«Музыку называют божественным, или звездным, искусством не только потому, что она используется в религии и обрядах, или потому, что она сама по себе есть универсальная религия, но вследствие ее тонкости по сравнению со всеми другими искусствами и науками. Каждое священное писание, святое изображение или сказанное слово производит отпечаток своего тождества в зеркале души; но музыка предстает перед душой, не создавая никакого отпечатка, принадлежащего этому объектному миру: ни имени, ни формы,- тем самым подготавливая душу к осознанию Бесконечного».
«Все мы оказывались в ситуациях, которые казались нам очень серьезными, но, если нам удавалось отстраниться, нас тут же охватывал смех. Если бы мы могли время от время относиться к происходящему с юмором, нам жилось бы намного легче, ибо смех — это раса, вкус, связанный с Богом. Кроме того, это напоминало бы нам о необходимости возвращения в духовную обитель. Нам нужно помнить о том, что не стоит воспринимать себя слишком всерьез и придавать слишком большое значение материальным ситуациям. Отождествляя себя с временными реалиями, мы лишаем себя возможности установить контакт с истинной реальностью».
«Кто-то говорит, что это плохо, а кто-то говорит, что это хорошо, и они продолжают навязывать эту идею вашему уму. Это делают родители, это делает общество, а затем, в соответствующие моменты, вы просто следуете идеям других. А различие между вашей натурой и идеями других вызывает расщепление; вы становитесь шизофреником. Вы будете делать что-либо, а верить будете во что-то совершенно противоположное. Это создаст чувство вины. Все испытывают чувство вины. Это не означает, что все действительно виноваты, все испытывают чувство вины в результате действия этого механизма».
«Разве не является любое слово священным и важным? Это верно; но для кого оно священно? Для чистых и возвышенных душ, для которых каждое слово дышит именем Бога, но не для среднего человека. Есть души, находящиеся на такой ступени эволюции, когда каждое слово является священным Именем. Но когда учитель дает метод, то он дается не для возвышенных душ, а для начинающих; и поэтому слова выбираются и даются ученикам наставником, Гуру, или Муршидом, подобно тому, как врач дает рецепт, зная, от какого заболевания и для какой цели он дается. Хафиз говорит: «Прими каждое наставление, даваемое твоим Учителем, потому что он знает, каков твой путь и где твое благо»».
«Сегодня многие люди перестали смеяться потому, что у них целая куча проблем. Конечно, независимо от того, бедные мы или богатые, больные или здоровые, у всех нас есть множество проблем, и их становится еще больше, поскольку мы неспособны отстраниться от них. Если мы не научимся смеяться, то вместо избавления от проблем только усугубим их. Вот почему чрезмерная скорбь так вредна. Конечно, иногда мы должны скорбеть, чтобы не впасть в состояние неприятия реальности; мы должны посмотреть проблеме в лицо и затем избавиться от нее. Этого можно добиться, признав, что не все зависит только от нас и что Бог постоянно присутствует в нашей жизни. Мы должны стараться сохранять это понимание, что бы ни происходило; мы должны всегда помнить о том, что наш высший Отец любит нас больше, чем кто-либо другой, и эта любовь непреходяща. Мы находимся в полной безопасности, ибо, что бы ни происходило с нашим телом или нашей материальной собственностью, любовь Бога и Его забота о наших душах всегда пребудет с нами. Чем больше мы сосредоточены на своем теле, тем больше у нас проблем; но как только мы вспоминаем о том, что не являемся телом, сразу чувствуем облегчение».
«Вы не смотрите персонально на человека, на человеческое существо, ваш взгляд является интерпретацией. Если человек богат, вы смотрите на него одним образом, если он беден — другим. Ваш взгляд становится финансистом. Вы смотрите не на человека непосредственно перед собой, а на некоторый банковский счет. И если человек беден, ваш взгляд совершает неуловимое насилие над ним, ваш взгляд унижает, оскорбляет. Если человек богат, ваш взгляд дает неуловимую оценку этому, он доброжелателен. Что бы вы ни делали, всегда в этом присутствует ваше отношение, ваш интерес».
«Когда человек говорит неправду, мы естественно чувствуем, что это дурно пахнет, и не можем легко поверить этому. Каким бы громким ни был его голос, как бы сильно он ни настаивал на своей лжи, но вследствие того, что это ложь, мы чувствуем, как она дурно пахнет, потому что психологически сила ума работает как отражатель; в таких случаях она действует не так, как хочет лгущий человек, поскольку его ум в данном случае не стоит за ней. Также возьмите обычную фразу типа «спасибо» или «я вам очень благодарен»; если в течение дня десять человек говорят вам это, то вы почувствуете, что каждый из них обладает различной силой для ее передачи; потому что если отражатель не придает ей силы, не стоит за ней, то человек может тысячу раз сказать «я так вам благодарен», но это не будет иметь никакого эффекта».
«Тот, кто хочет обрести высочайшее благо, должен подняться даже над уровнем гьяны, или знания, и обрести вигьяну, осознание. Для духовной деятельности нужны руки; для интеллектуальной — голова; а для глубокого эмоционального понимания любви — сердце. Многие люди используют в духовной практике свои руки, некоторые — голову, но лишь очень немногие — сердце».
«Быть подлинным означает быть тотально реальным. Разные идеологии, теории, всякие там «измы» искажают вас, делают из вас ложную личность. Вы вырабатываете маски, и то, что вы показываете другим, не является вами. Реальность исчезла, а вы все играете и играете. Ваша жизнь стала в меньшей степени жизнью, а в большей — игрой, в которой вы что-то изображаете: не вашу реальную сущность, а культуру, образование, общество, цивилизацию. Человек должен быть окультуренным, и чем больше вы окультурены, тем менее реальными вы являетесь».
«Сегодня человек настолько привык к внешней жизни, что ему стало сложно даже подумать о том, чтобы посидеть в одиночестве. А когда он один, он занимает себя газетой или чем-нибудь еще. Постоянно занимая себя внешней жизнью, человек теряет свою привязанность к жизни внутренней. Его жизнь становится поверхностной, и в результате приходит разочарование; поскольку в этом мире нет ничего более привлекательного в форме звука, видимого или слышимого, как звук внутри. Это потому, что все, чего касаются чувства или что понятно уму человека, ограничено во времени и воздействии и, таким образом, не оказывает влияния вне своих собственных пределов».