Джяма-садхана | Как жить в обществе? | Нияма-садхана
Нравственность – основа садханы (духовной практики). Необходимо, однако, помнить, что нравственность или хорошее поведение – не конечная точка духовного продвижения. Один моралист может показывать пример другим моралистам, но для садхака (духовного искателя) это даже не предмет, заслуживающий особого упоминания, поскольку это и так само собой разумеется. Садхана с самого начала требует душевного равновесия. Это состояние душевной гармонии может также быть названо нравственностью.
Люди часто говорят: «Я не следую ни религии, ни ритуалам; я привержен правде, я не причиняю никому вреда и не говорю лжи. Вот все, что нужно: не надо ничего больше делать и нечему больше учиться». Необходимо четко понимать, что нравственность – это всего лишь усилие вести добродетельную жизнь.
Правильнее будет определить нравственность как силу скорее динамическую, нежели статическую, ибо равновесие во внешних сферах жизни поддерживается беспрерывной борьбой со всеми противоположными идеями. Это не просто равновесие между внутренним и внешним. Если разум выходит из равновесия под давлением внешних искушений и если баланс разума в данный момент сильно нарушен, то, вероятно, сила внутреннего противодействия ослабнет; в результате внешнее равновесие, являющееся зримым проявлением нравственности человека, может исчезнуть в любой момент.
Поэтому, совершенно определенно, нравственность – это не цель и даже не нечто постоянное. Нравственность моралиста может исчезнуть в любой момент. Нельзя сказать с уверенностью, что моралист, устоявший перед искушением взятки в две рупии, сможет также устоять перед взяткой в двести тысяч рупий. Однако нравственность имеет определенную ценность в жизни человека. Нравственность – это неотъемлемый признак хорошего гражданина. С нее же начинается путь духовного развития.
Идеалы нравственности должны быть в состоянии обеспечить человека силой и вдохновением для того, чтобы идти по пути садханы. Нравственность зависит от усилия сохранять равновесие, предпринимаемого с учетом времени, места и личных особенностей. Поэтому кодекс нравственного поведения у разных людей может быть в чем-то не одинаков. Но конечная цель нравственности – достижение Высшего Блаженства, и в такой формулировке цели не должно быть относительности, отдаляющей нас от совершенства. Так, нельзя сказать, что высшая цель человеческой жизни в том, чтобы не воровать. Желательно, чтобы была устранена склонность к воровству.
Противостоянием желанию лгать мы еще не достигаем цели жизни: важно, чтобы в разуме не возникало желания говорить неправду. Садхака начинает духовную практику с соблюдения нравственных принципов, к примеру, с противостояния воровству и лжи. Но цель нравственности – достичь такого единения с Брахмой, при котором нет желания брать чужое, и исчезает всякая склонность ко лжи.
В садхане Ананда Марги нравственное воспитание дается вместе с идеалом единства с Брахмой, потому что садхана невозможна без такой нравственной установки. Садхана, лишенная нравственности, будет подталкивать человека вновь обратиться к материальным удовольствиям, и силу своего разума, приобретенную с таким трудом, они в любой момент могут использовать для удовлетворения своих мелких желаний. Есть много людей, сошедших с пути Йоги или тантрической садханы, которые проводят свои дни, окруженные дурной славой и позором. Небольшой прогресс, которого они достигли, практикуя усиленный контроль над своими инстинктами, был тотчас же потерян из-за погони за мирскими удовольствиями.
Поэтому следует подчеркнуть: нравственные принципы нужно строго соблюдать еще до того, как вступишь на путь садханы. Тот, кто не следует этим принципам, не должен идти по пути садханы. В противном случае он причинит вред себе и другим. Духовные учителя – ачарьи – наверняка заметили, что крайне эгоистичные люди боятся Ананда Марги, они не хотят следовать ее твердым моральным принципам. Они беспокоятся, как бы распространение влияния Ананда Марги не помешало осуществлению их дурных, эгоистичных желаний. Отсюда клевета на Ананда Маргу, за которой скрывается лишь их собственная слабость и нечестность. Помните: кому недостает морального духа, тот недостоин называться человеком. Высокопарные рассуждения не могут надолго скрыть испорченность души, как ни старайся.
Джяма-садхана
Первый урок нравственного поведения человека – джяма-садхана. Мы обсудим все аспекты джяма-садханы. Вы знаете, что джяма состоит из 5 принципов – ахимса, сатья, астейя, брахмачарья и апариграха.
«Ахимсасатьястеям, Брахмачарьяпариграхах джямах»
Соблюдение этих 5 принципов достигается контроль над различными процессами. Слово «самъяма» в переводе с санскрита означает «контролируемое поведение». Должно быть ясно, что самъяма не предполагает разрушение чего-либо или кого-либо.
Как жить в обществе?
Построение идеального общества зависит от взаимопомощи его членов и их готовности к сотрудничеству. Сотрудничество людей, в свою очередь, зависит от следования принципам джямы и ниямы. Значит духовные практики, в особенности джяма и нияма, – это крепкая основа идеального общества.
Замечено, что люди влезают в долги вследствие нарушения принципов джямы и ниямы, особенно из-за своей расточительности, а потом обращаются к обществу за помощью. В этой связи я должен заметить: общество обязано совместными усилиями оказывать помощь людям. Но оно должно и контролировать поведение людей, их приверженность принципам джямы и ниямы, а также контролировать их расходы. Ни с кем не советоваться, когда тратишь деньги, а затем влезать в долги и просить всех о помощи – это неправильно. Такой образ мыслей не заслуживает поддержки.
Влезая в долги, покупать саржу там, где можно использовать твид, или габардин там, где можно использовать саржу – это, несомненно, противоречит принципу апариграхи. Подобно этому, люди должны употреблять питательную, но не изысканную пищу. Им нужно прекратить практику угощения других на деньги, взятые взаймы. Именно поэтому общественный контроль над поведением человека и его расходами совершенно необходим. Увидев марга, нарушающего принципы джямы и ниямы, все ананда марги должны сделать ему предупреждение, сказать мягко или твердо, либо даже воздействовать более решительно. Поступая таким образом, они укрепят общество. Это – их долг.
Отныне я поручаю каждому ананда марги бдительно смотреть за другими, вдохновлять их практиковать принципы джямы и ниямы, а также самому спокойно принимать замечания других по этому поводу.
Даю еще один совет по поводу апариграхи. Если какой-то марги хочет истратить деньги сверх установленных расходов (например, ему нужна дорогая одежда, украшения, мебель, свадебное торжество, здание и т. д.), прежде чем это сделать, ему следует, получить разрешение от своего ачарьи, секретаря общины или района или любого другого марга, занимающего ответственную позицию. Точно так же необходимо получить разрешение, когда берешь в долг у какого-либо бизнесмена или заимодавца. Если рядом нет вашего ачарьи или человека ответственного ранга, совет или разрешение должно быть получено от любого другого ачарьи, татвика или любого здравомыслящего члена Ананда Марги. Всем маргам необходимо строго следовать этому указанию.
Нияма-садхана
Начальная фаза Йоги – практика джямы. Это мы уже рассмотрели. Сейчас речь пойдет о практике ниямы. Практика Брахмачарьи пользуется большим уважением, чем остальные четыре пункта джямы. Подобно этому, в нияме наиболее важный раздел – Ишвара-пранидхана. Можно сказать совершенно определенно: из десяти принципов джямы и ниямы остальные 8 подчиняются этим двум: Брахмачарье и Ишвара-пранидхане. Когда мы имеем дело с их особенностями, мы можем сказать, что джяма-садхана – это практика для физического и психического слоя, в то время как нияма-садхана в равной мере имеет отношение к мирскому, надмирскому и духовному слоям.
В разуме тех, кто совершает садхану регулярно два раза в день, в момент смерти непременно возникнет мысль о Парама Пуруше, – им дана полная гарантия Освобождения. Поэтому каждый ананда марги должен неизменно выполнять садхану дважды в день, сие воистину является Указанием Господа Бога. Без джямы и ниямы садхана невозможна, поэтому Бог указывает также и на необходимость соблюдения этих принципов. Ослушаться данного Указания – значит подвергнуть себя мукам животной жизни на десятки миллионов лет.
Для того, чтобы никто не испытывал таких мучений, чтобы все могли получить возможность насладиться вечным блаженством под любящей защитой Господа, каждый ананда марги должен считать своим долгом стремление привести всех на путь блаженства. Воистину, сие является неотъемлемой частью садханы – вести других по пути праведному.
Автор: Шри Шри Анандамурти
Источник: книга «Руководство к поведению человека»