«Садхана также связана с желанием — желанием выполнить стоящую перед нами задачу, например, обретения внутренней целостности. Иными словами, садхана — это любое действие, которому мы отдаемся всем сердцем, всей душой, в которое вкладываем все силы. В глубочайшем смысле это акт беззаветного служения. Посредством стремления и сосредоточенного внимания мы придаем даже самым обыденным занятиям величайший смысл, благодаря чему наши действия получают поддержку на высочайшем уровне. В этом и заключается цель садханы: силой своего сознания обеспечить успех во всем, что мы делаем. Если вам приходилось внимательно наблюдать победное выступление олимпийского чемпиона, то вы можете понять, что значит действовать с полным сосредоточением. Если же нет, то обратитесь к древней мудрости Аюрведы, и вы узнаете, что самые лучшие результаты приносит действие, совершенное с полной концентрацией внимания и полной самоотдачей».
«Всякий материализм (понимаем его просто как отрицание духовного и божественного начал) естественным образом сводится к самому беспросветному пессимизму, если только он (материализм) не впадает в чувственные или общественные иллюзии, каковые, однако, опять-таки неизбежно разрешаются самыми жестокими разочарованиями».
«Некоторые люди удаляются в уединенное место и начинают практиковать Хатха‑йогу и Раджа йогу. Однако, этот метод подходит только для тех, у кого не слишком много внутренних конфликтов или прочных связей с миром. На это способны немногие, поскольку у большинства людей есть обязанности в мире и, так или иначе, не возникает сильного побуждения его покинуть. Кроме того, вовсе не обязательно становиться отшельником; продолжайте свою повседневную деятельность и практикуйте Карма‑йогу. В обоих случаях, живя в одиночестве или в повседневной суете, следует развивать чувство отрешенности. Это необходимо, чтобы получить максимальную пользу от любых практик Йоги. Если человек уходит жить в пещеру, внешне отрекаясь от мира, но с глубокой внутренней тоской по мирским объектам и удовольствиям, то он обманывает себя и не продвинется в своей садхане. Это вовсе не отречение, поскольку он по‑прежнему пребывает во власти сильных привязанностей. Для большинства людей духовный путь связан с пребыванием и действием в мире и практикой Йоги. Продолжайте участвовать во всем, что происходит в мире, ибо это — часть жизни и должно быть пережито. Почему бы нет? Но в то же самое время следует стараться стать более осознающим и отстраненным, чтобы взлеты и падения повседневной жизни оказывали на вас меньшее влияние. Цель состоит в выработке такой психологической установки, чтобы даже серьезные кризисы не могли поколебать вас в более глубоком смысле. Они могут влиять на вас поверхностно, но не глубоко. Это не значит, что вы должны стать подобным овощу, или бесчувственным и полностью безразличным; просто принимайте жизнь такой, как она есть — с ее конфликтами, лишениями и явной несправедливостью. Это и есть отрешенность».
«Стали ли мы лучше, чем наши братья и сестры, жившие, скажем, две тысячи лет тому назад в Европе, Китае или Индии? В основном природа человека не изменилась. Одного примера будет достаточно, чтобы доказать это. Какими мы были до Второй мировой войны и во время нее? И какие мы теперь, после нее? Если наука и знание, техника и промышленная цивилизация могут сделать что-либо в отношении ослабления всякого рода напряжения, которое повсюду ощущается в настоящее время, давайте отыщем какое-нибудь средство, позволяющее всем крупным деятелям всех цивилизаций поступить в некую «высшую школу науки и техники» и после трех или четырех лет обучения вернуться снова на свои высокие посты и возобновить свою деятельность. Чего мы могли бы в таком случае от них ожидать? Разве нам не известно, что в положении, с которым мы сталкиваемся сейчас, ничего бы не изменилось? Пока сам человек не подвергнется изменению, никакая наука и техника не улучшат положения, в котором мы сейчас находимся. Политические деятели как индивидуумы могут быть хорошими людьми и пользоваться уважением, но когда они возглавляют группу, небольшую или большую, вожди перестают быть вождями и становятся демократами. Они следуют за массами, сознание которых находится на уровне посредственности, причем подняться выше этого уровня они могут не раньше, чем через века. Давайте поэтому терпеливо ждать одну, две тысячи или даже миллион лет, пока это не произойдет, но тем временем будем упорно и постоянно трудиться, употребляя всю моральную и духовную силу на дело совершенного улучшения человеческой природы. Для этой цели лучше всего — индивидуально и коллективно использовать старые методы духовной дисциплины. Я уверен, что эти методы есть новые методы развития чувства творческого альтруизма».
«Без должного уровня веры нам не выстоять против трудностей. Вы можете обладать истинным знанием, но без должной веры не сможете действовать в соответствии с этим знанием — ум начнет искать причины, по которым вам следует отвергнуть эти явные истины. Вера — это также часть прошлой кармы и нынешних желаний, и именно вера определяет, до какой степени Господь помогает нам, ибо веру по большей части внушает нам Господь, находящийся в сердце. Вера является критерием, по которому различают преданных высшего, среднего и начального уровней. Все зависит от качества нашей веры. Вера определяет, до какой степени мы делаем вид, что являемся кем-то другим или самим собой. Она же определяет степень участия Верховного Господа в нашей жизни. Господь уже все устроил для нашего вызволения из колодца, однако большинство из нас не обращают внимания на Его милость или принимают ее лишь на время и легкомысленно. Господь — лучший водитель, который без происшествий довезет нас до дома, но если мы продолжаем притворяться, что лучше нас никто не может управлять, то мы соглашаемся на худшее».
«Мы никогда не должны забывать, что высшая цель исполнена наслаждения, а также мы не должны недооценивать опасность потери энтузиазма. Как только мы чувствуем себя лишенными энтузиазма, сразу в нашем сознании должна включиться своего рода сирена, сигнализирующая о том, что дверь, через которую может проникнуть майа, открыта нараспашку. Мы должны понять, что, как только мы потеряем энтузиазм, майа может беспрепятственно войти и погубить нас. Как только мы обнаружили, что у нас не хватает энтузиазма, нам следует не мешкая выяснить, как и с какой стороны нас атаковали враги ума. Если бы эти враги не напали на нас, мы бы чувствовали большой прилив энтузиазма. Может ли кто-либо гореть энтузиазмом, когда его тянут за волосы, бьют и пинают? Страх, похоть, гнев, зависть, гордыня, безумие и остальные враги пытаются убить нас, нападая порой все вместе».
«Душа — источник жизни и здоровья человека, и для того, чтобы обрести покой и благополучие, мы должны жить в согласии с задачами нашей души. Нередко болезнь является признаком того, что мы утратили контакт с собственной душой».
«По существу, выбор между слабым здоровьем и бодрой, здоровой, счастливой и долгой жизнью будет зависеть прежде всего от вашего постоянного осознавания и самонаблюдения, от вашей восприимчивости к нуждам собственной конституции и к свойственным лишь вам условиям сохранения здоровья и, что, пожалуй, важнее всего — от вашей готовности действовать на основании имеющегося у вас знания».
«Человеческий голос — это инструмент, барометр, показывающий грядущее; потому что то, что придет, является реакцией, результатом созданного, и голос указывает на это. А те, кто думает еще более глубоко над этим предметом, смогут увидеть, если только они посоветуются со своим голосом, как шаг за шагом они продвигаются по духовному пути. Каждый шаг на духовном пути вызывает небольшое изменение. Когда вы изучаете это, то по изменению в вашем голосе вы обнаружите, прошли ли вы далеко вперед, или снова вернулись назад; голос скажет вам».
«Постарайтесь почувствовать, что кто-то самый дорогой в вас — или ваша душа, или ваш Учитель, или Всевышний — очень голоден, и что вы в состоянии накормить того, кто вам особенно дорог, вашей медитацией. Ваша душа, ваш Учитель и Всевышний извечно одно, но воспринимайте их как отдельные индивидуальности. Если самое дорогое вам существо умирает от голода, а вы можете его накормить, неужели вы не сделаете этого? Если вы действительно называете кого-то самым дорогим, ваше сердце заставит вас накормить его. Когда вы покормите его, он даст вам удовлетворение, и в этом удовлетворении вы станете вечны, бесконечны и бессмертны. Когда ребенок голоден, мать спешит накормить его. Когда ребенок накормлен, он дарит матери улыбку. В улыбке мать видит весь свой мир, целую вселенную, потому что ребенок — ее вселенная. Поэтому, когда вы накормите того, кто вам наиболее дорог, и он улыбнется, то в это время вы почувствуете, что весь ваш мир улыбается».