«Одной из важнейших проблем современного человека является его неспособность адаптироваться к переменам. В прошлом, когда еще не существовало технологического прогресса, не было и проблем, порожденных технократической цивилизацией. Технический прогресс — это постоянные перемены, которые происходят чаще, чем ум успевает к ним приспособиться. Отсюда — стресс и психофизиологические травмы. Вот почему современная психология убедительно рекомендует медитацию как надежное средство предотвращения стрессовых явлений. Она все чаще обращается к людям с призывом обратить серьезное внимание на широкие возможности, которые открываются перед человеком, который уделяет время работе с областью бессознательного. Ведь именно в этой области укоренены наши комплексы, влечения и отвращения. Многие из нас имеют скрытое подлинное призвание, естественную склонность к совершению определенных поступков, но если мы этого не осознаем, то и не совершаем их. В известном смысле мы пребываем в состоянии непрерывного напряжения. Если бы нам удалось проявить свой потенциал, мы бы начали жить самодостаточной, созидательной и счастливой жизнью. Медитация является путем к этому. При помощи медитации мы можем узнать о нашей внутренней сущности и проявить ее подлинную природу. Лишь тогда мы способны реализовать то лучшее, на что мы способны».

«Как бы негармоничны ни были два человека, с помощью промежуточной связи идет формирование созвучного аккорда, создающего гармонию. Глупый человек является негибкой нотой, в то время как умный человек является гибким. Первый липнет к своим идеям, пристрастиям, неприязням и убеждениям, хорошим или плохим, тогда как второй делает их диезными или бемольными, повышая или понижая тон и высоту, гармонизируясь с другими по требованию ситуации. Ключевая нота всегда находится в гармонии с любой нотой, поскольку она имеет все ноты гаммы внутри себя. Таким образом суфий настраивается на гармонию с каждым, хорошим или плохим, мудрым или глупым, становясь похожим на ключевую ноту».

«Основным занятием ума является санкалпа и викалпа, принятие и отвержение. Ум подобен пылесосу, собирающему пыль с ковра. Иногда он вбирает в себя мысли других людей, а иногда — образы окружающего мира. Каждое место обладает определенной атмосферой. Бар, офис, церковь или храм — каждое из этих мест обладает специфической атмосферой, поскольку мысли людей насыщают атмосферу определенными сознательными и подсознательными образами. Побыв в одних местах продолжительное время, мы чувствуем себя опустошенными, а в других — вдохновленными».

«Именно оптимистичное отношение к жизни развивает волю; пессимистическое отношение уменьшает ее, отнимает у нее великую силу. Следовательно, если и есть что-то, мешающее нашему прогрессу в жизни, то это наше собственное «я». И тысячу раз верно то, что в мире нет никого, кто может быть нашим злейшим врагом, кроме нас самих; потому что в каждой неудаче мы видим самих себя, стоящих в нашем собственном свете».

«По существу, психологи до сих пор не могут дать вразумительного ответа на вопрос — что такое человек? Без ответа на этот важнейший вопрос невозможно надеяться на удачный исход так называемого психологического воздействия на человека, и потому все психологические модели, как и психотерапевтические лечения, остаются до сих пор малоэффективными. И хотя порой они облегчали человеку существование, он не стал более счастливым».

«Беспокойство — это неспособность понять положение Бога как того, кто во всей полноте обладает шестью достоинствами (красотой, силой, знанием, славой, богатством и отречением). Охваченный беспокойством человек слишком поглощен мыслями о своей судьбе и считает Господа недостаточно милосердным. Он начинает считать себя ответственным за все происходящее и не верит в то, что Господь пребывает в его сердце. Из поколения в поколение, из века в век беспокойство затрудняет нам доступ к милости Господа. Оно закрывает нам доступ к могуществу Бога, которое проявляется в Его аватарах, воплощениях, нисходящих в этот мир ради уничтожения негодяев, защиты Своих преданных и утверждения чистого преданного служения».

«Трудность на духовном пути — это всегда то, что приходит из нас самих. Человек не любит быть учеником, он любит быть учителем. Если бы только человек знал, что величие и совершенство великих, приходивших время от времени в этот мир, заключалось в их бытии учениками, а не в учительстве! Чем более велик учитель, тем лучшим учеником он был. Он учился у каждого: у великих и ничтожных, мудрых и глупцов, старых и молодых. Он учился у их жизней и изучал человеческую природу во всех ее аспектах. Человек, обучаясь ступать по духовному пути, должен стать подобен пустой чаше, для того чтобы вино музыки и гармонии могло быть налито в его сердце».

«Знания, как известно, можно извлекать не только рассудочным путем, но и посредством ощущений и эмоций: истину можно прощупать ментальным путем, но можно прочувствовать и эмоциональным образом. Многие ошибочно полагают, что эмоциональное проникновение в истину является интуитивным знанием, или знанием высшего порядка, таким знанием, которое проявляется за пределами интеллекта и эмоций. Это — медитативное или интуитивное знание, которое по существу и является единственно реальным знанием, абсолютным и непогрешимым. В отличие от рационального знания, которое пытается воссоздать полную картину из соединения частей, интуитивное знание непосредственно созерцает целое, как сумму всех возможных частей. Это происходит вследствие того, что источник интуитивного знания восходит к сверхсознательному уму. Данное знание не зависит ни от интеллекта, ни от эмоций, которые склонны искажать или окрашивать реальное знание. Медитативное извлечение знания не имеет ничего общего с этим. В противном случае это не медитация».

«В ведических писаниях разбираются различные виды страданий, или страхов, которым подвержены все живые существа, независимо от расы, национальности, пола или места жительства. Эти страдания носят названия адхъятмика, адхидайвика и адхибхаутика. Адхъятмика относится к страданиям или страхам, порожденным нашим собственным умом. Страх перед полубогами или стихийными бедствиями: смерчами, торнадо, землетрясениями, засухами или наводнениями — носит название адхидайвика. Иногда эти бедствия обрушиваются на нас настолько внезапно и сила их так велика, что они уносят множество жизней. Из-за негативного опыта в прошлом у нас сохраняется чувство страха в настоящем, и затем оно переносится в будущее. Последний вид страха, адхибхаутика, проистекает от взаимодействия с другими людьми, а также из всевозможных разочарований и беспокойств, с которыми мы сталкиваемся в процессе общения».

«Наши руки, со всем их совершенным механизмом, не смогли бы удержать стакан воды, если бы не было силы воли, поддерживающей их. Человек может казаться здоровым; но если сила воли покидает его, он не может даже стоять. Не тело помогает нам стоять прямо; это наша сила воли. Не сила тела заставляет нас двигаться; это сила воли, поддерживающая тело, заставляет его двигаться. Поэтому на самом деле птицы летают не с помощью крыльев, они летают с помощью силы воли; рыбы плавают не с помощью своего тела, они плавают с помощью своей силы воли. И когда человек имеет волю плавать, он плавает как рыба».