«У нас у всех есть возможность принять или отвергнуть любую нашу мысль, хотя мы часто забываем о своей способности менять свои ментальные модели. Мы не должны пренебрегать своей способностью к изменениям, поскольку наши мысли превращаются в нашу судьбу. Если нас одолевают неблагоприятные мысли, мы притворяемся, что не можем добиться изменений. Благодаря своему искусному притворству, мы замечательно играли роль, чтобы убедить и других в этом. Если мы более пристально взглянем на природу наших мыслей и настроений, то поймем, что они приходят и уходят, как времена года. Однако мы часто притворяемся, что настроение не уходит. Так мы принимаем наше плохое настроение за всю совокупность своего бытия и личности. В результате мы попадаем в ловушку собственных же выдумок. Продолжительные мысли в негативном или неблагоприятном направлении обязательно создадут определенное настроение. Следует остерегаться выполнять важную работу в плохом настроении, поскольку это плохо повлияет на результат. Когда мы в плохом настроении, мы не можем действовать в полную силу и уже не являемся «самим собой». Плохое настроение указывает на нездоровое притворство».
«Пранические энергетики асаны зависят от разных факторов, в том числе от того, насколько быстро мы выполняем эту позу, с какой степенью усилия и, самое главное, как мы дышим во время асаны. По существу, цель практики асан заключается в успокоении тела для того, чтобы мы могли работать над нашей праной. Прана проявляется, когда тело неподвижно».
«Аюрведа заставляет нас осознать свое место в мире природы через ход времени. Она учит нас, как гармонизировать себя с восходом и закатом солнца, временами года и этапами жизни от рождения до смерти. Она показывает нам, как адаптироваться к воздействиям холода и тепла, сырости и засухи, ясным и пасмурным дням. Аюрведа поднимается с солнцем, прекрасно светит с луной и свободно движется с ветром. Вместе со своим природным ритмом Аюрведа включает осознание нашей внутренней природы через наши мысли и эмоции, что также следует органической модели. Она заставляет нас осознать наш собственный внутренний пейзаж, климат и времена года наших умов и сердец. В своем многоуровневом подходе Аюрведа показывает правильную диету для физического тела, правильное дыхание для пранического тела, правильные впечатления для ума, гармонические эмоции для сердца и правильные мысли для нашего высшего разума».
«Согласно аюрведическому учению, приступать к любой форме лечения (медикаментозное, акупунктура, хиропрактика, массаж, аллопатия или любая другая форма лечения), не удалив сначала токсины из организма, являющиеся ответственными за болезнь, — значит загонять эти яды глубоко в ткани».
«На Востоке ключом к пониманию является признание авторитета исследования и практического применения, на Западе — это постановка вопроса, анализы и логическое заключение. Западный ум обычно доверяет объективному, а восточный большее значение придает субъективному».
«Существуют пять качеств голоса, которые связаны с определенным характером человека: земное качество голоса дает надежду, ободряет, соблазняет; водное качество опьяняет, успокаивает, исцеляет, возвышает; качество огня выразительно, действует раздражающе, возбуждающе, ужасающе, и в то же время пробуждающе. Очень часто предупреждение дается голосом качества огня. «Языки огня», о которых говорится в Новом Завете, разговаривали таким голосом, а слово их было предупреждением о приближающихся опасностях; оно как сигнал тревоги пробуждало людей ото сна, пробуждало к великому, высшему сознанию. Затем существует воздушное качество голоса, которое возвышает и уносит далеко с земного плана. Эфирное качество голоса убедительно, взывающе, и в то же время самое опьяняющее».
«Сейчас ваша медитация находится во власти вашего вдохновения или устремленности. Когда вы вдохновлены, когда у вас есть устремленность, вы готовы медитировать. К сожалению, эта устремленность, это внутреннее побуждение продолжается только день или несколько недель, а затем исчезает. Но когда вы станете опытным, медитация будет в вашем распоряжении. Как вам приобрести опыт? Если вы хотите стать искусным певцом, поэтом или танцором, вы должны ежедневно упражняться. То же самое с медитацией. Если вы практикуете медитацию ежедневно, приходит время, когда она становится самопроизвольной; вы развиваете внутреннюю привычку. Через некоторое время, однажды вы почувствуете, что вынуждены медитировать. Вы почувствуете, что медитация необходима вашей душе, и внутреннее побуждение медитировать никогда не покинет вас. Каждый раз рано утром, когда наступает время для медитации, ваше внутреннее существо будет приходить и стучать в дверь вашего сердца. Тогда у вас будет хорошая медитация каждый день».
«Никто не приходит в лес специально, чтобы поджечь его, но сухие бамбуковые стволы трутся друг о друга, появляются искры, и сам собой занимается пожар. Аналогичным образом, хотя мы и не хотим быть несчастными, своими поступками мы создаем себе врагов, и начинаются конфликты и войны. Это и называется «самсара-даваналой». Лесной пожар материального существования никогда не гаснет, и человека, который может спасти вас из огня, называют гуру, духовным учителем. Каким образом он может спасти вас? Что он может для этого сделать? Вернемся к тому же примеру. Когда горит лес, вам его не потушить, даже если вы пошлете туда пожарную команду, и уж тем более если вы сами отправитесь туда с ведром в руке. Так у вас ничего не получится. Но как же все-таки потушить пожар? Для этого нужна вода, но не ведро и не цистерна. Вода должна пролиться с неба. Только потоки дождя, обрушившись с неба, могут потушить бушующий лесной пожар. А дождь не подчиняется вашим научным исследованиям и опытам. Он может пойти только по милости Верховного Господа. Поэтому духовного учителя сравнивают с тучей. Точно так же как туча проливает потоки дождя, духовный учитель проливает потоки милости Верховной Личности Бога. Туча напитывается водой из моря. Она проливает не свою воду, а только взятую из моря. Так и духовный учитель приносит милость Верховной Личности Бога. Подумайте над этим сравнением. Он не сам оказывает милость, а несет милость Верховной Личности Бога. Таков признак истинного духовного учителя. Духовный учитель никогда не скажет: «Я Бог, я могу даровать тебе Свою милость». Нет. Говорящий такие слова — не духовный учитель, а просто обманщик. Истинный духовный учитель говорит: «Я слуга Бога, я принес Его милость. Прими же ее и будь счастлив». В этом предназначение духовного учителя. Его еще можно сравнить с почтальоном. Когда почтальон вручает вам крупную сумму денег, это не его деньги. Они посланы кем-то другим, но он честно доставляет их адресату: «Вот ваши деньги. Получите их». Вы довольны им, хотя это и не его собственные деньги. Если вы нуждаетесь в деньгах, и вдруг почтальон приносит вам перевод от отца или от кого-то еще, то, конечно, вы очень обрадуетесь».
«Вы когда-нибудь видели баньяновое дерево? Оно вырастает из маленького семени. В этом маленьком семени заложена такая огромная сила, что, если бросить его в плодородную почву и поливать, в один прекрасный день оно станет огромным баньяном. Что же это за сила, которая превращает маленькое семя в большой баньян, что за художественные и научные тайны скрыты в этом маленьком семени? А ведь на этом баньяне много тысяч плодов, и в каждом из них тысячи семян, а каждое семя может стать большим деревом. Где, скажите, ученый, который мог бы создать нечто подобное? Где найти в этом мире художника, который мог бы сотворить произведение искусства, столь же радующее взгляд, как баньян? Вот над какими вопросами стоит поразмыслить».
«В чем бы ты ни испытывала удовлетворение, при каком бы действии это ни происходило, сделай это фактически существующим. Это очень деликатный процесс, но и очень сладостный и чем больше вы продвигаетесь в нем, тем более сладостным он становится. Вы будете наполнены новой сладостью и благоуханием. Просто ищите прекрасное; забудьте про безобразное. Тогда наступит момент, когда безобразное также станет прекрасным. Просто отслеживайте счастливые моменты, и наступит время, когда вокруг не будет ничего, что бы вы могли назвать несчастьем. Тогда не будет никаких моментов не счастья. Имейте дело с блаженством, и рано или поздно страданий не будет. Для положительного ума все является прекрасным».