Разница между медитацией и молитвой

Я молюсь, я медитирую

Я молюсь. Почему я молюсь? Я молюсь, потому что я нуждаюсь в Боге. Я медитирую. Почему я медитирую? Я медитирую, потому что Бог нуждается во мне.

Когда я молюсь, я думаю, что Бог высоко надо мной, над моей головой. Когда я медитирую, я чувствую, что Бог глубоко внутри меня, внутри моего сердца.

Молитва говорит: «Я беспомощен, я нечист, я слаб. Я нуждаюсь в Тебе, о Господь Всевышний, чтобы Ты укрепил меня, очистил меня, просветлил меня, улучшил меня, обессмертил меня. Я нуждаюсь в Тебе, о Господь Всевышний».

Медитация говорит: «Господь Всевышний, своей бесконечной щедростью Ты избрал меня своим инструментом, чтобы проявить Тебя здесь на земле, как Ты того пожелаешь. Ты мог бы выбрать кого-нибудь еще на эту роль, но Ты подарил мне эту прекрасную возможность. Тебе я приношу мою постоянную благодарность, мое сердце-благодарность».

Молитва – это чистота. Она очищает ум, который всегда подвержен сомнению, страху, тревоге и беспокойству и всегда атакуется плохими мыслями и плохими побуждениями. Когда мы молимся, в наших умах происходит очищение, и чистота увеличивает нашу способность воспринимать Бога. На самом деле чистота – ни что иное, как способность воспринимать Бога. Каждый раз, когда мы молимся, наш внутренний резервуар увеличивается, достигая максимума. И тогда чистота, красота, свет и восторг могут войти в этот резервуар и играть там вместе в глубине нашего сердца.

Медитация – это просветленность. Она просветляет наше сердце. Когда просветление происходит в нашем сердце, неуверенность и желания исчезают. В это время мы поем песню неразделимого единства с Универсальным Сознанием и Трансцендентальным Сознанием. Когда наше сердце просветлено, конечное в нас входит в Бесконечное и становится самим Бесконечным. Оковы тысячелетий спадают с нас, и свобода бесконечной Истины и Света приветствует нас.

Молитва говорит Богу: «Возлюбленный Всевышний, Ты мой. Я считаю Тебя своим, совершенно своим. Подари мне Твои божественные качества в безграничной мере так, чтобы я мог быть твоим совершенным инструментом здесь на земле».

Медитация говорит Богу: «О Возлюбленный Всевышний! Я твой. Ты можешь использовать меня по Твоей доброй воле в любой момент Вечности. Через меня исполни Себя здесь на земле и там на Небесах».

Самое лучшее определение молитвы – молиться ежедневно. Самое лучшее определение медитации – переживать ее со всей душой. Самое лучшее определение Йоги – искренне жить в соответствии с нею. Самое лучшее определение Бога – любить Его и только Его безоговорочно.

Молитва – это что-то очень интенсивное и устремляющееся вверх. Когда мы молимся, мы чувствуем, что наше существо – это однонаправленное пламя, взмывающее вверх. От кончиков пальцев до макушки все наше существо молит и шлет свой зов ввысь. Сама природа молитвы в том, чтобы достичь Бога восхождением.

Медитация – это нечто обширное и бескрайнее, что к конечном счете превращается в Бесконечность. Когда мы медитируем, мы полностью погружаемся в бескрайний простор, в бесконечное море покоя и блаженства, или же открываемся бесконечному простору, и он входит в нас. Молитва возносится вверх; медитация простирается вширь. Медитация, непрерывно расширяясь, переходит в покой, свет и восторг. Когда мы медитируем, мы постепенно открываем целую вселенную, наполненную светом и восторгом, чувствуем ее и превращаемся в нее.

Да будет воля твоя

В наших молитвах часто присутствует неуловимое желание чего-то, страстное желание чего-то добиться или кем-то стать. Мы можем назвать это устремленностью, потому что мы молимся, чтобы стать хорошими или иметь что-то божественное, чего у нас нет, или чтобы освободиться от страха, зависти, сомнения и тому подобного. Но при этом всегда есть неуловимая тенденция с нашей стороны что-то устранить из себя.

Мы также всегда ощущаем самих себя, если можно так выразиться, просящими у Бога подаяния. Мы чувствуем, что Бог высоко над нами, тогда как мы внизу. Мы видим пропасть между его существованием и нашим. Мы взираем на Него и взываем к Нему, но не знаем, когда и в какой мере Бог намеревается осуществить то, о чем мы его просим в наших молитвах. Мы чувствуем, что мы беспомощны. Мы только просим и потом ждем, чтобы одна капля, две капли или три капли сострадания, света или покоя упали на нас. Иногда есть оттенок сделки или обмена: я – тебе, ты – мне. Мы говорим: «Господь, я отдаю Тебе мою молитву, так что, пожалуйста, сделай что-нибудь для меня. Пожалуйста, помоги мне, спаси меня, реализуй меня».

Но в медитации мы не просим Бога ни о какой помощи, ни о каком даре или о божественном качестве, мы просто входим в море Его Реальности. И тогда Бог даст нам гораздо больше, чем мы могли когда-либо представить. В молитве мы чувствуем, что у нас ничего нет, а Бог владеет всем. В медитации мы знаем, что все то, что имеет Бог, мы также имеем или в свое время будем иметь. Мы чувствуем, что каким бы ни был Бог, мы такие же, только мы еще не раскрыли нашу божественность. Когда мы молимся, мы просим у Бога что мы хотим. Но когда мы медитируем, Бог одаривает нас всем, в чем мы нуждаемся. Мы видим и чувствуем, что целая Вселенная в нашем распоряжении. Небо и земля принадлежат не кому-то еще, они – наша собственная реальность.

Самая высшая молитва: «Да будет Воля Твоя». Это – молитва абсолютно наивысшего уровня, и это также начало медитации. Там, где молитва кончает свое путешествие, начинается медитация. В медитации мы ничего не говорим, ни о чем не думаем, ничего не хотим. В мире медитации Всевышний действует в нас и через нас для Его собственного исполнения. Мир-молитва всегда просит о чем-то. А мир-медитация говорит: «Бог не слеп и не глух. Он знает, что Он должен сделать, чтобы осуществить Себя во мне и через меня. Поэтому я буду просто превращаться в Высочайшего в одухотворенном безмолвии».

Две дороги к реализации

Молитва и медитация подобны двум дорогам. Молитва всегда ради нас самих, ради нашей жизни, ради близких и дорогих в нашем собственном маленьком мире. Если мы будем молиться хорошо, Бог даст нам два крыла, чтобы летать в вышине. Но медитация – для всего мира. Когда мы медитируем хорошо, мы чувствуем свое единство с нашей собственной расширившейся реальностью. Если мы можем следовать дорогой медитации, мы – герои-воины. В это время мы можем нести на наших гигантских плечах всю ношу человечества. Когда мы исполняем нашу жизнь-медитацию, мы осуществляем не только Бога, но также самих себя и весь мир.

Для тех, кто хочет осознать Всевышнего, я всегда говорю, что медитация имеет первостепенное значение. Но на Западе были святые, которые познали Бога только посредством молитвы. Они не имели понятия о медитации. Но сила их молитв и их устремленность уносили их в мир медитации и запредельности. Оба подхода эффективны. Когда мы молимся, мы поднимаемся к Богу, когда мы медитируем, Бог нисходит к нам. В конечном счете результат может быть тем же самым.

Необходимость молитвы

Если кто-то продвинулся в медитации, молитва перестает быть необходимой. К тому времени мы осознаем, что Бог всегда знает наши нужды и заботится о нас бесконечно больше, чем мы заботимся о себе сами. Молитва не является необходимой, поскольку мы принадлежим Богу и являемся Его собственностью. Когда мы отрекаемся от своих личных притязаний и предаемся Богу полностью, тогда Бог воспринимает нас как часть самого Себя и делает нас Своими избранными инструментами.

Но до того как мы очень продвинемся в духовной жизни и почувствуем наше единство с Богом, молитва необходима. Если мы получаем что-то через молитву, мы можем сказать миру: «Я молился об этом, вот почему я это получил. Смотрите – насколько я близок с моим Отцом!» Мы похожи на детей, которые голодны. Мы просим пищу у матери, и она кормит нас. Да, она бы накормила нас и так, но тот факт, что мы просим о еде, и наша мать внимает нашим просьбам, приносит нам радость. И это убеждает наши умы в том, что она действительно заботится о нас. Благодаря нашей внутренней связи и близости с матерью, мы можем просить ее обо всем, что мы хотим.

Бог мог бы сделать для нас все без всяких условий, но это не дало бы нам такого удовлетворения. В соревновании по бегу, пробежав всю дистанцию, вы будете в восторге, если получите приз. Вы бежали очень быстро и финишировали с таким трудом, и вы чувствуете, что заработали приз. Но если кто-нибудь, кто был всего лишь зрителем, получит приз, он не ощутит удовлетворения, поскольку он ничего не сделал, чтобы добиться его. Бог может все дать без всяких условий, но мы получаем больше удовлетворения, если Он дает нам что-то после того, как мы молились об этом или работали ради этого.

Дерево-терпение – вот что нужно для моей молитвы. Цветок-благодарность – вот в чем нуждается моя медитация.

Однако, мы должны знать, что во время молитвы мы чувствуем, что как индивидуальности мы отделены от Бога. Мы чувствуем, что Он в одном месте, а мы где-то еще. В это время мы не находимся в нашем высшем сознании, где мы чувствуем, что мы одно с Богом. Если мы чувствуем, что мы и Бог – одно, тогда вопрос о молитве не возникает, так как в этот момент наши нужды – это Его нужды.

Мы можем сказать, что молитва усиливает нашу близость к Всевышнему, в то время как медитация увеличивает наше единство со Всевышним. Сначала мы должны почувствовать, что мы и Бог – близкие друзья; потом мы можем осознать нашу реальность-единство с Богом. Перед медитацией, если мы можем несколько минут молиться, мы можем развить нашу близкую связь со Всевышним. Потом мы можем медитировать, чтобы стать единым с Ним.

В высшей духовной жизни нет никакого сравнения между медитацией и молитвой. Медитация бесконечно глубже и шире, чем молитва. На Западе молитва используется ищущими со значительной эффективностью. Но настоящий ищущий, который хочет идти к самой отдаленной Запредельности, должен чувствовать, что медитация – более высокая ступень на лестнице Богоосознания. Когда мы медитируем, мы открываем, чувствуем и превращаемся в целую вселенную света и восторга.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Хотелось бы знать, должен ли я молиться о чем-то, что я хочу, или только о том, чтобы исполнилась Воля Бога?
Ответ: Молитва об исполнении Воли Бога – высшая форма молитвы. Но начинающий находит почти невозможным искренне молить Бога о том, чтобы Бог реализовал его, как Бог того хочет. Поэтому, когда ищущий делает только первые шаги, для него желательно молиться Богу о том, в чем, как ему кажется, он более всего нуждается: будь то о терпении, чистоте, искренности, смирении, покое и так далее. И тогда Бог даст ищущему немного покоя, света и блаженства, которые являются предшественниками чего-то бесконечного, что войдет в его внутреннее существо. Как только ищущий получит немного покоя, света и блаженства, и они утвердятся в какой-то мере в его внутреннем существе, в это время у него появится доверие к Божьим деяниям, а также к собственной жизни устремленности.

Когда кто-то быстро прогрессирует или уже несколько продвинулся, он чувствует, что существует какая-то реальность внутри него и что эта реальность не разочарует и не оставит его. И тогда он понимает, что Бог полностью осведомлен о том, в чем он более всего нуждается, и жаждет дать ему именно необходимое. Когда ищущий чувствует такое доверие внутри себя, для него наступает время молитвы: «Да будет Воля Твоя». В это время он может искренне сказать: «Боже, я хочу доставлять Тебе радость только так, как Ты того пожелаешь».

Молитва лучше всего выражается в моей повседневной жизни, когда она становится спонтанной, полной самоотречения готовностью подчиниться Воле Боги.

Вопрос: Как молиться эффективно?
Ответ: Чтобы ваша молитва была наиболее успешной, она должна быть внешне неслышной, но вы можете составить предложение из нескольких слов, которое убедит ваш устремленный ум. Сердце уже устремлено, но ум нуждается в устремленности. Поэтому молитве лучше придать словесную форму.

Вы можете составить предложение, записывая его в своем сердце. Затем пытайтесь увидеть его там. Как только слова записаны, вы можете многократно возвращаться, чтобы увидеть их. Если вы хотите повторять предложение – хорошо, но это не обязательно. Как повторять молитву? Имеется две возможности. Или напишите ее один раз в своем сердце и читайте ее там снова и снова, или постоянно пишите одно и то же в зависимости от того, что дает вам больше радости.

Вопрос: Как можно сделать молитву наиболее интенсивной?
Ответ: Вы можете сделать свою молитву наиболее интенсивной с помощью сердца-благодарности. Когда вы молитесь, чувствуйте, что молитва идет из вашего сердца и вы должны питать молитву благодарностью. Если вы не будете питать молитву своим сердцем-благодарностью, она не станет сильной. Ничто Божественное не будет сильным, до тех пор пока вы не будете благодарны Всевышнему. Каждый момент ваше сердце-благодарность должно питать ваш внутренний зов. Это усилит вашу молитву, вашу устремленность, вашу преданность и все ваши духовные качества.

Когда я молюсь, я самозабвенно и в уединении опускаюсь на колени. Когда я медитирую, я возношу свое сердце всей душой и полностью.

Вопрос: Как лучше всего молиться о других?
Ответ: Во-первых, перед тем, как вы начинаете молиться, вам следует призвать Всевышнего. Когда вы Его призываете, Он наверняка явится незримо. Вы не увидите Его в человеческом облике, но вы сможете почувствовать Его присутствие. В присутствии Бога попытайтесь увидеть и почувствовать того, о ком вы молитесь. Если вы умеете призывать Всевышнего и чувствовать в Его присутствии тех, о ком вы молитесь, это и есть самый действенный путь помощи им через молитву.

Но перед тем, как попросить Всевышнего в молитве помочь кому-то, сначала спросите Его, должны ли вы молиться об этом человеке. Если вы получите сообщение или испытаете внутреннее чувство, что вам следует молиться об этом конкретном человеке, только тогда вам следует делать это. Предположим, кто-то очень болен, и вы хотите молить Бога излечить его. Вы должны знать, что, вероятно, Бог хочет, чтобы у него был этот опыт именно теперь ради его собственного внутреннего развития. Вы должны знать, что у Бога бесконечно больше любви к этому конкретному человеку, чем может быть у вас или у кого-то из людей. Если вы просите Бога исцелить его, вы, возможно, только идете наперекор Воле Бога. Но если вы молитесь о единстве с Волей Бога, тогда Бог может сказать: «Ты стал един с моей Волей. Теперь я буду счастлив, если ты попросишь исцелить этого человека».

Вопрос: Молитесь ли вы когда-нибудь?
Ответ: Если быть совершенно откровенным с вами, я не молюсь; так же я не нуждаюсь и в медитации, хотя я и медитирую. После того, как кто-то осознал Наивысшее и сознательно стал одним с Абсолютным Всевышним, он не нуждается ни в молитве, ни в медитации. Но у меня есть ученики, поэтому я медитирую для них так, как обычно медитировал для себя самого много лет назад. Когда я медитирую на них, молитва автоматически присутствует потому, что пытаясь помочь им в их духовном пробуждении, я призываю на них бесконечное благословение, свет и сострадание Бога.

Говорят, что молитва – дочь страдания. Но я говорю, что молитва – мать восторга.

Автор: Шри Чинмой
Источник: книга «Медитация»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии