Книга Леона Дени «Человек и судьба его в мире этом и ином»:
«После пребывания в развоплощенном состоянии в пространстве, душа вновь рождается в человеческом мире, принося с собой наследие – хорошее или дурное – своего прошлого. Она возрождается в облике младенца и появляется на земной сцене, чтобы сыграть новое действие в драме своей жизни, рассчитаться по старым долгам, завоевать новые способности и силы, которые облегчат ей ее восхождение, ускорят ее продвижение к цели.
Закон перевоплощения объясняет и дополняет принцип бессмертия. Эволюция человеческой души раскрывает некий план и цель. Эта цель, которая есть совершенство, не смогла бы быть достигнута в течение одного-единственного земного существования, сколь бы длинным и успешным оно ни было. Во множестве жизней души мы должны видеть необходимое условие ее воспитания и развития. Через свои усилия, борьбу и страдания она высвобождает себя из состояния невежества и неразвитости и постепенно возвышается – сначала на Земле, а затем и в прочих бесчисленных обителях, рассыпанных по звездному небу.
Реинкарнация, утвержденная голосами, звучащими из-за могилы,- единственное рациональное обоснование необходимости исправить совершенные ошибки, и лишь она может объяснить постепенность эволюции существ. Ничто без нее не имеет достаточной и полной моральной опоры, без нее невозможны никакие помыслы о Высшем Существе, по справедливости управляющем Вселенною.
Если мы делаем допущение, будто человек в нынешней своей жизни живет в первый и последний раз, будто уделом каждого из нас является лишь одно-единственное существование на земле, то, чтобы быть последовательным, необходимо признать, что в распределении благ и бед, способностей и свойств, врожденных достоинств и врожденных пороков нет ни смысла, ни толка, ни справедливости.
Почему на долю одним выпадает богатство, постоянное счастье, а другим – нищета, неизбежное несчастье? Одним – сила, здоровье, красота, а другим – слабость, болезнь и уродство? Почему одним в наследство достались ум, гениальность, а другим – глупость и кретинизм? Как такое множество восхитительных нравственных качеств встречается бок о бок с подобным множеством пороков и несовершенств? Почему наблюдается такое различие в расах: одни несовершенны настолько, что кажутся граничащими с животными, а другие облагодетельствованы всеми дарами, гарантирующими им господство? А врожденные болезни, слепота, идиотизм, увечья, все физические, психические и нравственные безобразия и уродства, заполняющие собой богадельни, дома умалишенных и тюрьмы? Наследственность бессильна объяснить все. В большинстве случаев все эти беды не имеют никакого объяснения, если замкнуться в рамках нынешней жизни. То же самое касается и «даров» судьбы. Слишком часто нам кажется, что справедливые переносят непомерно тяжелые испытания, тогда как эгоисты и злодеи процветают и благоденствуют.
Зачем бывают мертворожденные дети, и за что другие оказываются приговорены к страданию с колыбели? Некоторые жизни завершаются за несколько лет, за несколько часов, другие же длятся около века. Или вот еще вопрос: откуда берутся юные дарования: музыканты, художники, поэты, все те, кто с самых ранних лет выказывают чрезвычайные способности к искусствам и наукам, тогда как прочие всю жизнь, несмотря на отчаянные усилия, остаются посредственностями? То же самое с дурными наклонностями, врожденным чувством благородства или низости, находящихся порой в столь странном контрасте со средой, в которой они проявляются. Как объяснить все это?
Если жизнь индивида начинается только при земном рождении, если до этого ни у кого из нас ничего не было, тщетно искать объяснений ужасным несчастьям, странным аномалиям, а тем более пытаться примирить их с существованием мудрой, предусмотрительной и справедливой Силы. Все религии, все философские системы современности споткнулись об эту трудность. Ни одна из них не смогла разрешить ее. В их понимании, которое ограничивает человеческое существование рамками одной этой жизни, судьба остается непостижимой, устройство Вселенной затемняется, эволюция останавливается, страдание делается бессмысленным и необъяснимым. Человек, понуждаемый верить в действие слепых сил рока, в отсутствие смысла и справедливости в распределении благ и бед, незаметно склоняется к атеизму и пессимизму.
И напротив, все объясняется, все освещается учением о множественности существований. Закон справедливости открывается в малейших подробностях жизни. Неравенство, нас возмущающее, вытекает из различия положения, занимаемого душами в зависимости от степени их развития. Уделом человека тогда становится развитие сквозь века, осуществляющееся в долгой последовательности причин и следствий, порождаемых его делами и поступками. Ничто не теряется; последствия добра и зла накапливаются и вызревают в нас до момента, благоприятного для их раскрытия. Расцвет их бывает либо стремительным, либо случается по прошествии долгого отрезка времени, и тогда они переносятся из одной жизни в другую, отголосок их звучит в продолжении ряда воплощений в зависимости от того, насколько ускорено или замедлено было их созревание влиянием сопутствующих обстоятельств. Но ни одно из этих последствий не смогло бы исчезнуть само собою. Упразднить их может одно только искупление.
Каждый уносит с собой за могилу посев прошлого, а затем, с рождением, возвращает его назад. Посев этот в зависимости от своей природы способствует нашему счастью или несчастью, дает плоды в новой начинающейся жизни и даже в дальнейших, если одного существования оказывается недостаточно, чтобы изжить отрицательные последствия наших прошлых жизней.
В то же время наши повседневные поступки, источник новых последствий, добавляются к старым причинам, смягчая или ужесточая их. Они составляют с ними вязь добра и зла, которая и составит канву нашей новой судьбы.
Таким образом, нравственность, представляющаяся столь маловажной, если рассматривать ее из пределов одной-единственной жизни, приобретает абсолютную и первостепенную значимость при уразумении истины о множестве существований. Есть тесное соотношение между нашими поступками и нашей судьбой. Мы испытываем внутри самих себя, в нашем внутреннем существе и в событиях своей жизни ответные влияния наших действий. Наша деятельность, во всех ее формах, составляет хорошие или дурные элементы, близкие или далекие последствия которых грозовым дождем прольются на нас или воссияют над нами радостными лучами. Человек сам строит собственное будущее. До сей поры в своей неуверенности и невежестве он строил его наощупь и наобум и был вынужден претерпевать свою судьбу, не в силах ни объяснить, ни понять ее. Но в скором времени, просвещенный высокими истинами Спиритизма, проникнутый величием Верховных Законов, он поймет красоту жизни, красоту, которая кроется в смелом и честном усилии, и тогда он придаст своему делу более благородный и высокий импульс» (Leon Denis. Le Probleme de l’Etre et de la Destinee).
Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»