Бандхи – это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определенных зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо. Без знания мудр и бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать.
Большинство бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдете квалифицированного руководителя.
Бандхи
Мула-бандха
Ашвини-ваджроли-мула
Джаландхара-бандха
Уддияна-бандха
Маха-бандха
Мула-бандха
«Мула-бандха» означает «корневой замок». Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула-бандха стимулирует работу муладхара-чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара-чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, ее тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения.
Техника
Желательно сесть в ту медитативную позу, в которой колени касаются пола: сиддхасана и сиддха йони асана являются лучшими, так как давление пятками усиливает бандху. Поместите руки на колени в гьян- или чин-мудре. Закройте глаза и расслабьте все тело. Сконцентрируйтесь на так называемом «спусковом крючке» муладхара-чакры. Физическая точка «спусковой крючок» расположен у мужчин и у женщин по-разному: у мужчин эта точка расположена над промежностью, между гениталиями и анусом, а у женщин на шейке, соединяющей матку с влагалищем. Попытайтесь мысленно коснуться этой точки и затем сожмите ее, удерживая сжатие столько, сколько сможете. Расслабьтесь. Выполните еще раз.
Замечание
Мула-бандху обычно выполняют вместе с джаландхара-бандхой, с дыханием, удерживаемым на вдохе или на выдохе.
Предостережения
Мула-бандху осваивайте не спеша, постепенно и осторожно. Не напрягайтесь!
Польза
Мула-бандха подтягивает область муладхары, расположенной между анусом и половыми органами, вверх, что значительно усиливает поток жизненной энергии апана-вайю в нижних частях тела, ниже пупка, и соединяет этот поток с другим потоком жизненной энергии – прана-вайей, между гортанью и сердцем, оживляя общий жизненный тонус.
Ашвини-ваджроли-мула (комбинационно и раздельно)
Данная практика поможет ученику отличить одну технику от другой. Часто ученики не ощущают тонких различий между ашвини, ваджроли и мулой и просто напрягают все мышцы тазовой области, не понимая, какую технику они пытаются выполнить. Такое отношение к трём различным техникам может разрушить полезное действие всех трех.
- Техника 1 стадии. Сядьте в медитативную позу (желательно в сиддхасану или сиддха йони асану) с гьян- или чин-мудрой. Выполните простую форму ваджроли-мудры и постарайтесь удерживать ваджроли до счета 10 в медленном темпе. Освободитесь от ваджроли. Выполните мула-бандху. Удержите ее до 10. В последующие дни вы можете увеличивать счет с 10 до 15 и выше.
- Техника 2 стадии. Выполните ваджроли-мудру. Добавьте к этой мудре мула-бандху. Добавьте к этим двум ашвини. Удерживайте все три в течение нескольких секунд и затем поочередно освободитесь от ашвини, мулы и ваджроли.
Замечания
Данную практику уместно выполнять лишь тогда, когда вы усвоили три техники в отдельности. Вам необходимо сконцентрироваться на разграничении трех отдельных зон сжатия. Эта практика не связана с дыханием. Выполняйте ее ежедневно до тех пор, пока научитесь отчетливо различать одну от другой.
Джаландхара-бандха
Джаландхара-бандха – это «подбородочный замок», используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.
- Раджа-йогическая техника. Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара-бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперед, прижимая подбородок к яремной впадине груди. Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперед, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова.
- Кундалини-йогическая техника. Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.
Замечание
Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.
Предостережение
Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, то есть пока не подняли голову.
Ограничения
Джаландхара-бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.
Польза
Успокаивает тело и ум, снижает сердцебиение. В районе горла расположены очень чувствительные рецепторы, которые могут замедлять или убыстрять сердцебиение. Щитовидная и паращитовидная железы массируются и их функция улучшается, благотворно воздействуя на весь организм. Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.
Уддияна-бандха
Слово «уддияна» буквально означает «лететь вверх». В этой бандхе диафрагма и живот как бы взлетают вверх, сжимают прану в верхней части тела и, усиливая ее, заставляют ее также взлетать вверх.
Техника
Сядьте в медитативную позу так, чтобы колени лежали на полу. Положите ладони на колени. Закройте глаза и расслабьте тело. Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Выполните джаландхара-бандху. Сожмите мышцы живота вовнутрь и вверх. Это окончательная позиция. Если не испытываете дискомфорта, удерживайте замок столько, сколько сможете. Затем расслабьте мышцы живота, освободитесь от джаландхара-бандхи и вдохните. Когда дыхание успокоится и станет естественным, можно повторить.
Предостережение
Практикуйте уддияну только на пустой желудок и освобожденный кишечник. Не забывайте, что перед вдохом необходимо устранить подбородочный замок и поднять голову.
Ограничения
Эту бандху не должны практиковать люди, страдающие сердечными недомоганиями, язвой желудка и 12-перстной кишки, а также беременные женщины.
Маха-бандха
Маха-бандха (или большой замок) представляет комплекс нескольких бандх: мула-бандхи, джаландхара-бандхи, уддияна-бандхи и бахир-кумбхаки (задержки дыхания после выдоха).
Техника
Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану с руками на коленях. Сделайте медленный и полный выдох. Выполните джаландхара-бандху. Выполните уддияна-бандху. Выполните мула-бандху. Сохраняйте эту позицию, пока вам приятно. Удерживая комплекс трех банда, можете попеременно перемещать свое внимание с одной бандхи на другую, концентрируясь на каждой. Освобождайтесь медленно от мула-бандхи. Так же медленно – от уддияна-бандхи. И наконец – от джаландхара-бандхи. Подняв голову, попробуйте до вдоха еще немного выдохнуть и затем вдохните. Восстановите дыхание и повторите комплекс.
Предостережение
Маха-бандха – могучая и эффективная техника. Если вы еще не освоили три бандхи в отдельности, не следует приступать к комплексу всех трех. Кроме того, необходимо знать и предварительные стадии нади шодхана пранаямы.
Польза
Техника стимулирует потоки психической и духовной энергий и преобразует экстравертный ум в интровертный, что приближает к медитации.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические медитации»