Антоний Великий (родился около 251, Кома, Египет – умер 356, Дейр-Мари) – преподобный, раннехристианский святой, подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.
День памяти святого Антония отмечается 30 января (17 января по юлианскому календарю).
Жизнеописание
Антоний родился в 251 году в Коме (Египет) в богатой семье коптов, принадлежащих к благородному сословию. Мальчик воспитывался в христианской вере. С ранней юности Антоний отличался благочестием. Родители умерли, когда ему было около 20-ти лет и на его попечении осталась маленькая сестра.
В предании говорится, что однажды, когда Антоний зашел в храм, ему послышались слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Услышанное сподвигло Антония следовать этим словам из Евангелия. Он отверг родительское наследство, раздал свое имущество бедным жителям в своем селении. Позднее он услышал слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Поручив заботу о младшей сестре доверенным, известным ему девственницам, он отправился с неким старцем служить Богу.
По прошествии некоторого времени, Антоний покинул старца и стал жить уединенно в Фиваидской пустыне в гробовой пещере, недалеко от своего селения. Позже, он взял полугодовой запас хлеба, и отправился в Писпиру, на берегу Нила. Тут он поселился в разрушенном военном укреплении. В этом уединенном месте он провел около 20-ти лет, лишь изредка общаясь с людьми, приходящими к нему, чтобы его увидеть и услышать. Живя отшельником, Антоний не единожды был искушаем дьяволом. Он положил себе еще более строгие обеты, полностью исключив общение с людьми. Даже с теми, кто к нему приходил, разговаривал только через небольшую дыру, сделанную в стене. Согласно преданиям, в моменты, когда Антоний не выдерживал таких духовных страданий, ему являлся Иисус Христос, говоривший, что Он все время находится рядом. К концу жизни у Антония Великого появились последователи и ученики. Достоверно известно только о 2-х учениках.
Около 305 года, по многочисленным просьбам, Антоний прерывает свое отшельничество. Он занимается организацией монашеской жизни людей, которые последовали его примеру и начали селиться рядом с ним.
В 311 году он пришел Александрию. В то время, при императоре Максимиане, происходили гонения на христиан. Антоний Великий воодушевлял гонимых, приходя в самые опасные места. После того, как преследования утихли, старец в 313 году покинул Александрию, уйдя еще глубже в пустыню – в монастырь около Суэцкого залива на берегу Красного моря в Писпирских горах. Чтобы не брать хлеба у своих учеников, он самостоятельно обрабатывал маленькое поле, выращивая хлеб для себя. Лишь изредка он совершал походы в Фиваду, для посещения своих последователей, для которых он являлся духовным руководителем.
После 70-ти лет отшельничества, Антоний Великий повстречался с Павлом Фивейским, жившим в пустыне около 90 лет, который поведал ему о том, что в Римской империи гонения на христианскую веру закончились и что появилась ересь арианство.
В 350-х годах преподобный Антоний поселился в Александрии, оставив на время свое отшельничество. Оставить уединение он согласился, внемля настоятельному приглашению Афанасия Великого, который хотел, чтобы Антоний принял участие в движении против учения ариан. Последователи арианства, чтобы склонить верующих на свою сторону, говорили, что преподобный Антоний тоже придерживается арианства. Антоний был вынужден лично выступить с отрицанием своей причастности к арианской ереси и в своей речи осудил арианство. Появление старца очень воодушевило людей, они ожидали чуда. После этого выступления Антоний Великий вернулся к себе в пустыню, и в скором времени скончался, в возрасте 105 лет. До самой смерти старец отличался бодрым духом и отличным здоровьем, о чем упоминает святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Антоний повелел своим двум ученикам, бывшим с ним в течение последних 15-ти лет, не раскрывать место захоронения, опасаясь своего обоготворения.
Мощи
Уже в правление императора Юстиниана, в 529 году, его мощи были обнаружены и торжественно перемещены в Александрию. Позже, в 623 году, мощи вторично были перенесены в Константинополь. В 980 году мощи старца перенесли в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) во Франции, где они хранятся в 114-килограммовом ковчеге и в наше время. «Глава преподобного Антония» – череп святого хранится в церкви святого Иулиана, в Арле.
Текст жития Антония Великого
Главным источником информации о житии Антония Великого является одно из величайших произведений аскетической и житийной литературы, древнейшее греческое описание – «Жизнь Антония». Оно принадлежит перу известного греческого писателя, Афанасия Александрийского, и создано им примерно в 365 году. Из всех греческих произведений, описывающих жизнь Антония Великого, в славянском переводе существует только это произведение. Перевод был сделан в Болгарии в связи с участием Антония в антиарианском движении. Святитель Иоанн Златоуст считал, что это произведение обязательно надо прочитать всем христианам.
Святой Афанасий пишет: «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чем однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в деснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами… А что всюду говорили о нем, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его – это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».
Помимо этого описания, упоминания о жизни преподобного старца встречаются в текстах историков церкви: блаженного Иеронима, Созомена, Руфина, Сократа и других.
О мировоззрении Антония Великого можно судить и по произведениям, написанным им лично:
Основатель христианского монашества
Преподобного Антония почитают как отца монашества, несмотря на то, что он не был первым, кто стал жить отшельником в пустыне – и до него во II веке люди уходили в безлюдные места и проживали там продолжительное время, побуждаемые стремлением к аскетичной жизни или скрываясь от гонений. Но именно подвижничество Антония Великого явилось наиболее ярким и воодушевляющим примером пустынной жизни: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Не стремясь к основанию монастырей и роли духовного учителя (авва), тем не менее, именно Антоний и стал наставником для многих своих последователей. Люди шли к нему, и селись вблизи него, привлеченные его духовной мудростью и величием.
Антоний Великий считается родоначальником отшельнического монашества. При этом типе монашества, несколько отшельников поселяются в близости от своего духовного наставника, в пещерах или хижинах. Монахи-отшельники живут отдельно друг от друга, проводя свои дни уединенно, в трудах, молитвах и посте. Такие поселения, объединенные под духовной властью одного руководителя, называются «лаврами».
В тоже время появляется и другой другой род иноческой жизни: последователи объединялись в общину, совместно трудились, подчинялись правилам, разделяли трапезу. Такие общины стали называться «монастырями» или «киновиями». Аввы этих общин стали именоваться «архимандритами», а основателем киновийного монашества считается преподобный Пахомий Великий.
Образ преподобного Антония в искусстве
Антоний Великий почитается как отец монахов и отшельник в восточном Христианстве. Западные христиане чтут его, как чудесного лекаря, обладающего способностью исцелять.
В Средние века популярность личности святого Антония достигла апогея. Около 1070 года был основан орден святого Антония, занимавшийся помощью больным «антониевым огнем» (по разным источникам – это либо гангрена, либо болезнь, вызываемая отравлением спорыньей).
Иконография образа святого Антония многообразна. Это связано с тем, что представители многих профессий – от крестьян до гробовщиков, считали его своим покровителем.
Обязательными иконографическими атрибутами изображений святого Антония считаются Т-образный крест, лев, огонь, свинья и колокольчики, с помощью которых члены ордена святого Антония привлекали внимание при сборе пожертвований.
С XV века наиболее часто встречающийся мотив в изображении Антония Великого стала сцена искушения святого Антония. Среди живописцев, уделявших в своем творчестве внимание изображению святого Антония: Рубенс, Веласкес, Босх, Тенирс Старший, Сурбаран, и другие.