все, во что мы верим, проникает на глубинные уровни нашего сознания, то есть в сердце, и составляет глубинные тенденции и самскары, которые оказывают влияние на всю деятельность ума. Чтобы изменить свое сознание по-настоящему, нам придется отказаться от всех жестких верований, преобразив глубинные чувства своего сердца.
- Правильное развитие. Для правильного развития сознания необходимо избавление от обусловленности. Для этого нужно освободиться от всех глубинных желаний, привычек и тенденций. Это возможно только через самадхи, или погружение в истину. Однако для того, чтобы освободить от условностей свое сознание, мы должны прежде привести в порядок свою внешнюю жизнь. Необходимо довести сознание до саттвического состояния умиротворенности и открытости. Помочь в этом могут все факторы, способствующие очищению и успокоению ума: правильная диета, правильные впечатления, правильные действия и взаимоотношения. Цель аюрведической психотерапии состоит в развитии сознания, в выходе за пределы психических проблем, единственная причина которых – бессознательность, то есть недостаточное осознавание. Конечная цель – совершение перехода от обусловленного сознания к сознанию чистому, в котором уже никакие влияния не причиняют страданий.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»