В Аюрведе пациенты получают лечение в соответствии со своей конституцией. Аюрведическое лечение не является симптоматическим, оно проникает в глубины физиологической и психической сущности человека. Целью Аюрведы является не лечение определенной болезни, а восстановление природной гармонии внутри человека. Такой подход проникает в самую суть всех проявившихся у человека заболеваний, в отличие от обычного «лечения болезни», при котором врач применяет ко всем пациентам один и тот же общий симптоматический подход.
Знание конституции человека служит ключом для целостного подхода к лечению и первоосновой всякой профилактики. Рассматривая болезни в зависимости от конституции, мы приходим к пониманию того, почему различные травы воздействуют на одну и ту же болезнь и как одна трава может излечивать многие заболевания.
Согласно Аюрведе, мы воздействуем на преобладающую в индивидуальной конституции дошу с помощью трав и методов лечения, обычно имеющих природу, противоположную ее качествам. Согревающие и осушающие методы терапии применяются для конституции капхи, имеющей тенденцию к холоду и влажности. Согревающие и увлажняющие методы используются для ваты, которая тяготеет к холоду и сухости. Охлаждающие и осушающие методы используются для питты, обладающей горячими и влажными свойствами.
Однако иногда травы, которые увеличивают определенную дошу, могут способствовать и ее лечению. Например, солодка увеличивает капху, но в то же время ее увлажняющее действие разжижает скопления капхи, облегчая тем самым их удаление из тела. Следовательно, если трава может увеличивать определенную дошу, это не означает, что она не может быть использована для терапевтического воздействия на эту дошу. Она может быть полезной при кратковременном использовании или будучи уравновешена другими травами, чьи свойства противоположны этой доше. При выборе методов траволечения и составлении травяных сборов диапазон их воздействия и конечный результат должны рассматриваться целостно.
Индивидуальная конституция и болезненные состояния
Индивидуальная конституция обычно определяет предрасположенность человека к тем или иным болезням. Например, люди конституции капхи обычно склонны страдать от заболеваний, относящихся к капхе,- таких, как простуды и застойные явления. Однако бывают болезни, природа которых отлична от конституции человека. Например, люди типа питты заболевают простудой, характерной для типа капхи. Поэтому при лечении нужно принимать во внимание не только природу человека, но и природу болезни.
На санскрите индивидуальная конституция именуется «пракрити», что значит «природа». Болезненное состояние называется «викрити», что означает «отклонение от природы». При установлении индивидуальной конституции рассматриваются в основном врожденные качества, а также склонности человека, характерные ему в течение всей жизни. Диагностика же заболевания основывается на симптомах, которые носят преходящий, временный характер.
Если лечение травами проводится при острых, преходящих или поверхностных состояниях, то индивидуальная конституция не играет большой роли. Здесь мы можем идти упрощенным путем, то есть лечить непосредственно болезнь. Но для выбора наиболее эффективной терапии при глубоких и хронических заболеваниях, а также при длительном лечении знание конституции весьма существенно.
Болезненные состояния, имеющие иную природу, нежели конституция человека, лечить относительно легко. Болезни той же природы лечить тяжелее, поскольку сама природа человека усиливает болезнь.
Авторы: Васант Лад, Дэвид Фроули
Источник: книга «Травы и специи»