Эша те бхихита санкхйе
Буддхир йоге тв имам шрину
Буддхйа йукто йайа партха
Карма-бандхам прахасйаси
«До сих пор я излагал тебе это знание аналитически, а теперь буду говорить о нем с точки зрения бескорыстной деятельности. О сын Притхи, действуя в соответствии с этим знанием, ты освободишься от последствий своей деятельности».
Бхагавад-гита 2.39.
Преданное служение немыслимо без духовного роста
Тот, кто называет себя духовным человеком, должен постоянно стремиться ко все более и более глубоким уровням духовных откровений, ощущений и понимания. На самом деле, если мы не развиваемся духовно и не прогрессируем в духовной жизни, мы встретимся на своем пути со многими опасностями. Эти опасности придут к нам в виде потери энтузиазма, и нам придется оставить занятия преданным служением. Даже если мы попытаемся не бросать этот процесс, потеря энтузиазма даст почву для психической подавленности или обернется потерей веры. Мы не только будем подавлены, но и утратим способность помогать другим. Любой духовный воин желает обрести силу, чтобы по-настоящему возвысить уровень сознания всех живущих на земле. Однако, если мы не растем, должным образом впитывая духовность, мы не сможем поделиться этим с другими. Мы начнем бранить окружение и людей, обвиняя их в своих слабостях. Более того, если человек не взрослеет, он будет чувствовать себя ущербным и естественным образом начнет искать оправдание своему безволию. Все это может привести к общей апатии, поскольку без энтузиазма человек теряет интерес и желание что-либо делать.
Когда мы находимся в психологическом ступоре, майа не станет ждать, пока мы придем в себя. Майа не спрячет свои соблазны, только потому, что мы не готовы; она сделает прямо противоположное. Майа начнет нападать на нас, когда мы находимся в самом уязвимом положении, поскольку она хочет воспользоваться нашей слабостью. Если мы не попытаемся избежать ее атак и не станем продвигаться духовно, она постепенно захватит нас в плен, и мы утратим способность радоваться духовному путешествию, ощущать его благое воздействие или вообще не сможем больше оставаться на духовном пути.
У нас в действительности нет выбора – либо мы возвышаемся, либо падаем в крепкие объятия майи. Тщательно проанализировав эти две возможности, мы придем к выводу, что возвышение – это не блажь и не бесплатное приложение к методу преданного служения. Преданное служение немыслимо без духовного роста и взросления. Смирившись с нашей временной ролью в стане майи, которая постоянно навязывает нам нормы поведения материальной культуры, мы будем схвачены в плен или подавлены в той или иной мере, пока не побежим прочь. Если мы не пойдем вглубь, мы потеряем возможность оставаться на всеблагом пути бхакти. Каждому из нас необходимо постоянно стараться проникнуть сквозь покровы гун материальной природы, противодействовать врагам ума и бороться с устоями грубого материализма, философией пустоты, имперсонализмом и грехом.
Те, кто живут на природе, в саттве, благостной атмосфере, хорошо понимают важность возвышения, поскольку такая атмосфера способствует скорейшему выявлению всех видимых и невидимых качеств человека. Живя на природе, мы имеем больше времени, чтобы оставаться наедине со своим умом. Вот почему жизнь на ферме или в деревне может потребовать больших эмоциональных усилий, раздумий и изменений, но вместе с тем принести благо, поскольку там не так легко скрыться, как в городской суете. Когда мы не пользуемся благами данного нам метода и не углубляем свою духовную жизнь, мы подвергаем себя определенным опасностям. Очень важно понять, что ум будет нападать на нас снова и снова. Такие нападки – хороший барометр для определения уровня нашего духовного развития. Нападки ума служат индикатором необходимости в дальнейших шагах.
Это очень важный момент, потому что порой мы служим механически или продолжаем свое преданное служение под воздействием своих прошлых духовных заслуг. Так мы забываем, как это необходимо, прекрасно и интересно – постоянно познавать что-то новое в духовной жизни. На вечернем даршане, небольшой встрече 9 августа 1976 года в Тегеране, великий вайшнавский учитель, Шрила Прабхупада, сказал: «Обряды предназначены для неофитов, чтобы им было с чего начать свое обучение. Но если мы погрязнем в обрядах, не совершая дальнейшего прогресса, тогда наше развитие остановится. Вы должны продвигаться, прогрессировать, как можно дальше». Он говорил об обрядах, которые мы все должны совершать, однако обряды – это внешняя вещь, и для их выполнения не всегда обязательно обладать глубокой духовностью. Обряды играют свою роль, и человек должен использовать их, как средство для достижения более глубоких уровней духовного понимания.
Но даже если мы прогрессируем, нам все равно следует принять меры предосторожности, поскольку успех также может стать нашим врагом, заставив принять те или иные аспекты нашей жизни, как само собой разумеющееся. Духовный или даже материальный успех могут стать нашими величайшими врагами, потому что мы начнем любоваться своими достижениями и, вместо того, чтобы трудиться еще настойчивее, продолжим действовать в соответствии со своим прошлыми привычками. Мы не поймем, что теперь, после этих побед, нам следует собрать еще больше сил и стать более целеустремленным, чем раньше. Подобным же образом наши прошлые неудачи могут по тем же самым причинам породить подавленность. Неудача может лишить нас надежды, внушить страх, и мы потеряем веру в будущее; которое просто ускользнет от нас. Мы должны постоянно вспоминать тот факт, что духовная жизнь есть высшая реальность и что она доступна каждому. От нас требуется только следовать этой науке должным образом и обрести доступные опыт и знания.
Надо сосредоточиться на сути и отбросить лишние и ненужные преграды, чтобы погрузиться в этот нектар. Шрила Прабхупада употреблял в этом случае выражение «кипятить молоко». В одном письме к своему ученику он говорит о необходимости сосредоточиться больше на качестве, чем на количестве: «Сейчас у нас появилось очень много учеников и храмов, однако я боюсь, что если мы будем расширяться и дальше такими темпами, мы ослабеем, и со временем все будет утрачено. Как в случае с молоком. Можно разбавлять его все больше и больше, чтобы обмануть покупателей, но в конце концов это перестанет быть молоком. Лучше начать сейчас кипятить молоко очень энергично и сделать его густым и сладким; это будет самым правильным действием. Поэтому давай сосредоточимся на том, чтобы как следует обучать наших преданных науке сознания Кришны, предлагая им наши книги и записи, постоянно обсуждая с ними это знание и наставляя их всевозможными другими способами, чтобы они имели правильное представление об этой науке».
В этих письмах Шрила Прабхупада подчеркивает, насколько важнее должным образом занять преданных в различном служении, чем просто собрать в одном месте множество людей. Он говорит о важности качества преданности, обретя которое, преданный сможет глубже сознавать Кришну и испытывать все новые и новые подлинные духовные переживания.
Притворство
Установив важность серьезного отношения к преданному служению и личному росту, мы хотим найти способ, как воплотить это в жизнь. Чтобы глубже взглянуть на эту тему, я сейчас скажу нечто неожиданное: одним из лучших путей обретения мудрости является притворство. Как, воскликните вы, ведь нам всегда говорили быть самим собой – и в лекциях по преданному служению, и в книгах по психологическому практикуму, и на семинарах по выявлению человеческих возможностей. Однако смею напомнить вам, что все наши трудности возникают из притворства весьма особого свойства – нездорового притворства, тогда как преодолевать проблемы ума и достигать определенных высот мы будем с помощью благотворного притворства. Здесь можно привести знаменитый пример Шрилы Прабхупады: колючку, впившуюся в ногу, можно вынуть с помощью другой колючки. Крохотную колючку, засевшую глубоко под кожей, бывает сложно вытащить, но с помощью другой колючки мы можем поддеть эту занозу.
Никому не удастся быть самим собой, пока мы не узнаем, кто мы есть на самом деле. То, что мы привыкли называть «своим поведением», обычно является невыявленными пластами иллюзии, которые не имеют ничего общего с нашим подлинным поведением. Подлинность связана с нашим истинным «Я», как духовного существа, чья сущность, взаимоотношения и служение вечны. По-настоящему быть самим собой – значит отдавать себе отчет, что мы находимся на уровне сад-чид-ананда-виграхи, признавать этот уровень и действовать в соответствии с ним. Мы знаем, что являемся сат (вечными), чит (осознающими) и ананда (блаженными). Любые поступки, совершаемые нами в этих телах жизнь за жизнью, в соответствии с тремя гунами материальной природы, суть проявление нашего притворства. Мы притворяемся, что отличны от нашего подлинного «Я», и принимаем это ложное отождествление, за свою истинную сущность.
Испытывая страх, мы позволяем своему уму сосредоточиться на мыслях о незащищенности. Мы соглашаемся с этим чувством вследствие того, что забыли о Боге, ибо истина состоит в том, что когда Бог хочет кого-то защитить, никто не может нас убить, а когда Господь хочет кого-то уничтожить, никто не спасет нас: маре кришна ракхе ке, ракхе кришна маре ке. Если нам одиноко, мы притворяемся, что лишены общения. На самом деле мы никогда не одиноки, поскольку Господь всегда пребывает в нашем сердце и внимателен к нам. Когда мы наблюдаем в себе любого из шести врагов ума и их сообщников, включая похоть, гнев, жадность, замешательство, опьянение, зависть, тревогу, страх, чувство вины, депрессию и ложное эго, мы притворяемся, что не умеем любить. Ощущая гнев, мы соглашаемся, что у нас есть веские причины потерять душевное равновесие. Мы притворяемся, что больше не властны над собой. Хотя в своем вечном облике, или, другими словами, в высшем выражении нашей способности быть самим собой, мы никогда не теряем контроль над собой. Когда мы приходим в замешательство или нас захватывает иллюзия, мы притворяемся, что расстроились, и поэтому наши действия вторят тем мыслям, с которыми мы свыклись.
Любое негативное умонастроение, которое влечет за собой нездоровые физические последствия, появляется из-за нашей неспособности по-настоящему познать свое истинное «Я», иначе говоря, из-за ложного притворства. Поэтому, одним из методов духовного развития будет притворство, или принятие прямо противоположного тому, что мы привыкли считать нормальным. Противоположностью губительным тенденциям, которым мы обычно поддаемся, является наше подлинное «Я». Однако сейчас мы не верим в наше подлинное «Я», поэтому будем притворяться, чтобы постепенно согласиться с реальностью и стать этой самой сущностной реальностью. Это значит, что мы «притворяемся», что Верховный Господь все время наблюдает за нами, потому что Он действительно наблюдает. Мы постараемся «притворяться», что нас очень любят и ценят, ибо так оно и есть. Продолжая в том же духе, мы можем применить этот способ притворства к другим аспектам своей жизни.
Вот кто-то вошел в комнату, и вы притворились, что этот человек обожает вас. Как сильно такая мысль повлияет на ваше отношение к нему! И наоборот, если вы воспринимаете вошедшего, как своего врага, вы начнете притворяться, действуя неблагоприятным образом по отношению к нему или к ней, то есть как враг относится к своему врагу. Если кто-нибудь завидует вам, и вы соглашаетесь с этим, притворяясь, что этот человек действительно завидует вам, вы в конечном итоге забудете, что он или она – на самом деле чистая душа, которая всего лишь на время попала в такое недоразумение. Но если вы притворитесь, что этот человек, по большому счету,– чистый представитель Бога,- то его поступки и мысли, наряду с вашими нездоровыми подозрениями, не смогут всерьез смутить вас. Вы не позволите нездоровому притворству мешать раскрытию своего подлинного «Я» – апостола любви, который лицезреет Бога на каждом шагу своей жизни.
В комментарии к Шримад-Бхагаватам (11.2.42) есть такие слова: «Подобно голодному человеку-материалисту, который, едва завидев деликатес, хочет тут же положить его в рот, возвышенный преданный Кришны, лишь увидев материальный предмет, немедленно хочет использовать его для удовольствия Кришны. Без спонтанного желания занять все и вся в служении Кришне и без погружения все глубже и глубже в океан любви к Кришне любое так называемое осознание Бога или громкие разговоры о так называемой религиозной жизни не имеют никакого отношения к подлинному опыту вхождения в царство Бога. Подобно проголодавшемуся человеку, который мечтает о деликатесах, тот, кто жаждет служить Кришне, должен обрести такое же ненасытное желание использовать все для служения Ему. С таким же рвением мы должны искать возможность удовлетворить Господа. Ему принадлежит все, поэтому, вместо того, чтобы притворяться, что все принадлежит нам, мы притворяемся, что все в действительности принадлежит Кришне, Богу, потому что так оно и есть. Таким образом, с правильно направленным притворством мы противостоим негативным эмоциям, которые накопили благодаря нежелательным поступкам и умонастроению».
Действовать в соответствии с реальностью
Продолжая притворяться таким образом, мы, в конечном итоге, станем по-настоящему самими собой. Когда мы действуем так, не просто поверхностно, но с серьезным отношением, мы начнем возвращаться к истокам, становиться сат-чит-ананда-виграхой. Мы начнем ощущать свое «Я», высшее всеобъемлющее знание и совершенную любовь и счастье. Мои слова могут выглядеть странно, но представьте себе, что было бы, если бы миллионы и миллионы людей стали притворяться, что восторгаются и любят друг друга. Представьте себе, каким замечательным были бы их взаимоотношения. Мы хотим не просто умственного упражнения, но глубокого притворства, которое повлечет за собой соответствующие мысли, речь и поступки, несмотря на недостаток духовного опыта. Результат превзойдет любые ожидания, поскольку такой духовный опыт очень скоро станет неотъемлемой частью нашей жизни.
Однажды ученик обратился к гуру за советом относительно поклонов. Когда мы кланяемся, мы смиренно выражаем почтение Сверхдуше, пребывающей внутри другого человека. Подумав об этом, ученик задался вопросом, а должен ли он кланяться, если не чувствует такого почтения, поскольку в этом случае поклоны будут чем-то искусственным или даже лицемерным. Но гуру все же попросил ученика продолжать кланяться, поскольку правильные поступки помогают нам развивать правильное сознание. В определенном смысле, гуру побудил ученика притворяться, что тот обладает глубоким почтением и любовью к другому человеку, и велел действовать в соответствии с этим умонастроением. Такие действия принесут результат, поскольку каждый человек, в действительности, есть представитель Бога и Его неотъемлемая часть.
Занимаясь своей повседневной деятельностью, мы можем притворяться, что постоянно находимся в общении с Божеством или уже попали в духовный мир и участвуем во всех удивительных встречах с Господом. Это, на самом деле, служение в уме, которое поможет нам постепенно подняться на уровень сокровенных, бесконечных откровений. Этим нельзя заниматься без руководства истинного духовного учителя, и к этому нельзя относиться легкомысленно. Однако такая практика защищает ум от нездорового притворства. Если нам еще не удалось изжить в себе греховные пристрастия, такого рода медитации опасны и запрещены. Нам следует так перестроить и перенаправить свой ум, чтобы каждым своим поступком мы приближались к нашим подлинным ощущениям.
Следует хорошо понять эту идею – «вынуть колючку другой колючкой». Множество жизней мы притворялись нездоровым образом, что стало причиной всех наших ментальных проблем, а затем проблем с физическим здоровьем. Мы были такими замечательными актерами, что стали принимать пьесу за реальность. Но теперь мы хотим играть спектакль подлинной жизни. Наше притворство укоренилось настолько, что мы принимаем его за чистую монету; это значит, что просто смена мыслей не повлечет за собой быстрых перемен. Нам нужно идти к глубинам, где реальность становится естественной составляющей нашего бытия. Что происходит с человеком, когда он играет роль и притворяется? Он не просто думает о роли, которую он играет, но действует так, как будто это он и есть, как будто он перевоплотился в этого персонажа.
У нас есть силы, чтобы все изменить
У нас у всех есть возможность принять или отвергнуть любую нашу мысль, хотя мы часто забываем о своей способности менять свои ментальные модели. Мы не должны пренебрегать своей способностью к изменениям, поскольку наши мысли превращаются в нашу судьбу. Если нас одолевают неблагоприятные мысли, мы притворяемся, что не можем добиться изменений. Благодаря своему искусному притворству, мы замечательно играли роль, чтобы убедить и других в этом. Если мы более пристально взглянем на природу наших мыслей и настроений, то поймем, что они приходят и уходят, как времена года. Однако мы часто притворяемся, что настроение не уходит. Так мы принимаем наше плохое настроение за всю совокупность своего бытия и личности. В результате мы попадаем в ловушку собственных же выдумок. Продолжительные мысли в негативном или неблагоприятном направлении обязательно создадут определенное настроение. Следует остерегаться выполнять важную работу в плохом настроении, поскольку это плохо повлияет на результат. Когда мы в плохом настроении, мы не можем действовать в полную силу и уже не являемся «самим собой». Плохое настроение указывает на нездоровое притворство.
Мы забываем, что у каждого – своя отдельная, индивидуальная карма. Мы также забываем, что у каждого есть «своя правда» или восприятие, которые мы не должны рассматривать, как недостаток. Таково многообразие жизни, и такова воля Кришны, который устроил все в соответствии с кармой. Взгляды и ощущения одного человека не обязательно должны совпадать со взглядами и ощущениями другого. Порой нам становится не по себе, когда мы пытаемся навязать свое восприятие и способы действия окружающим. Когда нам кажется, что все должны поступать и думать в соответствии с нашими взглядами и восприятием мира.
Можно воспринимать свои ощущения, как барометр, поскольку негативные ощущения указывают на нездоровое притворство. Как только мы поймали себя на негативном умонастроении, мы обязаны тут же изменить объект своих размышлений. Плохое настроение указывает на необходимость изменить как наши предпочтения, так и манеру нашего притворства. Сосредоточившись больше на настоящем, мы поймем, что все былые мысли или прошлые поступки остались в прошлом. Мы живем в настоящем и можем сейчас решить, чему следовать, поскольку у нас есть сила для притворства. Множество наших сегодняшних проблем исходят из неправильного восприятия наших мыслей и преуменьшения своей способности к изменениям. Если мы ощущаем себя слабыми, то и поступки наши будут слабыми. Мы неправильно воспринимаем свое настроение, забывая о том, что материальный мир подразумевает двойственность. Наше настроение приходит и уходит, подобно временам года, и также наша реакция на это настроение сродни одежде, которую мы надеваем в ту или иную погоду. Но следует понять, что наше подлинное «Я» находится далеко за пределами того или иного настроения. Не усвоив эту истину, мы позволим своему настроению завладеть и помыкать нами.
Рассмотрев понятие кармы более тщательно, мы поймем, что каждый человек находится под разными влияниями, берущими свое начало из его прошлого и настоящего. Конечно, определенные события будут продолжать разворачиваться и в будущем. Все зависит от того, как мы притворялись в прошлом и как мы притворяемся в настоящем. Сосредоточив все свои силы на настоящем, мы поймем, что прошлое минуло, и сможем выбрать свое будущее, признав, что обладаем внутренней силой. Если мы не уверены, что можем что-то изменить, то не будем действовать. В этом случае мы начнем ругать весь мир и находить оправдания своему топтанию на месте. Множество людей играют в эту игру, но они лишь обманывают сами себя.
Усилия и милость
Сейчас мы рассмотрим разницу между предопределенностью и свободой воли, вопрос, который всегда ставил в тупик философов и последователей различных религий. В первую очередь мы не понимаем, почему майа и обман так сильны – ведь Верховная Личность Бога желает вернуть нас в духовное царство сильнее, чем мы сами того желаем. Если мы по своей природе – духовные существа, обладающие вечным обликом, то почему же так трудно изменить ход нашей мысли, даже если мы очень хотим изменить все к лучшему? Великий индийский святой, Сатьяврата Муни, задал тот же вопрос Матсье, воплощению Кришны, о котором можно прочесть в ведическом писании под названием Матсйа-пурана.
Матсья в ответ привел пример крестьянина, сажающего пшеницу. Посев семян Он сравнил с усилиями, а дождь – с судьбой. Попытки крестьянина посеять пшеницу важны, но они являются лишь одним из нескольких факторов, поскольку есть еще дождь, который зависит от провидения. Поможет ли погода вырастить урожай? Если крестьянин не посадил семена, то никакая пшеница не взойдет, неважно будет дождь или нет. Наряду с работой по посеву и дождем, важную роль играет и фактор времени. Даже если крестьянин закончит посев и выпадет дождь, все равно исход зависит от времени, поскольку дождь может начаться через несколько месяцев после того, как крестьянин бросил семена в землю. Дождь может не прийти вовремя, и семена не получат достаточного питания. Матсья сравнил фактор времени с кармой и жизненным опытом, который определяет и контролирует наше существование.
Наше негативное притворство связано с использованием нашего свободного волеизъявления в настоящем и прошлом. Такое притворство соединено с нашей судьбой, которая управляется временем и кармой. Рассмотрим это подробней. В Мадхурья-кадамбини, в главе, посвященной различным стадиям неблагоприятных кармических реакций, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, знаменитый вайшнавский святой, говорит о клеше, страданиях. Стадия, предшествующая посеву семян, называется кута; сам же посев носит название биджам. Апрарабдха – это стадия незрелых побегов, тогда как прарабдха – это стадия полного созревания семян. У нас у всех есть семена, или карма, и при определенных условиях эти семена остаются в пассивном состоянии. Затем, под влиянием либо греховного поступка, либо фактора кармы, эти семена начинают расти. Затем у нас вырастает незрелый побег кармы, спрятанный от нашего взора, и наконец карма появляется во всей красе. Другими словами, у нас есть как непроявленные грех и страдания, так и проявленные грех и страдания.
Так же, как крестьянин убирает урожай, мы пожинаем плоды своей кармы. Какая-то часть урожая уже снята, а другая уже заколосилась, но еще не убрана.
Есть еще один пример, помогающий понять взаимозависимость усилий и милости. Если человек свалился в колодец и начинает звать на помощь,- он прилагает усилия, и на его крик прибегает кто-то другой. Этот другой подходит к колодцу и протягивает веревку. Человек видит веревку и хватается за нее, однако фактор времени теперь определяет, отпустит ли он веревку или вцепится в нее, поскольку через какое-то время он может устать или разувериться и отпустить веревку. Развиваться духовно – значит держаться за веревку, не обращая внимания на карму, и не отпускать ее, позволив нашему спасителю вытащить нас, или, другими словами, не бросать своего преданного служения, а напротив – все больше и больше погружаться в него.
Порой мы поступаем так: сначала прилагаем усилия и взываем о милости, но когда кто-нибудь бросает нам веревку, мы не можем достаточно долго держаться за нее. Нам может не понравиться, каким образом наш спаситель вытаскивает нас обратно. Затем мы теряем веру или делаем вид, что нам никто не помогает, и в результате отпускаем веревку или перестаем подниматься наверх. В этих случаях мы зачастую скатываемся обратно вниз или, отпустив веревку, остаемся в подвешенном состоянии, не зная, что делать дальше. Можно какое-то время оставаться в подвешенном состоянии, чему способствует наше напряжение и враждебность внешней среды, но через какое-то время мы начнем скользить вниз. Если мы прекратим восхождение и останемся в подвешенном состоянии, мы неизбежно сорвемся вниз. Других вариантов нет. Если человек, застрявший в колодце, прекращает держаться за веревку и подниматься наверх, он не сможет воспользоваться милостью своего спасителя и отработать свою карму, из-за которой попал в эту ситуацию, несмотря на то, что вначале приложил столько усилий, взывая о помощи.
Усилия, провидение и время – вот три составляющих нашего спасения. Затем следует разобраться с реакциями, входящими в категории апрарабдха и прарабдха. Это значит, что одно время мы сильны, а в другое – слабы. Другими словами, благодаря прошлой хорошей карме нами овладевают позитивные мысли, и нам хочется совершать усилия, но в других случаях наши мысли и настроение могут принять негативный оттенок из-за кармических реакций, проистекающих из нашей прошлой негативной деятельности. Сейчас мы можем чувствовать себя превосходно, но если мы не идем дальше, не развиваемся духовно, некоторые реакции от прошлых негативных мыслей и поступков настигнут и потревожат нас. Со временем нас всех настигают последствия нашего прошлого.
Порой в жизненной борьбе мы придерживаемся негативного образа мыслей, полагая, что в будущем нам предстоит бороться еще больше. Но когда в борьбе мы поддерживаем оптимистический настрой, наши жизни изменятся в лучшую сторону, потому что наши мысли в настоящем вытащат нас из этих невзгод. Также к нам из прошлого придет хорошая карма и подключится к нашему нынешнему оптимизму. Если мы продолжаем напоминать себе, кем являемся на самом деле, если мы поддерживаем благотворный внутренний диалог, если остаемся благодарными и внимательными,- мы сможем пройти сквозь беды и невзгоды, порожденные нездоровыми мыслями или поступками в прошлом. Наши беды могут проистекать также от скверных мыслей в настоящем. И наоборот, у нас может быть период роста, и мы скоро начнем считать это само собой разумеющимся. Позже некоторые негативные мысли и действия из прошлого настигнут нас, и если мы не развились духовно, не пошли дальше, эти влияния прошлого переменят наше настроение, неважно, насколько позитивно мы до этого мыслили. По сути, каждый наш шаг определяется нашими усилиями вкупе с милостью и кармой.
Желать и заслужить
События нашей жизни представляют собой комбинацию того, что мы желаем, и того, что мы заслужили. Все, что происходит с любым из нас, суть комбинация этих двух факторов. Наши желания связаны с характером нашего притворства и с ответом Господа, находящегося в нашем сердце. Наши заслуги также находятся в связи с Господом в сердце, который отвечает нам в зависимости от нашего настоящего, нашего прошлого и наших мыслей о будущем. Все сводится к тому же знаменателю. Ум принимает или отвергает, и то, во что мы верим сейчас, а также то, во что мы верили в прошлом, создает наше будущее.
Вот почему порой духовные люди очень сострадательны и нежны, а порой кажутся грубыми и бессердечными. Поскольку их вера в Господа поистине глубока, они понимают, что Он не может совершить ошибку, и все имеет свой смысл. Поэтому они все принимают, как милость Бога. Они понимают, что Кришна даровал им свободу воли и что Он любит их. Так они приходят к выводу, что то, как мы используем свою свободу воли, определяет наше бытие. Чем большей мудростью мы обладаем и чем глубже заглядываем в сознание, тем быстрее мы поймем, что события, происходящие с каждым из нас, зависят от объединения наших желаний с тем, что мы заслужили по тем или иным причинам.
Все зависит от того, как мы притворяемся. Позволив врагам ума довести нас до бессилия, мы получим такой же отклик и будем вынуждены поддерживать определенную модель поведения. Если нам удастся понять, насколько хитро мы притворяемся, нам будет не так сложно противостоять нападкам майи. В действительности избавиться от притворства можно с помощью другого притворства: вынуть колючку другой колючкой. Так постепенно проявятся наша подлинная индивидуальность и наши истинные ощущения. Без благотворного притворства наше ложное притворство повлечет за собой одно страдание за другим. Более того, мы должны возложить всю ответственность на себя, а не сваливать вину на окружающую среду. Это наша вина, поскольку у нас всегда есть возможность выбора.
Здесь может возникнуть вопрос о вере. Мы не приходим в этот мир, как чистый лист бумаги. На этом листе записано, как мы притворялись раньше и какие мысли и поступки числятся за нами в прошлом, так как это они создали наше нынешнее поле деятельности. Однако, если мы не прекратим считать себя продуктом прошлого и станем дальше притворяться слабыми, на нас будут наваливаться такие же и еще худшие беды. Стоит нам только согласиться с тем, что мы можем жить здесь и сейчас, как мы поймем, что от нас зависит, принимать или отвергать те мысли, что посещают нас. У нас есть способность все изменить, поскольку Бог любит нас, и не время от времени, а всегда. Он всегда защищает нас и лишь для нашего блага дает нам те или иные испытания. Мы никогда не теряем свою изначальную природу, вечную, исполненную знания и блаженства. Лишь забвение и безумие заставляют нас притвориться, что мы не такие. Мы так замечательно притворились и придумали свой спектакль, что до сих пор играем акты первый, второй, третий, четвертый, в зависимости от декораций, что мы сами нарисовали.
Ограниченность материальной деятельности
Можно сравнить фактор кармы с коровой, привязанной к шесту. Длина веревки между коровой и шестом определяет границы, в которых корова может двигаться. В соответствии с нашей кармой мы попали в ту или иную ситуацию, положение и тело. Большая часть нашего притворства проходит внутри пространства, ограниченного этой веревкой между шестом и коровой. Как далеко мы можем уйти? У нас есть свобода воли, но лишь в ограниченном количестве, поскольку мы все же связаны. Когда мы говорим «развиваться духовно», мы имеем в виду выйти за пределы пространства, ограниченного этой веревкой.
Психология, образование или материальная деятельность в лучшем случае помогут нам до предела натянуть эту веревку. Причина одна – человек, что бы он ни предпринял, все еще находится во власти судьбы или кармы. Например, кто-то смог заработать миллионы на продажи недвижимости. Другой решит пойти по его пути, но окончит банкротством. Сама деятельность лишь помогала проявиться благоприятным возможностям в рамках, ограниченных длиной веревки. Деятельность лишь помогает нам действовать в этих рамках, но ведь сейчас мы говорим о том, как вырваться за их пределы. Длина веревки может быть изменена лишь кармоизменяющей деятельностью, а именно – преданным служением. В обратном случае мы так и останемся продуктом видоизменений кармических реакций.
Усилия могут порабощать человека, поскольку они ведут лишь к ограниченному результату. Усилие все так же обусловлено длиной веревки, что не позволяет заключенному освободиться. Несмотря на то, что он продолжает притворяться заключенным, он делает небольшие шаги к улучшению своего пребывания в тюрьме. Теперь он притворяется заключенным, которому стало жить лучше и веселее. Изменяя карму, мы изменяем длину веревки или условия нашей жизни.
Со слов Матсьи мы можем понять, что предопределенность существует всегда, хотя есть и свобода воли, и фактор времени. Все три фактора действуют постоянно, и у нас есть возможность изменить карму, хотя для этого потребуется время. Карма, или грех не уйдут в одночасье, однако они не уйдут вообще, если мы продолжим притворяться, что иллюзия – это реальность, и что преодолеть ее невозможно.
Правильно притворяться – значит быть самим собой
Следует понять, что мы проложили путь к неблагоприятному умонастроению с помощью нездорового притворства. Поэтому вырваться из этого положения можно лишь прямо противоположными действиями. Притворяться во благо равносильно тому, чтобы быть самим собою, поскольку благотворное притворство выходит за рамки машинальных действий или умственных упражнений. Так же, как мы были одержимы негативной деятельностью, сейчас мы хотим стать одержимыми позитивной деятельностью. В этом случае то, что казалось нам непреодолимым, станет легко преодолеть, поскольку мы уберем ложные преграды.
Именно поэтому у преданных высшего уровня такая сильная вера. Они знают, что Господь всегда рядом. Они готовы отправиться даже в ад, поскольку постоянно в своем сознании находятся подле Господа. Они знают, что разлука с Кришной, Богом,- всего лишь иллюзия. Они видят, что вы находитесь в майе, ибо позволили себе быть в майе, хоть и имеете силу выбирать между добром и злом. Вы в тревоге и замешательстве, потому что приняли ложное за истинное и полагаете, что пути к освобождению закрыты. Поэтому вы увековечили иллюзию и стали самым заклятым врагом самому себе. Вы сможете изменить свою жизнь, только когда поймете, что самый заклятый ваш враг – это вы сами.
Продолжая размышлять над своими прошлыми впечатлениями, продолжая обсуждать чью-то жизнь или чьи-то недостатки, мы проходим мимо возможности использовать свою силу. Поэтому долг духовного воина – помочь людям увидеть свои возможности и использовать их. Даже если люди не желают слышать о том, что они в ответе за свою жизнь и могут изменить ее, духовный воин все равно должен тактично помогать им. Наш ум может быть как нашим худшим врагом, так и нашим лучшим другом. Если мы притворяемся, что он – наш худший враг, и действуем в соответствии с этой оценкой, он так и останется нашим врагом. Но если мы обуздаем его с помощью девятисложного метода преданного служения, то ум станет нашим величайшим сокровищем и будет действовать в соответствии с нашим подлинным «Я».
Приведем пример. Одной очень красивой женщине пришло в голову, что она – некрасива. Чтобы избавиться от такой ложной концепции, она начинает притворяться, что является красивой. Несмотря на то, что она притворяется красавицей, ее настроение не противоречит истинному положению дел, потому что она и есть красавица. Когда она притворялась некрасивой, все ее общение с окружающей средой, весь ее взаимообмен с другими был основан на этой ложной выдуманной концепции. Теперь ее близкие вдохновляют ее на то, чтобы притворяться красавицей, потому что она такой и является на самом деле. Вместе с таким переключением направления мыслей коренным образом изменится и ее взгляд на мир. Просто надо суметь вытащить колючку другой колючкой. Поскольку нам удалось убедить себя в истинности иллюзии, для обретения своего истинного «Я» нам теперь потребуется столько же сил.
Можно также изменить карму с помощью прайасчитты, покаяния. Несмотря на то, что это относится к категории карма-канды, деятельности ради результатов, это тоже может изменить карму. У всех нас есть «запасы», которые мы принесли с собой из прошлого; эти «запасы» имеют отношение к нашей судьбе. Они не постоянны, но они образуют часть нашего багажа. Следовательно, совершая те или иные аскезы, которые в буквальном смысле слова расплющивают этот багаж, мы можем изменить карму. Конечно, наиболее верным и могущественным способом является Бхакти Йога, преданное служение. Аскезы помогают, поскольку они сжигают карму, но это занимает больше времени, так как они затрагивают лишь то, что лежит на поверхности. Они не всегда изменяют сознание, хотя порой могут через какое-то время привести к изменениям. Но углубляясь в преданное служение, мы увидим, как меняется наше сознание, что приведет к ощутимым изменениям в нашей манере говорить и действовать.
Говоря о притворстве, мы не имеем в виду мысленное представление или просто красивые слова. Напротив, следует притворяться таким образом, чтобы это привело нас верной дорогой к нашему истинному «Я», чтобы мы стали одержимым таким умонастроением. Представляя себе, что мы во Вриндаване или другом святом месте, что люди вокруг нас любят нас, мы постепенно сделаем это частью своего сознания. Мы будем также делиться этой реальностью с другими. Однако если мы будем продолжать держаться двойственности, деля людей на друзей и врагов, от других мы будем видеть точно такую же двойственность.
Мы не говорим, что следует лицемерить, поскольку между лицемерием и благотворным притворством есть разница. Лицемеры признают лишь свои выдумки и не могут похвастать честностью. Наша цель – реальность, и ради этого мы должны выйти за рамки обрядовости и поверхностных взглядов на свою истинную сущность. Мы так жаждем обрести чистую бхакти, что готовы все отдать Господу, поскольку осознали, что все изначально принадлежит Ему. Каждый новый день – это шанс либо повернуться к Богу, либо пасть в объятия смерти, получив очередное тело. Если мы будем продолжать неправильно притворяться, мы просто познаем смерть, и, после того как это представление будет окончено, нас выволокут на другую сцену, чтобы было, где притворяться дальше. Таков итог любой жизни – и людей, и зверей: все мы притворяемся и действуем в соответствии с тем или иным костюмом и опытом. Следует, однако, сойти с этой сцены и вспомнить, кто мы есть на самом деле (вечные существа), а не продолжать играть в этих пьесах и ночных кошмарах. Это нелепо – просто устроиться поудобней посреди ночного кошмара; мы не хотим этого, мы хотим избавиться от кошмаров навсегда.
Важность искренности
Чтобы не пасть, мы должны постоянно повторять имена Бога. Когда мы вяло воспеваем или молимся, считая что мантра или молитва не обладают могуществом, мы, на самом деле, делаем вид, что мантра или молитва не соединяют нас с Господом и духовным миром. Мы делаем вид, что повторяем еще один мирской звук, вместо того, чтобы привлечь слух Бога и связаться с обитателями духовного мира. Если вы дозваниваетесь кому-то по телефону и делаете вид, что ваш собеседник на другом конце провода не снял трубку, то ваш разговор будет весьма любопытным. Однако если вы зовете собеседника и делаете вид, что он находится на другом конце провода, хоть вы и не слышите его, вы постараетесь говорить с уважением, чтобы в конце концов убедиться, что вас все это время слышали.
От качества молитв и воспевания зависит очень многое. Мы должны понять, чем же мы занимаемся, когда взываем к именам Бога. Наш ум и духовная деятельность вплетаются в наше воспевание и молитвы. Если у нас адские мысли, а наша деятельность противоречит всем правилам, мы не сможем искренне повторять мантры и молитвы, несмотря на то, что у них есть могущество открыть нам все. В конечном итоге мы скажем, что мантры и молитвы не имеют силы, и в итоге ничего не обретем. Но если мы верим в их могущество, то мы вытащим колючку другой колючкой, и получим доступ к этой силе.
Многие преданные просто проделывают какие-то телодвижения, воспевая, вознося молитвы или совершая поклонение; они делают это из чувства долга, а некоторые вообще не могут воспевать и молиться, поскольку им не хватает ощущения своего подлинного «Я», чтобы понять одну истину: если ты желаешь Господа, поверь Ему. Если вам не нужен Бог, прекратите притворяться и начните взывать к Шиве, Брахме, Дурге, полицейскому, доктору, лавочнику, майе, дьяволу или самому себе. Если мы не верим в Верховного Господа и делаем вид, что Он не всемогущий, мы будем создавать мысли, настроения и ощущения, которые вторят этому притворству, и упустим возможность уже сегодня соединиться с нашим Божественным Господом.
Если мы не возвышаемся, то падаем
Это очень и очень важно – все время идти вперед, поскольку если мы не возвышаемся, то падаем. Это неминуемо. Если мы не углубляемся в духовную жизнь, мы уже все равно что на дне. В определенный момент мы упадем так низко, что нам будет уже не встать. Мы падем до такого состояния, что невозможно будет избавиться от безумия в этой жизни. Пренебрегая возможностями для спасения, мы так и останемся со своим нездоровым притворством. Мы загоним свою душу в очередное тело и свыкнемся с новой ролью в новом спектакле. Мы будем чувствовать, что нам нужен еще один спектакль, поскольку нас будет преследовать ощущение незавершенности. Многие люди стремятся изменить свое материальное положение, найти что-то другое, потому что они не умеют использовать то, что у них есть сейчас. Многим не остается ничего другого, как получить другое тело. Однако и в следующей жизни, если они остаются беззаботными, они будут вынуждены действовать точно так же, как действовали уже многие и многие жизни.
Вот почему в конце Кали-юги, века раздоров, в который мы сейчас живем, Господь придет на землю, чтобы силой побудить оставшихся грешников к изменениям и вызволить их из тел. Люди к тому времени научатся так хорошо притворяться, что для того, чтобы помочь им, придется срывать с них привычные костюмы, их тела, поскольку толщина этих костюмов уже не позволит им даже задуматься над освобождением. Они настолько свыкнутся со своим заточением, что это станет неотъемлемой частью их бытия. Единственным спасением для них будет насильственное освобождение, когда их вынудят расстаться со своим привычным положением.
Поэтому духовный учитель без устали подталкивает нас вперед, одаривая любовью. Такая попытка побудить нас к движению вперед – также проявление любви Бога. Это помогает нам понять, что у всех нас есть сила. Ее дал нам Господь. Если мы не используем ее, мы станем все время отворачиваться от любви и заботы Бога. Вот почему духовный учитель не позволяет нам удовлетворяться нашим притворством. Он не хочет, чтобы мы улыбались, отпустив веревку или вовсе не обращая на нее внимание. Мы взывали о помощи и схватились за веревку – теперь в игру вступает и оказывает помощь фактор времени. Однако, как только веревка спустилась на дно колодца, мы должны схватиться за нее и не отпускать, или, другими словами, развиваться духовно. Если мы не хватаемся за нее и упускаем возможность выбраться из колодца, через какое-то время мрак и беспокойства доведут нас до состояния психической невменяемости. Порой мы можем испугаться такого состояния и от страха не удержим веревку, что заставит нас двигаться вспять, чтобы получить хоть какое-то облегчение. Но, в любом случае, у нас есть способность и возможность все изменить.
Вопрос/Ответ
Вопрос: В своих попытках притворяться благотворным образом, действуя как преданный, хотя внутри и не ощущаем этого, мы можем порой попытаться убедить окружающих, что уже достигли желаемого уровня. Не могли бы вы сказать несколько слов об этой опасности?
Ответ: В этом случае вы лицемерите, поскольку хотите, чтобы вами восторгались. Мы же говорим о действиях, или притворстве, которое в конце концов погрузит вас в реальность. Вы сами станете этим. Сейчас вы, может быть, не испытываете этого постоянно, но делаете вид, что находитесь в таком настроении. И это настроение действительно приходит. Мы не пытаемся лицемерить, чтобы завоевать дешевую популярность или заставить кого-либо служить и подчиняться нам. Мы говорим о том, как важно быть самим собой в настоящий момент, чтобы в конечном итоге это продолжалось вечно.
Для сравнения можно взять пример новобранца. Став солдатом и надев форму, человек будет делать вид, что он бравый, честный и умелый воин, обладающий всеми замечательными качествами ратника. У такого новобранца может еще возникать желание сделать какую-нибудь глупость, к чему его побуждают его прошлые привычки, но теперь он вынужден притворяться благородным солдатом и по-настоящему войти в это настроение. Он не просто хочет пустить пыль кому-нибудь в глаза, показав, какой он бравый; он действительно хочет стать таким, и потому притворяется правильным образом. Пройдет время, и его притворство перерастет в настоящие качества доблестного воина.
Вопрос: Вы сказали, что все, что случается с нами, зависит от того, что мы хотим, и от того, что мы заслужили. А есть ли события, которые не зависят от наших желаний или нашей кармы?
Ответ: Всевышний может поместить нас в ту или иную ситуацию, которая не будет непосредственно связана с нашей кармой, но будет отвечать общему направлению нашей деятельности. Например благодаря своим возможностям и своей карме мы хотим и заслуживаем быть учителем или помощником других, что означает, что нам необходимо обрести тот или иной опыт, связанный с нашим призванием, а не с определенным видом кармы. Такой опыт в конечном итоге поможет нам проникнуться состраданием к другим и помогать тем, кто страдает от этой кармы.
Порой события нашей жизни являются отзвуком не наших действий, а наших качеств. Когда у человека есть качества учителя, он обретет соответствующий опыт, что подготовит его к тому, чем он станет заниматься в будущем. И все это основано на качествах человека, которые в свою очередь зависят от того, что он заслужил и чего хочет. Многие люди, в том числе псевдо-спиритуалисты, прямо или косвенно обвиняют Господа в своих бедах; они обманщики, привыкшие вымещать свою злобу на Боге. Такие люди клеймят Бога, стоит лишь в их жизни начаться событиям, которые, по их мнению, не имеют ничего общего с их качествами, мыслями или поступками. В результате они уверены, что Бог обманул их или совершил ошибку.
Всегда помните, что пути Верховной Личности Бога неисповедимы. Например, у кого-то злая мать, хотя сам человек обладает всеми возвышенными качествами. Из ведической истории мы знаем о Прахладе Махарадже, маленьком невинном мальчике, чьим отцом был демон. Но не поступки Прахлады в прошлом привели его в семью демона, а его качества – так весь мир узнал, как можно сохранить чистоту помыслов даже во враждебной среде. У матери может родиться слепое дитя, за кем она будет ухаживать всю свою жизнь. Но это не значит, что мать расплачивается за свои грехи; ее качества и желания наряду с тем, что она заслужила, позволили ей иметь дитя, которое поможет ей развить больше сострадания и внимания к нуждам других. Нас не всегда учат так, как мы бы того хотели. Причиной той или иной ситуации становится определенная черта нашего характера или наше желание.
Карма не ошибается, и уж тем более не ошибается Всевышний. Вот почему мы обращаемся к Нему, называя Его summum bonum, Абсолютной Истиной. Когда люди считают свои проблемы неразрешимыми, это значит, что у них нет веры в Бога. Когда они думают, что не заслужили той или иной проблемы, они, на самом деле, богохульствуют, считая Бога нечестным. Вот почему мы изучаем жизни всех великих преданных из всех варн (сословий) и ашрамов (духовных укладов жизни), которые прошли через огонь, воду и медные трубы, но сохранили свою любовь и веру в Бога. Они ни на минуту не прекращали славить Бога, независимо от того, какие испытания Господь приготовил для них. Они были неизменно благодарными и внимательными.
Нам следует на деле развить такую глубину понимания, если мы хотим вернуться в духовный мир. Пока мы по-настоящему не разовьемся духовно, мы будем продолжать страдать. Держась за веревку, мы почувствуем боль и напряжение. Когда боль станет нестерпимой, мы отпустим веревку и свалимся вниз. Мы набросимся с обвинениями на тех, кто стоит наверху у колодца, ругая их за наше падение, или, потеряв энтузиазм, начнем повсюду искать недостатки и утратим веру. Все эти неблагоприятные умонастроения разовьются из-за нашей склонности к обману, что так же связано с нашим выбором и нездоровым притворством. Мы усложняем простые и важные вещи – такова природа майи. Она возводит столько преград между нами и вечно обновляющейся любовью Кришны. Самсара, повторяющиеся рождение и смерть – вот удел тех, кто не избавляется от всего наносного, что мешает нам всерьез взывать к Господу и приклонять слух к Его посланию.
Вопрос: Мне кажется, что разница между благотворным и неблаготворным притворством определяется верой.
Ответ: Да, это зависит от того, в кого и во что мы верим, а также от качества этой веры. Каждый верит в кого-то или во что-то. Вера может быть навязана гунами невежества, страсти или благости, вместе с тем вера также может быть направлена на трансцендентное. С кем и с чем связана наша вера будет определяющим фактором в нашем жизненном опыте, откровениях и уровне духовного развития. Слабая, нестойкая вера приведет к неблаготворному притворству, тогда как сильная, зрелая вера, позволяя нам представить себе будущее, с нетерпением ожидать его и устремляться к нему, приведет нас к благотворному притворству.
Вопрос: Вы говорили о важности отождествления себя с качествами сат-чит-ананда-виграхи, и объясняли это в связи с мана-севой. При этом вы подчеркнули важность руководства на этой стадии. Не могли бы вы подробней рассказать об этом?
Ответ: В Харинама-чинтамани, замечательной книге, посвященной силе повторения святого имени Господа, ее автор, Харидас Тхакур, рассказывает, каким образом духовный учитель раскрывает своему ученику его изначальную сварупу, или его вечную сущность рядом с Кришной в духовном мире. Хотя ученик все еще пребывает в материальном теле, есть правила и духовная наука, направляющие ум таким образом, чтобы постепенно становилось ясно, кем изначально мы являемся в духовном мире. В этой книге также объяснено, каким образом духовный учитель показывает нам, что нас ждет. Это похоже на то, как портной шьет костюм. Когда костюм готов, от нас теперь зависит, надеть его или попросить сделать кое-какие изменения. Все это – часть сокровенной эзотерической науки. Это часть нашей традиции, Гаудийа-вайшнавизма, однако этим нельзя заниматься легкомысленно и не освободившись от греховных устремлений.
Наш духовный учитель не уделял этой теме много внимания, поскольку в то время существовало множество сахаджиев, спиритуалистов, отклонившихся с пути. Такие люди пытались воспользоваться этой наукой без должной адхикары, квалификации, и потому становились лицемерами, вместо того, чтобы трансцендентно притворяться или сосредоточивать свой ум на духовном. Тот, кто хочет по-настоящему заниматься такой деятельностью, должен вначале воспитать свой ум и обрести необходимые качества и культуру. Тогда, хотя тело продолжает активно действовать в материальном мире, наш ум устремляясь ввысь, пробивается сквозь гуны материальной природы, и события в нашем непосредственном окружении перестают порабощать нас.
Вопрос: Спасибо вам огромное за обсуждение этих вопросов. Был момент, когда вы стали говорить о том, как углублять свою духовную жизнь. Считаете ли вы, что в духовном развитии важную роль играют молитвы, воспевание, поклонение и следование указаниям духовного учителя?
Ответ: Да, мы должны уделять внимание всем этим аспектам садхана-бхакти, культуры преданности, но вместе с тем у нас должна быть лаульям, духовная ненасытность. Необходимо осознать важность этого чувства ненасытности. Видение возможностей и понимание природы врагов ума помогут нам усилить духовную ненасытность. И когда это произойдет, мы сможем уйти в сторону от прежней кармы и безумных мыслей. Множество внутренних проблем развиваются, когда мы смиряемся с посредственностью и неудачей. Нам станет проще достичь успеха и победы, если мы поверим в истинную природу нашего подлинного «Я». А сейчас мы просто отстраняем себя от того, что вполне доступно.
Принятие своего истинного «Я» послужит нам ориентиром в признании силы, заложенной в нас. Наше «Я» будет ориентиром в поисках любви, которая здесь, рядом с нами, хотя мы постоянно отвергаем ее существование. Мы возвели столько преград, позволив тлетворным влияниям, таким как хронические тревоги, страхи, жадность, стрессы после травм, мания преследования, боязнь, депрессия, гнев, похоть, зависть и все виды иллюзий завладеть нашим умом. Но раз уж у нас хватило сил приютить у себя этих врагов, мы также можем принять решение их прогнать. Мы использовали свою свободу воли, чтобы пригласить и полностью отождествить себя с этими нездоровыми ощущениями, не понимая, что вполне способны отстраниться и распрощаться с ними. В результате у нас может появиться энтузиазм и ненасытность, чтобы убрать с дороги все неблагоприятное и обратить свой взор к тем вещам, которые правильным образом вдохновят и наделят нас силой.
Однако, считая изменения невозможными, о чем шепчет нам наш нездоровый внутренний диалог, мы останемся лицемерами и продолжим влачить жизнь обывателя, несмотря на разговоры об истинном «Я», которые иногда будем вести. Какое-то время мы будем держаться за веревку, но, не поверив в то, что действительно можем выбраться из колодца, стоит лишь все время карабкаться вверх, мы позволим ограниченному и тесному колодцу поработить нас. В конце концов мы свыкнемся с мыслью, что эта неестественная ситуация – наше вечное бытие. Как только мы отпустим веревку, мы либо потеряем шанс на освобождение, либо настолько расстроимся из-за неудачи, что утратим энтузиазм, начнем поносить и оскорблять других, делая их козлами отпущения. В большинстве случаев нас ждет еще одна жизнь и еще одно тело, в котором нам будет выделено новое поле деятельности. Мы получим еще одну возможность схватиться за веревку, и есть надежда, что на этот раз мы будем держаться за нее очень крепко.
Вопрос: Правильно ли я понял с ваших слов, что мы должны твердо уверовать в то, что имеем возможность развить полноценное сознание Бога уже в этой жизни, и тогда такие мысли позволят нам осуществить это на практике?
Ответ: Совершенно верно. Следует обратиться к доступной всем нам реальности и стать духовно ненасытным! Если мы не верим, что реальность или возможности даны нам, разве мы станем идти к этой цели? Неверие указывает на то, что наш внутренний диалог строится вокруг недостатков, поражения и ограничений. Мы просто начинаем думать, что Господь обходится с нами несправедливо. Даже если вслух мы говорим другое, мы все еще не притворяемся должным образом и не меняем своего умонастроения.
Вопрос: Бывает ли так, что Кришна забирает у нас свободу воли? Великие души молятся Кришне, чтобы Он никогда не позволял им забыть Его, но ведь они занимаются преданным служением, как я понимаю, по собственной свободной воле.
Ответ: Если я веду машину, но затем останавливаюсь и передаю ключи вам,- в этот момент я, в каком-то смысле, вручаю вам свою судьбу. Я передаю вам полномочия. Разумеется, Кришна – идеальный водитель, и мы можем передать Ему нашу свободу воли и позволить Ему сесть за руль. На самом деле мы не расстаемся со свободой воли, хотя и молимся: «Дорогой Господь, возьми мою свободу воли». В действительности, и эти слова позволяют нашей свободе воли находить свое высшее выражение. Сплотив всю свою энергию и сознание, мы берем эту свободу и передаем ее Господу. Мы отдаем ключи Господу, позволяя Ему править, поскольку понимаем, что лучшего водителя нам не найти. В результате мы прибываем к пункту назначения быстрей и без аварий, поскольку Господь умеет править лучше всех.
Большинство людей не отдают свои ключи, поскольку им хочется самим определять свою жизнь и судьбу. Не умея толком управлять машиной, они все же хотят сесть за руль. Они полагают, что, крутя баранку, они находятся в лучшем положении, и не понимают, что таким образом лишь ограничивают себя, ибо лишены знаний и умений. Поэтому тот, кто позволяет Господу сесть за руль, действует, как Его марионетка.
Помните, что из всех анг, составных частей бхакти, самой главной является сварупа-лакшана, главное качество вайшнава, которое заключается в его полной зависимости от Господа. В высшем понимании, на самом глубоком уровне самоосознания все зависит от того, насколько хорошо мы понимаем эту основополагающую истину. Непонимание этой истины приводит нас в майу. Если у Бога есть все замечательные качества, то наша формула – идеальная. Конечно, если Бог не любит нас и не заботится о нашем благе, как никто другой, то это в корне меняет дело. Но, будучи уверенным в том, что Он – абсолютное благо, мы разовьемся настолько, насколько положимся на Него. Если Он не обманул нас, обещая отвечать в зависимости от уровня нашей преданности, то и достигнем всего в соответствии с уровнем нашей преданности.
Выбор, который мы делаем, и желания, которые мы лелеем, формируют то, что мы заслуживаем. В сущности, наивысшее выражение свободы воли – вручить эту свободу Господу. У каждого из нас есть выбор. Но мы уже устали сами отыскивать дорогу. Мы хлебнули горя и потому поверили в сиддханту (духовные истины) и теперь готовы шагнуть в неизведанное. Для того, чтобы сделать это, нам необходимо принять и поверить в силу, сострадание и любовь к нам Господа.
Вопрос: Не могли бы вы объяснить разницу между заторможенностью и стабильностью? Если говорить в автомобильных терминах, то невозможно все время ехать на одной и той же передаче, особенно когда дорога идет вверх.
Ответ: На одной передаче далеко не уедешь, это так; мы просто вынуждены будем переключаться на другие передачи. До тех пор, пока мы остаемся в материальном мире, нас будет преследовать двойственность. Пока мы не очистимся до конца, двойственность будем влиять на нас. Кришна говорит, что тот, кто не делает различий между радостью и печалью дорог Ему. Он не говорит, что мы не будем подвергаться влиянию двойственности окружающей среды или что двойственность не будет доставлять нам беспокойств. Мы привыкли использовать термин «стабильность», в позитивном смысле, хотя на самом деле стабильность опасна. Человек не может оставаться стабильным, не делая шагов вперед. Стабильность – это уход от иллюзии, но без сильного рвения; мы просто уворачиваемся от ее сетей. Стабильность – шаткое положение, поэтому следует пойти дальше, ибо мы желаем делать большие шаги и мчаться вперед на большие расстояния.
Приведу пример: если я хватаю вас за руку и тяну, ваша стабильность будет заключаться в том, чтобы направить такое же количество сил, чтобы остаться на месте. Я не смогу сдвинуть вас с места, если вы будете прилагать достаточно сил и тянуть в свою сторону. Вы останетесь там, где стояли. Но если ваша стабильность будет заключаться в том, что вы просто будете стоять на месте, быть может, мне удастся оттащить вас оттуда. Подобным же образом, если мы идем вперед не спеша, то, на самом деле, не идем никуда, поскольку вероятность падения или греха остается очень большой. Следует бежать, что есть сил, чтобы действительно оставить позади грехи и иллюзию, те силы, что тянут нас вспять.
Этим можно подвести итог нашему разговору. Если мы не идем вперед, мы падаем. Если у нас нет серьезной веры, для нас откроется множество возможностей сознательно или несознательно притянуться к майе, и мы наверняка начнем попутно обвинять во всем Верховного Господа. Если нам не удастся всем сердцем поверить, что Бог – высший правитель и благожелатель, мы не поверим и в то, что можем повлиять на перипетии нашей жизни и преодолеть их. Так мы сохраним нездоровую привычку притворяться бессильными.
Вопрос: Во время вашей лекции у меня возник один гипотетический вопрос. Скажем, преданный послушно притворяется, направляя свои мысли и поступки в верное русло, но затем наваливаются три гуны природы и побеждают преданного. Преданный не хочет, но вынужден действовать тем или иным образом, что приводит его к падению, и он уже не считает себя настоящим преданным. Он или она видят, что их поступки неправильны, и в результате этого съезжают вниз на какое-то время. Что вы могли бы посоветовать преданным, оказавшимся в таком положении?
Ответ: Именно поэтому мы говорим, что и успех, и неудача могут привести к заторможенности. Достигнув успеха, мы можем расслабиться и продолжать действовать по инерции, не делая дальнейших шагов и не готовясь серьезно к следующей битве или проблеме. А когда мы терпим неудачу, мы порой укрепляемся в мысли, что являемся неудачником, вместо того, чтобы понять, что это была всего лишь ошибка. Поэтому следует постараться жить здесь и сейчас и чаще думать о своем истинном «Я». Нет ничего удивительного, что карма и гуны беспокоют нас; настоящие проблемы начинаются, когда мы считаем мирскую двойственность единственнной реальностью. Например, нам может показаться, что зима никогда не кончится, хотя она является одним из времен года. На самом деле мы знаем, что зима с ее морозами и снегопадами реальна, но реальность эта носит временный характер. Поняв этот факт, мы станем с еще большим нетерпением ожидать прихода лета. В будущем мы станем готовиться к зиме заранее, чтобы свести неприятные ощущения к минимуму.
Поэтому, даже если мы стали притворяться неблагоприятным образом и позволили врагам ума схватить себя, они не смогут полностью полакомиться нами, поскольку мы знаем, что просто потеряли контроль. Теперь нам осталось лишь возвратиться на свой путь. Мы знаем, что всего лишь забыли о своем истинном «Я» и вернулись к некоторым из прошлых привычек. Эти привычки, к счастью, не являются нашей подлинной сущностью, и мы можем отстраниться от них. Бывают времена, когда мы топчемся на месте или когда тяжкая карма прошлого уносит нас прочь. Наша непроявленная карма падает, как снег на голову, но это только один из поворотов судьбы, а не вся наша судьба, и не будет длиться вечно. Это тот поворот судьбы, который мы должны пережить в настоящий момент времени. Если мы по-новому взглянем на реальность сегодняшнюю, наше будущее также изменится.
Вот почему я цитировал стих, где объясняется, что трудности не обязательно уйдут сразу, и человек должен продолжить путь с верой и решимостью, невзирая ни на что: «Мой дорогой Господь, человек, который терпеливо ждет, когда же Ты одаришь его Своей милостью, продолжая тем временем смиренно сносить последствия своих дурных поступков в прошлом и поклоняться Тебе всем своим сердцем, словами и делом, воистину достоин освобождения, ибо оно становится его законным правом» Шримад Бхагаватам 10.14.8
Правильное подключение к системе еще не является гарантом избавления от всех проблем. Это может случиться и быстро, как с Дхрувой Махараджем, однако такие случаи очень редки. Независимо ни от чего, мы должны продолжать свой путь, зная, что вхождение в царство Бога станет нашим законным правом. В этой молитве подчеркивается, что мы можем действовать правильно, но результаты не дадут о себе знать незамедлительно. И если у нас есть вера и понимание, мы сможем дождаться, пока все не переменится.
На удивление все упирается в веру; без должного уровня веры нам не выстоять против трудностей. Вы можете обладать истинным знанием, но без должной веры не сможете действовать в соответствии с этим знанием – ум начнет искать причины, по которым вам следует отвергнуть эти явные истины. Вера – это также часть прошлой кармы и нынешних желаний, и именно вера определяет, до какой степени Господь помогает нам, ибо веру по большей части внушает нам Господь, находящийся в сердце. Вера является критерием, по которому различают преданных высшего, среднего и начального уровней. Все зависит от качества нашей веры. Вера определяет, до какой степени мы делаем вид, что являемся кем-то другим или самим собой. Она же определяет степень участия Верховного Господа в нашей жизни. Господь уже все устроил для нашего вызволения из колодца, однако большинство из нас не обращают внимания на Его милость или принимают ее лишь на время и легкомысленно. Господь – лучший водитель, который без происшествий довезет нас до дома, но если мы продолжаем притворяться, что лучше нас никто не может управлять, то мы соглашаемся на худшее.
Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 5: Превращение ума в своего лучшего друга»