Однажды утром Бахауддин Накшбанди пришел на бухарский базар с длинным шестом в руках. Он начал кричать хриплым голосом, пока не собралась толпа, пораженная подобным поведением человека такой репутации и достоинства. Когда собрались сотни людей, недоумевающих, что им думать или делать, Бахауддин поднял свой шест и принялся переворачивать лотки с товаром, и скоро он был окружен грудами овощей и фруктов. Эмир Бухары послал нарочного к дому Бахауддина, прося его немедленно явиться во дворец и объяснить свое поведение.
Бахауддин ответил:
– Прикажите собрать законоведов, старших придворных, министров, военачальников и знатнейших купцов города!
Эмир и его советники решили, что Бахауддин сошел с ума. Решив потакать его причудам до тех пор, пока они не смогут спровадить его в Обитель Здоровья, послали за людьми, названными Бахауддином. Когда все собрались, Бахауддин вошел в зал приемов.
– Нет сомнения,- сказал эмир,- что вы, высокочтимый Бахауддин, понимаете, для чего вы здесь. Вы знаете также, для чего здесь присутствуют все остальные. Поэтому, пожалуйста, скажите нам все, что вы должны сказать.
– О Высочайшие Врата Мудрости!- начал Бахауддин.- Каждому известно, что поведение человека берется за показатель его ценности. Это достигло у нас такой степени, что для того, чтобы человека приветствовали и одобряли, он должен всего лишь вести себя определенным образом, независимо от того, каково его внутреннее состояние. И наоборот, если человек просто делает что-либо, считающееся порицаемым, он сам становится порицаемым.
– Мы все еще не понимаем, чему вы пытаетесь нас научить,- сказал эмир.
– Каждый день и каждый час в каждом человеке присутствуют мысли и несоответствия, которые, если дать им выход, проявят себя действиями столь же пагубными, как и мои действия на базаре. Мое учение состоит в том, что эти мысли и несовершенства из-за недостаточного их понимания так же вредят и задерживают развитие общества и человека, как если бы он вел себя разнузданно, и даже более.
– Каково же решение проблемы?- спросил эмир.
– Решение,- сказал Бахауддин,- в том, чтобы осознать, что люди должны быть улучшены внутренне, а не просто сдерживаться обычаем от проявления грубости и разрушительности или поощряться за непроявление их.