Вся аюрведическая мудрость, которой в настоящее время располагает человечество, покоится на 2-х столпах – Шрути и Смрити, или письменных источниках и знаниях, изустно передаваемых от учителя к ученику. Большинство сохранившихся до настоящего времени аюрведических текстов открыты для всех желающих и не являются тайной за семью печатями, в отличие от опыта и знаний, передаваемых непосредственно учителями Аюрведы.
Как известно, изначально аюрведическая медицина состояла из 8 частей:
- общая терапия
- хирургия
- лечения болезней головы
- демонология
- педиатрия
- токсикология
- герантология
- сексология
Среди древних мудрецов, развивающих эти отрасли Аюрведы и оставивших после себя базовые аюрведические тексты, наиболее известны Атрея, Харита, Чарака, Бхела, Кашйапа и Агнивеша. Некоторые тексты, написанные ими в незапамятные времена, к сожалению, были утеряны, а многие – переведены на китайский, тибетский и персидский языки, положив основу тибетской медицины или дополнив китайскую и персидскую медицины.
Аюрведические тексты дошли до нашего времени в виде рукописей, написанных на санскрите на коре деревьев, пальмовых листьях или на древней бумаге. Так как со времени их написания в Индии появилось более 15 различных языков и алфавитов, то писцы, которые их переписывали с санскрита, пользуясь своим родным алфавитом записывали их на местном наречии, поэтому рукописи, найденные, например, в Бенгалии, будут написаны на бенгальском, а в Керале – на языке малайялама, однако, при прочтении вслух они будут звучать полностью идентично.
Первый перевод Сушрута-самхиты был сделан на персидский язык по указу калифа Мансера, жившего около 753-774 года н. э.. Учитывая, что Кашмир и Бенарес, центры индийской культуры и науки, остались не захваченными персидскими армиями, этим же указом он обязал привезти из индийской провинции Синд в Багдад вместе с посольским обозом индийских врачей и книги по медицине и другим наукам. Калиф Харан, живший около 786-808 года н. э., назначил индийских врачей работать в багдадских больницах и обязал их продолжить перевод на арабский язык медицинской, фармацевтической, токсикологической и астрологической литературы. Бируни, будучи членом халифского суда при калифе Махмуд Газни, жившем около 997-1030 года н. э., упоминает о начале перевода Чарака-самхиты, сетуя на ошибки переводчиков. Первый европейский перевод Сушрута-самхиты был сделан на латинский язык Хесслером в начале 19-ого столетия. Первый полный английский перевод был сделан Кавираджом Канджой Лалом Бхайшагратной. Он был издан в 3-х томах в 1907 в Калькутте.
Все аюрведические тексты подразделяются на 3 категории:
- Основная тройка – Брихаттрая: Чарака-самхита, Сушрута-самхита и Аштанга-хридаям-самхита
- Легкая тройка – Лагхутрая: Шарангадхара-самхита, Мадхава-ниданам-самхита и Бхавапракаша
- Дополнительные произведения
Основные тексты – Брихата-трая
Чарака-самхита
Чарака-самхита – основополагающий и самый главный из аюрведических текстов. Написанный в незапамятные времена, он открывает Брихата-траю – композицию из 3-х наиважнейших аюрведических текстов. В отличие от Аштанга-хридаям-самхиты или Бхела-самхиты, Чарака-самхита является достаточно сложным текстом – если Аштанга-хридаям-самхиту считают букварем аюрведической науки, то Чарака-самхиту – учебником высшей математики. Сложен и язык, которым Чарака раскрывает глубину аюрведических знаний.
Доподлинно известно, что Чарака, автор Чарака-самхиты – первый человек, который услышал и записал аюрведическое знание, поведанное Господом Атреей Пунарвасу. Бхавамишра, комментатор на Чарака-самхиту, пишет, что Чарака является воплощением Шеща Нага – Великого Змея. Точно установить даты жизни Чараки не представляется возможным, равно как и даты написания Самхиты. Некоторые исследователи утверждают, что он жил в третьем тысячелетии до рождества Христова, другие считают, что он родился во втором столетии нашей эры, а европейские исследователи древней Индии и санскритской литературы относят время жизни Чараки к периоду династии Гупты, мотивируя это тем, что Чарака-самхита крайне редко упоминается в более ранних трактатах. Единственное, что можно точно сказать – он был учеником мудреца Агнивеши – автора Агнивеша-тантры. В противовес этому, одни современные ученые, придерживающиеся атеистических настроений, считают, что Чарака как таковой не существовал, а текст был написан несколькими аюрведическими врачами, а другие проводят параллели между Чаракой и Патанджали, автором Йога-сутры. Достоверно можно сказать только то, что Чарака жил в незапамятные времена, был учеником Агнивеши и одним из первых учителей Атрея-парампары – цепи ученической преемственности, идущей от Господа Атреи. Так или иначе, единственным источником информации об авторе в самом тексте Самхиты является последняя шлока каждой главы, где указывается ее название и номер, а также имя автора трактата.
Чарака – не только великий врач, но и моралист, стремящийся поддержать духовное и нравственное здоровье людей. В своем трактате он дает множество морально-нравственных наставлений и объясняет связь между греховной деятельностью и болезнью.
В соответствии с собственным утверждением Чараки, его Самхита не является изначальным текстом, а адаптацией, комментарием на Агнивеша-тантру, и основу Чарака-самхиты составляет учение мудреца Атреи, обращенное непосредственно к своему ученику и учителю Чараки – Агнивеше. Агнивеша поведал Чараке древние знания после своего разговора с Господом Атреей, поэтому Чарака-самхита написана в форме диалога между Атреей Пунарвасу и Агнивешей.
Текст Чарака-самхиты состоит из 8 глав, или стхан:
- Сутрастхана, или общий раздел, посвященный общим и философским вопросам Аюрведы, диетологии, обязанностям врача и другим темам.
- Ниданастхана – общая нозология главных 8-ми болезней.
- Виманастхана – раздел, посвященный 6-ти вкусам, пище, общей патологии и обучению медицине.
- Шарирастхана – анатомия и эмбриология.
- Индриястхана – диагностика и прогноз течения заболевания.
- Чикитсастхана – специальная терапия.
- Кальпастхана и Сиддхастхана – разделы, посвященные общей терапии и очистительным процедурам.
Самый древний из сохранившихся комментариев на Чарака-самхиту выполнен Чакрапани Даттой около XI века н. э. и называется Аюрведадипика. Чаракататпраятика – второе произведение Чакрапани Датты, также являющееся собранием его комментариев на Чарака-самхиту. Врач Дридхабала, живший, скорее всего, между IV и V веками, многое добавил к первоначальному тексту, «завершив» работу над текстом, который, по-видимому, казался ему неполным.
Сушрута-самхита
Сушрута-самхита – самый известный древнеиндийский трактат по хирургии, написанный и в стихах, и в прозе. В настоящее время существует 2 редакции Сушрута-самхиты, практически не отличающиеся друг от друга.
Также как и Чарака-самхита, Сушрута-самхита начинается с истории происхождения аюрведической системы медицины. Учителем Сушруты является Махараджа Дэвадаса, правитель Бенареса, воплощение Господа Дханвантари, Божественного хирурга. О жизни Сушруты достоверной информации не имеется. В Махабхарате (М.Б.13.4.55.) говорится, что Сушрута является сыном мудреца Вишвамитры. С санскрита имя Сушрута можно перевести как «тот, кто хорошо слышит» или «тот, кто постиг услышанное».
- Первый раздел Самхиты – Сутрастхана, или вводная часть, – рассматриваются общие вопросы Аюрведы.
- Второй – Ниданастхана – посвящен проблемам нозологии и патогенеза.
- Третий – Шарирастхана – анатомия и эмбриология.
- Четвертый – Чикитсастхана, или общая терапия.
- Пятый – Кальпастхана, или токсикология.
- Шестой, заключительный раздел.
- Уттаратантра, или дополнителнения, является более поздним добавлением в Самхиту и посвящен болезням глаз и вопросам, не освещенным в основном разделе.
Сушрута-самхита написана смешанным стилем – часть шлок в стихах, а часть – в прозе.
Самые первые комментарии на Сушрута-самхиту написаны Джаййатой (Джайджджатой или Джаджетой) и Гаядасом, к сожалению, не дошли до нашего времени. Из доступных комментариев самые ранние – Бханумати Чакрадатты и Нибандха Самграха Далханы, написанные в XI и XII столетии соответственно. Другие известные комментаторы Сушрута-самхиты – Гаядаса (X столетие н. э.) и Каннада (XII столетие н. э.). В VII-VIII в. н. э. Сушрута-самхита была известна не только на территории Индокитая, но во всей Аравии и даже в Европе. Первый перевод Сушрута-самхиты на иностранный язык был заказан калифом Мансером в середине VIII века.
Аштанга-хридаям-самхита
Аштанга-хридаям-самхита – сердце 8-ми частей Аюрведы – квинтэссенция всего аюрведического знания и один из наиболее авторитетных текстов по древнеиндийской медицине. Благодаря краткому, сжатому изложению аюрведической парадигмы, четко выдержанной последовательности расположения глав и разделов, прекрасному поэтическому слогу, Аштанга-хридаям-самхита занимает законное место среди Брихата-траи – 3-х главнейших аюрведических трактатов. Поистине, она – само воплощение Аюрведы, угождающее потребностям студентов, ученых, фармацевтов и практикующих врачей. Стиль изложения и легкость понимания материала делает Аштанга-хридаям-самхиту букварем аюрведической науки.
Автор Аштанга-хридаям-самхиты не оставил о себе никакой информации, кроме того, что его звали Вагбхата и что он был сыном аюрведического врача по имени Симхагупта; из древних комментаторов на Аштанга-хридаям-самхиту никто не написал биографии ее создателя, поэтому историки, как индийские, так и европейские, пытавшиеся идентифицировать его личность, не смогли прийти к общему мнению и даже приблизительно описать историю его жизни. Некоторые авторы считают, что Вагбхата жил в Каши – Бенаресе, но эта информация не является полностью достоверной – она не может быть доказана или опровергнута.
Помимо Аштанга-хридаям-самхиты перу Вагбхаты приписывают еще несколько произведений, но подтвердить его авторство не представляется возможным.
Второстепенные тексты – Лагху-трая
Мадхава-ниданам-самхита
Рога-винишчая – текст, более известный под названием Мадхава-ниданам-самхита, считается самым лучшим и доступным для понимания вопросов этиологии и нозологии болезней среди древних аюрведических текстов. Написанный Мадхавакарой, точная дата жизни которого окончательно не установлена, он драгоценным камнем сияет среди текстов «Лагху-траи» – вторичных аюрведических текстов. Можно сказать, что Мадхава-ниданам-самхита состоит из обработанных Мадхавой шлок, посвященных этиологии болезней, взятых из основных аюрведических текстов, существующих на момент написания Самхиты и собранных в 70 глав.
Современные историки не смогли точно датировать момент написания Мадхава-ниданам-самхиты и составить жизнеописание ее автора. Известно только, что его звали Мадхавакара и он был сыном Индукары, врача-алхимика, одного из авторитетнейших комментаторов на Аштанга-самграха-самхиту. Из-под его пера вышли такие тексты, как Мадхава-чикитса и Йога-вьякхья, а также комментарии на Сушрута-самхиту под названием Сушрута-шлока-вартика. Косвенные данные говорят о том, что он жил в Бенгалии или на востоке индийского субконтинента. Так или иначе, работа Мадхавакары к IX веку уже была известна, ведь она была среди источников, цитируемых в арабском тексте об индийской медицине, написанном примерно в 850 г. аль-Табари «Фирдоус аль Хикма», или «Рай Мудрости». Благодаря этой работе Мадхава-ниданам-самхита стала известна и знаменитому аль-Рази, жившему в конце IX – начале X века.
На Мадхава-ниданам-самхиту существует множество комментариев (например, Мадхукоша (до главы «Нозология конкрементов»), написанный Виджаем Ракшитой, Мадхукоша (после главы «Нозология конкрементов»), написанный Шрикантха Даттой, Атанка Дарпана, написанный Вачаспати), его авторитетность и значимость даже с древних времен была признана не только аюрведическими врачами, но и врачами персидской медицины – первый иностранный перевод Мадхава-ниданам был выполнен именно на персидский язык во времена халифа Харун-аль-Рашида (около 790 года н. э.).
Бхавапракаша
Бхавапракаша, или «Разъяснение состояний» – трактат, написанный врачом Бхавамишрой, жившем в XVI веке, скорее всего в Магадхе или Бихаре, был очень популярным среди аюрведических врачей того времени. Бхавамишра был первым индийским автором, описавшим сифилис, которым, как он утверждал, можно было заразиться из-за половых связей с чужеземцами с Запада, которые считались греховными. Санскритское название, которое он выбрал для этого заболевания – Пхиранга-рога, напоминает название «французская болезнь», термин, используемый среди арабских врачей. Его способы лечения Пхиранга-роги включали использование ртутных и свинцовых препаратов, полового воздержания и гигиенических процедур, в частности, омовение половых органов насыщенным отваром Трипхалы. Другие важные новшества в работе Бхавамишры включают описание противозачаточных средств и первое четкое описание болезни латиризм, или паралич ног, вызванный поеданием в пищу чины посевной.
Текст состоит из 3 кханд, или частей, первая из которых включает в себя 2 раздела. Основных комментария два – Дэвала-локана, написанный Шри Ранавира Симхой и Садвайдья-сиддханта-ратнакара, написанный Джаядэвой.
Шарангадхара-самхита
Шарангадхара-самхита – аюрведический текст, описывающий приготовление аюрведических препаратов как для внутреннего применения (бати, чурны, ришты и т. д.), так и для проведения процедур очищения организма. Как и в большинстве аюрведических трактатов, в тексте Шарангадхара-самхиты встречается только косвенное упоминание об ее авторе – в конце каждой главы сказано, что она написана Шарангадхарой. Комментаторы Самхиты также не дают подробной информации об ее авторе, поэтому точной и достоверной информации о жизни Шарангадхары не сохранилось. Имя Шарангадхара было достаточно распространенным в средневековой Индии, и в тот промежуток времени, когда предположительно жил автор Шарангадхара-самхиты, творили около 8-ми врачей-кавираджей, написавших такие произведения, как Шарангадхара-тришати (текст, посвященный лихорадкам), Шарангадхара-паддхати (компиляция из более ранних трактатов обо всех разделах медицины – от токсикологии до магии и демонологии) и Сангита-ратнакара (текст о гармонии в музыке и в мире, включающий описание пульсов, тридоша и т. д.), поэтому идентификация личности автора Шарангадхара-самхиты еще более усложняется. Дата написания текста также рассчитана с большой натяжкой.
Текст Шарангадхара-самхиты состоит из 3 разделов:
- Пратхама-кханда – посвящена общим вопросом сбора лекарственных растений, мерам и весам, общей диагностике, анатомии и нозологии.
- Мадхьяма-кханда – посвящена технологии приготовления тех или иных лекарственных форм и рецептуре.
- Уттара-кханда – описывает очистительные процедуры.
Общее количество глав в тексте – 32, число шлок – 2600. Основных комментариев – 4, самый ранний из которых написан Бопадэвой, сыном Кешава Пандита.
Дополнительные тексты
Бхела-самхита
Бхела-самхита, написанная мудрецом Бхелой, наравне с Чарака-самхитой, Кашьяпа-самхитой и Вангасена-самхитой является одним из самых древних аюрведических текстов. Чарака, упоминая Бхелу, пишет (Ч.С.1.1.32.), что он является одним из прямых учеников Атреи. Мало того, он один из шести его учеников, получивших благословение записать аюрведическое знание. Кашьяпа упоминает имя Бхелы в главе, посвященной уходу за ребенком и терапевтическим процедурам (К.С.7.1.18.).
Текст состоит из 120 глав, размещенных в 8-ми разделах. Бхела-самхита полностью не сохранилась – часть текста была утеряна, поэтому в оригинальном тексте встречаются пропуски и пробелы.
К сожалению, о жизни самого Бхелы доподлинно ничего неизвестно, приходится довольствоваться только упоминаниями о нем в ведических текстах.
Автор: Матхура Мандала даса
Источник: книга «Фундаментальные основы Аюрведы»