«»Ешь, пей и веселись» — вот лозунг эпикурейцев, чревоугодников и богачей. У этой философской школы есть огромное множество последователей, число которых с каждым днем стремительно возрастает. Это идеал асуров и ракшасов (демонов). Такой идеал ведет человека в мрачное царство горя и страданий».
«Создать гармонию — значит изменить пропорцию вкусов в соответствии с соотношением дош в вашей индивидуальной конституции. Для этого совсем не обязательно полностью исключать из рациона какие бы то ни было продукты. Даже если вы привыкли есть пищу, нежелательную для вас, никто не заставляет вас отказаться от нее навсегда. Но если, чтобы добиться сбалансированного сочетания вкусов в вашем питании, нужно уменьшить ее потребление, уменьшите его. Если вам трудно сделать это «одним рывком», делайте постепенно».
«Многие школы мысли утверждают, что мы уже совершенны и всегда были и будем таковыми. По их мнению, нет никакой необходимости что‑либо делать или даже пытаться изменять себя, поскольку наше состояние уже совершенно. Это абсолютно верно в более высоком смысле, однако это не помогает людям — по существу, большинству людей — у которых имеются психологические конфликты и проблемы. На более фундаментальном уровне, который очень важен на настоящем этапе, у людей все же есть проблемы — они не функционируют как одно гармоничное целое. Утверждение о врожденной гармонии имеет какой‑либо смысл и вообще может быть понято только после разрешения этих проблем. Поэтому, давайте ориентироваться на более приземленный и практический уровень, признавая, что у большинства людей действительно есть проблемы, и эти проблемы необходимо разрешать».
«Что касается мирного убежища, оно достигается очень просто: когда человек узнает, что в действительности представляет собой высшее «я», он освобождается от всякого рабства и обретает свободу. Когда человек свободен, какое мирное убежище ему нужно еще? Самое главное — ухватиться за высшее «я», что, как сказали бы последователи Дзэна, есть постижение своей собственной природы, или кокоро».
«Эта культура навязана нам и убеждает нас, что мы должны стремиться к наслаждениям, которые лишь усугубят наши страдания. Мы пытаемся наслаждаться снова и снова, но каждый раз обнаруживаем, что результат не вяжется с нашими ожиданиями. Более того, мы знаем, что за каждое нарушение принципов нас ждут последствия и наказание. Вот почему мы говорим, что в материальном мире по большому счету вообще нет наслаждений. Все это — чапала-сукха, проблеск восторгов и удовольствий, где нет подлинного наслаждения, поскольку такие временные удовольствия все равно кончаются страданиями. Как можно находить наслаждение в поступках, после совершения которых нас ждет суровое наказание?»
«Мы должны осторожно обращаться со своим временем и общением с другими, поскольку на нас возложена обязанность заботиться о наших братьях и сестрах. Мы обязаны любить своего ближнего, как самих себя, и действовать на благо других. На самом деле, поведение большинства людей вредит их человеческому и духовному развитию, и будет печально, если мы не попытаемся помочь им, — ведь у нас есть знания. Например, сейчас на работе, вы наверняка это знаете, появилась мода отпускать расистские или женоненавистнические шутки. Если люди видят, что вы заинтересовано следите за их грубостями и оскорблениями, они лишь вдохновятся и может быть даже захотят изнасиловать или грубо обойтись с вами же. Но, видя, что вы никоим образом не поддерживаете их поведения, они со временем замолчат, после того, как испытали вас. Они поймут, что вы не хотите общаться с ними в такой манере».
«К негативным впечатлениям, как и к «мусорной» пище, можно пристраститься. Поскольку «мусорная» пища почти не имеет питательной ценности и лишена естественного вкуса, к ней добавляют в больших количествах соль, сахар, специи и ароматизаторы. Поэтому она кажется нам вкусной. Но питательной ценности эти приправы не добавляют, поэтому мы вынуждены есть больше, чтобы хоть как-то утолить голод. «Приправами» к негативным впечатлениям служат секс и насилие. Поскольку впечатления, поставляемые средствами массовой информации, лишены реальной жизненной ценности, им придают видимость жизни, наполняя самыми драматическими событиями».
«Ни одно слово ни одного языка не может быть произнесено одним и тем же образом, без различий в тембре, тоне, ритме, акценте, паузах и перерывах. Даже самый простой язык не может существовать без музыки в нем; музыка дает конкретное выражение. По этой причине на иностранном языке редко говорят в совершенстве; слова выучены, но музыкой еще не овладели».
«Смерть никак не может быть концом. Смерть — это дорога. Жизнь — путник. Душа — проводник. Когда путник устает и теряет силы, проводник велит ему остановиться на короткий или продолжительный отдых, а затем его путешествие начинается вновь».
«Метод пратьякши, или метод получения знания с помощью органов чувств, по сути дела, бесполезен, поскольку наши чувства несовершенны. Например, каждый день мы видим Солнце, и оно представляется нам небольшим диском, хотя на самом деле Солнце в сотни раз больше Земли. Чего же тогда стоят наши глаза? У нас столько органов чувств, с помощью которых мы получаем знание: глаза, уши, нос и т. д., — однако, поскольку все они несовершенны, несовершенно и полученное с их помощью знание. Ученые, познавая мир, опираются на свои несовершенные органы чувств, и потому их выводы всегда несовершенны».