Ментальные типы Йоги и Аюрведы | Асаны и гуны | Фазы практики | Ментальная конституция, согласно тригуне
Чтобы практиковать Йогу, подходящую именно для вашего типа, вы должны сначала суметь определить ваш реальный тип. В этой статье мы будем рассматривать конституциональные типы Йоги и Аюрведы, чтобы позволить вам правильно подобрать упражнения. Существуют 2 уровня йоговской типологии:
- Первый (и более важный с точки зрения духовного аспекта) определяется 3-мя гунами: саттва, раджас и тамас.
- Второй, более важный с точки зрения вопросов здоровья, согласуется с 3-мя дошами: вата, питта и капха.
Гуны представляют ментально-духовную модель, чтобы помочь понять нашу способность к высшим йоговским практикам. Доши отражают психологическую модель, чтобы помочь нам поддерживать равновесие состояний нашего комплекса психики и тела. Оба этих уровня обеспечивают фундамент для практики Йоги, которая отражает и динамику нашего индивидуального духовно-телесного типа, и конкретный уровень нашего спиритуалистического развития.
Йога и Аюрведа определяют человеческую психологию в соответствии с 3-мя великими качествами Первичной Природы (Пракрити): саттва (баланс), раджас (агрессия) и тамас (инерция). Первоначальная природа сознания – это саттва, которая есть ясность, покой и гармония. Однако под воздействием внешних влияний, передающихся через ощущения, сознание приходит в состояние беспокойства (раджас) и теряет свой внутренний фокус, что ведет к внешнему поиску счастья. Со временем это беспокойство приводит к длительной инерции или сопротивлению (тамас), которое означает привязанность к внешнему миру ощущений и невидению внутреннего мира сознания.
Наше обычно ментальное состояние представляет собой комбинацию наших состояний ясности (саттва), волнения (раджас) и скуки (тамас). Йога стремится вернуть сознание к его первоначальному ясному или саттвическому качеству, для того чтобы оно могло воспринимать правду и функционировать как посредник для чистого осознания. Вот почему традиционная Йога так сильно акцентирует развитие саттвы. Чтобы развивать йоговское сознание, мы должны всегда стремиться усилить нашу саттву.
- Если говорить о болезненных процессах, мы можем видеть состояние тамас как негативное болезненное состояние, которое мы хотим исправить,- состояние инерции, или неправильного действия, которое создало и поддерживает наши проблемы со здоровьем.
- Раджас – это активность, которая необходима, чтобы исправить болезнь,- нам нужно применить различные методы лечения и перемены, ломающие болезненную модель.
- Саттва – это новое состояние гармонии, которую мы ищем, чтобы создать то, что свободно от болезни,- состояние равновесия, или свободы от болезни.
Ментальные типы Йоги и Аюрведы
- Саттвические типы. Саттвические личности – миролюбивые, спокойные и внутренне сосредоточенные. У них хорошие мысли и намерения и спонтанно добрые поступки. Они чутки, мягки и неэгоистичны, ставят нужды других прежде своих собственных нужд. Эмоционально склонны сильно любить, быть верными, преданными и удовлетворенными.
- Раджастические типы. Раджастические личности всегда активны и внутренне возбуждены, переходят от одной вещи к другой в поисках осуществления своих желаний. В них много энергии, напора, амбиций и уверенности, но мало миролюбия или покоя. Они продвигают свои собственные интересы, защищают тех, кто им служит, и враждебны к тем, кто им противостоит. Эмоционально они много возмущаются и не любят, когда им создают препятствия в том, что они делают.
- Тамасические типы. Тамасические личности страдают от ментальной скуки, инертности и апатии. У них мало мотивации в достижении и духовных, и материальных целей. Эмоционально они имеют серьезный дефицит чувств и не могут выражать себя гармонично, легко впадают в заблуждение и жестокость. Их жизнь обычно остается в состоянии стагнации, и у них небольшие шансы что-либо изменить в ней или улучшить себя.
Однако мы должны заметить, что качество раджас имеет двойственный потенциал. Оно может двигаться либо вверх, к саттве, либо вниз, к тамас. Активность может помочь нам достичь высшего состояния гармонии и благополучия или может заставить нас создавать негативное состояние инертности, пустой траты энергии. Поэтому управление раджас, или нашей активностью, является главной в гунах.
Асаны и гуны
Согласно классическому тексту Хатха Йоги Прадипика, главная цель практики асан – это «уменьшение качества раджас». Это означает – уменьшать жар, возбуждение и агрессию и создавать покой и мир в теле и сознании. Она требует перехода от возбужденной физической активности в состояние релаксации и покоя, в котором мы должны только сидеть и медитировать.
Однако использование асаны для движения от раджас к саттве предполагает, что человек, выполняющий асаны, уже уменьшил качество тамас, что такие люди избавились от инертности и скуки в теле и сознании. Сегодня это подходит лишь немногим из нас. Большинство людей страдает от тамас из-за сидячего образа жизни, тяжелой пищи и других факторов. Энергия тамас скрыта за большинством случаев ожирения, депрессии и слабости, от которых сегодня страдает так много людей. Если тамас все же существует в человеке, каждый должен в первую очередь активно заниматься ее снижением. Это требует увеличения раджас посредством активных физических упражнений, включая ходьбу или бег, некоторые виды физической работы или активную практику асан.
Те, у которых саттвическое, или ясное, сознание, обычно не нуждаются так сильно в практике асан. Они легко приступают к сидячим позам. Их сознание находится в состоянии покоя. Их ментальная и праническая энергии движутся, и их тела легки. Однако такие люди редки, особенно в наше время, когда мы все чрезмерно заняты и возбуждены.
Однако люди, которые слишком сильно заняты своими мыслями и пренебрегают своим телом, могут развить саттву в своем сознании, но могут позволить тамас все еще находиться в теле.
Они могут проявлять сильную ригидность и недостаток гибкости, особенно в области шеи и плеч. Им нужна сильная, регулярная практика асан, чтобы разрушить физическую тамас, которая может присутствовать параллельно с их ментальной саттвой.
Те, у кого раджастический тип сознания, особенно ориентированные на успех люди, нуждаются в асанах, чтобы уменьшить повышенную энергию и агрессию. Им нужно контролировать свою возмущенную прану и работать над сидячими позами для медитации. Однако раджастические типы могут чрезмерно увлекаться физической практикой и использовать асаны как еще одну форму (создающего напряжение) раджастического движения. Мы должны помнить, что асана предназначена не для персонального достижения, но для освобождения нашего «я».
Фазы практики
- Так как каждый из нас имеет все 3 гуны, I фаза практики предназначается для того, чтобы разрушить тамас. Она состоит из активных, или стимулирующих, поз, чтобы снять усталость и скуку и вывести токсины. Необходимо уделить больше внимания физическому телу, чтобы устранить инертность, накопленную в нем. Например, качество тамас преобладает рано утром после сна (который является тамасическим состоянием). Нужны, поэтому, более активные асаны и более стимулирующая пранаяма, чтобы противостоять этому.
- II фаза практики требует успокаивающейся раджас, или уменьшающегося возбуждения. Это подразумевает успокаивающие и расслабляющие асаны и пранаяму. Нужно перенести свое внимание с тела на сознание и сердце. Внутренние практики мантр, уверений и визуализаций становятся важными для этой цели.
- III фаза практики – возрастающая саттва, осуществляемая посредством спокойной и сосредоточенной медитации, в которой забывают о теле, а прана отдыхает. Это самый высокий уровень практики Йоги, проходящий через чистую саттву, в которой мы приходим к контакту с нашим высшим «я».
Ментальная конституция, согласно тригуне
Аюрведа и Йога используют 3 гуны для определения индивидуальной ментальной или духовной природы. Как правило, в каждом из нас доминирует какая-либо одна гуна. Мы в основном относимся к тамасическому, раджастическому или саттвическому типу. Однако хотя мы можем определить, что индивидуально в нас преобладает один или другой тип, мы должны помнить, что у нас у всех есть та или иная сторона каждой из 3-х гун. У нас у всех бывают свои спокойные (саттвические), беспокойные (раджастические) и инертные (тамасические) периоды. Ключевая задача состоит в том, чтобы усилить наши саттвические качества и уменьшить качества раджас и тамас. Мы должны развиваться от тамас (скрытого потенциала) к раджас (активному развитию) и затем – к саттве (полному владению собой).
Физическое управление
- Саттвическое тело: чистота, гибкость, отчужденность, мягкие упражнения.
- Раджастическое тело: самоукрашение, демонстративность, потворство своим слабостям, резкие упражнения.
- Тамасическое тело: нечистоплотность, неряшливый внешний вид, лень, отсутствие упражнений.
Эмоциональное состояние
- Саттвические эмоции: любовь, вера, преданность, сочувствие, лояльность.
- Раджастические эмоции: амбиция, уверенность в себе, гнев, страсть, гордость.
- Тамасические эмоции: ненависть, паранойя, мания величия, жестокость.
Ментальное состояние
- Саттвический ум: миролюбивый, правдивый, чувствующий, ясный, восприимчивый.
- Раджастический ум: неутомимый, возбужденный, уверенный, логичный.
- Тамасический ум: невежественный, скучный, нечестный, упрямый.
Духовный уровень
- Саттвическая душа: возвышенная, милосердная, любящая, просветленная.
- Раджастическая душа: эгоистичная, страстная, амбициозная, властная.
- Тамасическая душа: неосознанная, вредная, лживая, криминальная, извращенная.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Йога от А до Я. Практика асан с позиции Аюрведы»
Я новичок в деле йоги и аюрведы. Но прочитав эту статью – стала немного более разбираться в сложных терминах этих наук и направлений. Чем дальше, тем интересней!)