Философия Джйотиш | Санскрит | Философия санкхья
Философия Джйотиш
Джйотир-видья сама выбирает тех людей, которым она хотела бы позволить обладать ею, и притягивает их к себе; для этого она сводит их с гуру, то есть с тем, кто уже овладел ею. Вначале новый претендент на звание джйотиши испытывает гуру на знания и умение обучать, в то время как гуру проверяет его на способность к изучению науки. Затем, убедившись в том, что соискатель достоин взаимного союза с джйотир-видьей, в котором она будет безраздельно владеть им, а он – ею, гуру приступает к обучению, которое продлится долгие годы. Только прямое устное общение с учителем способно подготовить ученика к такому владению. Сама джйотир-видья направляет занятия ученика с гуру до тех пор, пока ученик не станет полностью готов овладеть ею, и лишь после того, как наставник сумеет возжечь светильник джйотир-видьи в ученике, Дух Джйотиша начинает жить в его сознании. Джйотир-видья постепенно входит в душу неофита и далее уже сама ведет его по тропе предсказаний. Те из учеников, кто пройдет по этому пути достаточно далеко, становятся способны уже и сами постигать дух астрологических правил. И всякий раз, как они применяют эти правила на практике, тем самым они воздают хвалу Духу Джйотиша.
И только когда ученик (или ученица) становится до краев переполнен джйотир-видьей, можно суверенностью сказать, что он или она готов осуществлять Джйотиш на практике. Один выдающийся джйотиши говорил так: «Когда вы научитесь видеть джйоти (свет), тогда вы и станете джйотиши», имея под этим в виду как внешний свет звезд и планет, так и освещающий вас изнутри свет джйотир-видьи.
Санскрит
Подобно тому как людям, способным к телепатическому общению, не обязательно знать язык друг друга, так и тем, кто по-настоящему является ясновидящими и яснослышащими, совсем не обязательно изучать Джйотиш, так как джйотир-видья уже владеет ими. Всем прочим людям, однако, требуется определенная подготовка, прежде чем они станут достойными прикоснуться к ее мудрости. Эта подготовка традиционно состояла в заучивании одного из старинных текстов Джйотиша, служащих воплощением джйотир-видьи. Несмотря на то что ни одна книга не может полностью передать джйотир-видью читателю, книги все же помогают подготовлять почву, в которой эта видья сможет впоследствии найти свое пристанище. Ежедневное повторение боговдохновенной поэзии этого текста, написанного на санскрите, создает в сознании ученика особые условия, благодаря которым особый внутренний дух, заключенный в тексте, в сочетании с комментариями гуру, может внедриться в его сознание и там взрастить свои благотворные семена.
Простая линейная логика, в которой частный вывод всегда является следствием общей теории, оказывается мало пригодна, когда дело заходит о постижении видьи, так как древние мудрецы, создавшие эти видьи, использовали в них абсолютно другой способ мышления.
«Их способ мышления, пожалуй, более всего походил на то, что в музыке мы бы назвали фугой – произведение, в котором ноты не могут быть уложены в одну-единственную мелодическую шкалу, в котором человек оказывается погруженным в самую суть вещей и должен следовать временному порядку, созданному их мыслями».
«de Santillana», p. xi.
Самое, наверное, существенное условие того, чтобы стать настоящим джйотиши, и вместе с тем наиболее трудное для среднего западного человека,- научиться мыслить именно таким холистическим, нелинейным способом. А так как не менее трудно придерживаться нелинейного способа в преподавании и писании книг,- это столь же трудно, как разрешить задачу, известную нам как квадратура круга,- несовершенство книг по Джйотишу, написанных на современных языках, оказывается неизбежным.
Одна из причин, объясняющих, почему тексты по Джйотишу написаны именно на санскрите, есть то, что санскрит дает возможность формулировать целостную мысль. Провидцы старых времен учили нас, что уже сами звуки санскрита – священны, что они (но только в том случае, если речь должным образом интонирована!) обращаются к самой душе живых существ, сообщая ей, примерно так же, как это делает музыка, в зашифрованном виде некое вселенское послание, несводимое к словесному составу и буквальному содержанию стихов. Поскольку считается, что истинное содержание Вед может быть напрямую передано слушателю, когда ведические гимны правильно исполняются, то из этого следует, что Веды должны изучаться непременно устным путем и в их первоначальной форме, то есть на санскрите, только тогда они будут правильно поняты. Все сказанное относится и к сопряженным с Ведами видьям, таким как Джйотиш и Аюрведа (традиционная медицина Индии). Другие языки могут передавать теоретическую составляющую видий, но только санскрит схватывает и переносит их квинтэссенцию. Тот, кто желает стать мастером-джйотиши, должен в обязательном порядке овладеть санскритом (и дать санскриту овладеть собой!), и хотя теоретическое, в том числе книжное, изучение может быть также небесполезно, санскрит, как и Джйотиш, может быть правильно выучен только устным путем с помощью опытного, знающего преподавателя.
Философия санкхья
Ни одна индийская видья не есть самостоятельный, автономный предмет; их необходимо постигать все вместе, во взаимодействии, чтобы получить законченное и целостное санскритское знание. Так как знакомство с одной моделью реальности существенно улучшает понимание других моделей, Джйотиш принял в себя принципы Аюрведы для того, чтобы расширить свои медицинские знания; он освоил философии санкхья, Йога и веданта, чтобы усилить свое воздействие на сознание, и привлек к себе нити-шастру (науку о политике), для того чтобы научить джйотиши разбираться в динамике общественной жизни. Санскрит требует досконального знания этих прикладных наук, ибо уже само употребление в книгах по Джйотишу некоторых слов, являющихся специальными терминами (такие слова, как «питта», «карма», «манас», «буддхи» или «саттва»), предполагает, что каждое из них мгновенно вызовет в сознании джйотиши полное значение этого слова в его первоначальном контексте. Любой хорошо образованный джйотиши, встречая в каком-либо тексте фразу «манас управляется Луной», прекрасно понимает при этом, какая именно часть сознания называется «манас», а это, кстати сказать, не совсем то же самое, что мы обычно вкладываем в английское понятие «ум», или «разум» (mind). Слова, подобные этим, не могут быть поняты вне контекста санскритской системы знания, так же как, например, некоторые термины современных технических наук не могут быть поняты без учета специфического контекста той области знаний, к которой они относятся.
Некоторые из тех, кто поверхностно ознакомился с древними текстами Джйотиша, не взяв на себя труда предварительно как следует разобраться в их реальном контексте, спешат сделать тот вывод, что якобы индийская астрология целиком сосредоточена на предсказаниях и абсолютно не содержит в себе психологии. Но суть дела в том, что Джйотиш вовсе не нуждается в подробном изложении начал психологии в своих текстах, потому что психология по-настоящему подробно представлена в смежных дисциплинах – таких как Аюрведа и Йога, которые каждый джйотиши, как предполагается, должен будет изучить наряду с Джйотишем как таковым. В противном случае был бы нарушен свято соблюдаемый «закон экономии слов», согласно которому повторение в разных текстах одной и той же информации считается недопустимым транжирством. На деле именно психология является центральным моментом в работе джйотиши над любым гороскопом. Опираясь на данные гороскопа, джйотиши прогнозирует возможное развитие событий на том или ином уровне действительности, а затем использует свое мастерство психолога, разъясняя клиенту, как следует вести себя при подобном развитии событий.
Любой, кто надеется изучить Джйотиш, Аюрведу, Аштанга Йогу или Тантру, должен сначала уяснить себе основные сведения философии санкхья, которая является их структурным основанием. «Санкхья» означает «число», что служит указанием на то, что философия составлена из множества таттв (вещей, предметов), которые развиваются одна из другой и несут на себе как буквальный, так и нумерологический смысл. С точки зрения санкхьи, лишь одна из таттв, Пуруша, по-настоящему реальна и вечна, оставаясь неизменно истинной. Это – число «один», Высшее Единство, трансцендентное сознание, пребывающее вне времени, пространства и какой-либо причинной обусловленности, та единственная реальность, которая остается, когда мир прекращает существовать. Процесс Творения начинается всякий раз, когда Пуруша желает испытать себя. Это желание вызывает к жизни чувство «отдельности», «особенности», имя которому – Пракрити, или Природа, и которое служит материнской утробой по отношению к проявленной вселенной, или макрокосму. Следовательно, желание выступает как первооснова проявленного мира. Осознание вышеупомянутой «отдельности» вызывает к существованию махат, или буддхи, которое является непостижимым для рассудка, безграничным сознанием, а индивидуализация этого «осознания себя» рождает ахамкару.
Читайте. Болезни возникают, когда поражена ахамкара
Ахамкара буквально означает «творец эго». Именно ахамкара есть то, что наделяет существа их индивидуальностью. Она несет в себе способность самоидентификации, ту особую силу, которая сообщает индивидууму: «Я произвожу такое-то и такое-то действие». Эта способность идентифицировать себя со своими поступками есть основание Закона Кармы. Присущие ахамкаре 3 гуны (качества, или атрибуты) называются саттва, раджас и тамас. В плане эволюции сознания:
- саттва представляет собой такую индивидуальность, которая, в целом, обладает самосознанием;
- раджас – способность осознавать себя в большей или меньшей степени;
- тамас – индивидуальность, которая почти не сознает себя.
- Из саттвы возникают манас (индивидуальное сознание, или ум) и присущие ему 10 органов чувств. В их число входят:
- 5 органов восприятия: слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, с помощью которых мы впускаем внутрь себя объекты окружающей среды;
- 5 органов действия, посредством которых мы проявляем себя в окружающем нас мире. Эти 5 органов действия: речь (категория, включающая в себя все виды коммуникации), руки, символизирующие наши творческие действия, ноги (передвижение), гениталии (воспроизводство) и задний проход (удаление отходов жизнедеятельности).
- Из тамаса возникают:
- 5 свойств предметов, воспринимаемых нашими органами чувств: звук, ощущение, форма, вкус и запах;
- из этих объектов возникают 5 великих элементов (махабхут), представляющие собой строительный материал для всего физического мира: эфир, воздух, огонь, вода и земля.
- Раджас не рождает из себя никаких специфических производных.
«Шримад-Бхагаватам», один из главнейших духовных текстов Индии, уподобляет буддхи вознице, манас – поводьям, чувства – лошадям, а индивидуальную душу – опытному человеку, который сидит или стоит позади возницы, направляя его действия. Тело по свое натуре более тамасично, чем чувства, они же, в свою очередь, более тамасичны по сравнению с манасом. Ахамкара по сути своей раджастична; буддхи (способность различения), в основном, имеет сатвичную природу; то же, что мы называем душой, лежит за пределами 3-х гун.
Джйотиш связывает вышеупомянутые функции с различными планетами:
- Луна символизирует собой манас;
- Меркурий – буддхи;
- Асцендент, или восходящее созвездие, указывает на ахамкару;
- Солнце обозначает атму, или дживу,- духовную сущность индивидуума.
Весь гороскоп в целом есть область пракрити, или микрокосма, отражающая персональную сущность индивидуума как крошечную часть макрокосма – великой космической Пракрити, Пракрити с заглавной буквы. Все вышеуказанные факторы в личном гороскопе должны быть внимательно рассмотрены, если мы желаем дать адекватное описание того, что собой представляет данное лицо – обладатель гороскопа. С точки зрения Джйотиша, мы ничего не можем сказать о «качестве души» того или иного человека, не зная, какие именно стороны душевной жизни являются в нем на данный момент «задействованными».
Манас, самый важный из факторов, принимаемых во внимание при анализе «души» среднего человека, охватывает все то, что вы любите и ненавидите, все виды жизненного опыта, в которые вы оказываетесь вовлеченными, и те, которых избегаете. Так как люди обычно эмоционально реагируют на то, что они любят или ненавидят, расположение Луны в гороскопе указывает на общий эмоциональный статус индивидуума. Джйотиш придает столь огромную важность Луне потому, что сильная, хорошо расположенная в личном гороскопе Луна, как правило, означает для человека стабильную жизнь, полную радостей, между тем как нездоровая Луна создает в его жизни разного рода дисбалансы, нередко пробуждая в человеке дурные привычки и наклонности. Конечно, тех, кто всегда и во всем поступает по истинному велению духа, не особенно сильно тревожит низменный манас,- но, впрочем, если задуматься, какая нужда заставила бы таких святых людей обратиться за помощью к Джйотишу?
Авторы: Харт Дефау, Роберт Свобода
Источник: книга «Джйотиш. Введение в индийскую астрологию»