«Вы уже будда, вы просто обременены множеством облаков. И вы не только обременены; вы цепляетесь за свои облака, вы не позволяете им двигаться. Вы считаете эти облака своей собственностью. Вы думаете, что чем больше вы имеете, тем лучше: тем вы богаче. А все ваше небо, ваше внутреннее пространство просто скрыто облаками. Оно, в некотором смысле, исчезло среди облаков, и облака стали вашей жизнью. Жизнь облаков есть сансара — мир».
«Смелость — это способность переступить границы, созданные страхом и неуверенностью. Другими словами, вы выходите за пределы своих ограничений. Не нужен никакой экзамен на храбрость».
«Нам нужно, чтобы нас учили не доверять маске, которую носит реальность. Тем не менее факт остается фактом — каждый верит в собственную иллюзию реальности. Впрочем, невзирая на этот факт, истинная реальность остается не затронутой горестями и борьбой. Осознаем мы это или нет, но, пребывая в этом мире, никто из нас не имеет о нем истинных представлений. Практически духовность действует «сверху вниз». Источником является ваше собственное «я». Вы неотделимы от него, и потому у вас всегда есть выбор. Либо вы движетесь к истинному себе, к определенному уровню своей души, либо от него. Первый путь означает развитие, второй — в лучшем случае застой, а как правило — разрушение».
«Знаю, как трудно, когда оказываешься одним из тех, кто обманут и обманулся в людях, но поверьте мне: самый лучший, самый разумный и самый практичный шаг, который вы можете предпринять, — просто забыть о случившемся и двигаться дальше. Чем скорее вы это сделаете, тем скорее сможете возвратиться к нормальному продвижению вперед — без тяжелого эмоционального багажа, который только замедлит ваш шаг. Помните, от этого зависит ваш успех и счастье».
«Если мы ожидаем, что жизнь неизменно будет нести с собой одно хорошее, будет вечно радовать нас, принося лишь одно приятное и желанное, то мы живем иллюзиями. Причем довольно жалкими! Коль человек нуждается в том, чтобы быть счастливым, удовлетворенным и оживленным на протяжении каждого часа каждого дня, то мы имеем дело с невротиком. Мы стали такими скаредными. Мы не оставляем в себе и в своей жизни никакого места, куда могли бы беспрепятственно войти боль, замешательство или даже простая скука. Мы избегаем и отторгаем все, что хоть сколько-нибудь неприятно. Но, уходя от подобных испытаний и переживаний вместо их приятия как части нашей жизни, мы подсознательно отторгаем саму жизнь. Мы начинаем страдать понапрасну, и сердце у нас обливается кровью из-за самых несущественных пустяков. Мы не в состоянии понять, что, как любит формулировать один мой друг, «жизнь — штука многогранная». Не к чему привередничать и выбирать. Не к чему говорить, что я люблю это, но не люблю того. Жизнь многогранна и неразрывна. Как говорят дипломаты, она представляет собой пакетное соглашение. Ее можно взять только целиком. Даже неудача, болезнь и тяжкий удар судьбы играют свою роль в великой картине разворачивающейся жизни».
«Если вы увидели план диеты, содержащий несколько запрещенных продуктов, я советую вам убрать его как можно дальше. Такая диета не принесет никакой пользы, так как в человеческой природе заложено желать запретный плод. Если вы скажете своим детям, что им нельзя есть конфеты или смотреть телевизор, они некоторое время будут вас слушаться, но скоро тяга к запретному станет такой сильной, что всеми правдами и неправдами они добьются своего».
«Разрушение желания и прояснение заблуждений устраняет коренную причину болезни и теоретически должно разрушить все недомогания, из них проистекающие. На практике же большинству людей недостаточно одной духовной терапии, так как их умы одурманены настолько, что им трудно даже заметить корень своего безрассудства, не говоря о том, чтобы выкорчевать его. Болезни будут преследовать людей до тех пор, пока те будут жить самообманом. Это происходит с теми, кто, погрузившись в обряды и мудрые книги, начинает пренебрегать телом, или делает это ради того, чтобы снискать расположение влиятельных людей, или из-за вечной занятости делами, или продавая свое тело и ум, — одним словом, с теми, кто карьеру ставит превыше здоровья. У таких людей если и удается излечить болезнь, то ее место тут же занимает следующая. Поэтому Чарака называет их «вечно больными»».
«Мысль выражается в словах и реализуется в делах. Слово — это служанка мысли, а дело — это конечный результат».
«Каким же идеальным станет это общество, в котором люди будут делиться друг с другом всем, что у них есть, и служить друг другу! Отпадет необходимость взимать налоги и следить за выполнением гражданами обязанностей, потому что каждый человек будет добровольно работать на все человечество. Отпадет необходимость содержать полицию и армию, потому что люди станут праведными и добродетельными. Вот это и есть идеал. И пусть каждый человек приложит все усилия, чтобы генерировать силу мысли ради достижения этой цели».
«Аюрведа — это наука, а не религия, а принципы здорового питания — это не заповеди, следовать которым нас побуждало бы чувство долга, страха или вины. Напротив, любая напряженность, боязнь, вина, депрессия, зависть, гнев или прочее чувство, вызывающее стресс, только препятствуют нормальному пищеварению и делают пищу, попадающую к нам в желудок, менее съедобной. Рекомендованные в Аюрведе правила поведения за столом направлены на то, чтобы пробудить в нас глубинную способность ценить пищу по достоинству, научить нас тому, что акт принятия пищи — это акт гармонизации с нашей собственной природой и, в то же время, акт почтения к жизни».