«Ишопанишад» отмечает: «Тем, кто совершенствуется в невежественной деятельности, уготованы темнейшие области невежества». Есть 2 вида образования: материальное и духовное. Материальное образование называется «джада-видья». Слово «джада» означает «то, что не может двигаться» и относится к материи. Дух может двигаться. Наше тело представляет собой сочетание духа и материи. Оно может двигаться, только пока в нем находится дух. Так, пиджак и брюки движутся, только пока надеты на человека. Может показаться, будто пиджак и брюки движутся сами по себе, но на самом деле они движутся благодаря телу. Аналогично этому, тело движется лишь благодаря вечной душе. Другой пример – автомобиль. Автомобиль движется только потому, что его приводит в движение шофер. Глупо думать, будто автомобиль может двигаться сам по себе. Хотя автомобиль и представляет собой удивительное механическое устройство, двигаться сам по себе он не может.
В наше время людям дают только джада-видью, материалистическое образование, поэтому они думают, что материальная природа действует, движется и являет столько удивительных феноменов сама собой. Стоя на морском берегу, мы видим, как движутся волны. Но движутся они не сами собой – ими движет ветер. А ветром, в свою очередь, тоже что-то движет. Если попытаться таким образом добраться до первопричины, мы дойдем до Кришны, причины всех причин. Истинное образование подразумевает поиск высшей причины.
Итак, «Ишопанишад» гласит, что те, кого пленяют внешние проявления материальной энергии, поклоняются невежеству. В современном обществе есть множество солидных учреждений, создающих различные технологии, благодаря которым движется автомобиль или самолет. В этих институтах разрабатывают способы создания всевозможных машин, но нет ни одного образовательного учреждения, где изучали бы, как действует вечная душа. То, что приводит в действие все остальное, остается неизученным. Вместо этого люди изучают движения внешней оболочки – материи.
Когда я читал лекцию в Массачусетском технологическом институте, я спросил у студентов: «Есть ли у вас технология, позволяющая изучать душу, которая движет телом?» Такая технология им неизвестна. Они не могли ответить на мой вопрос, потому что их образование – всего лишь джада-видья. «Ишопанишад» предостерегает, что те, кто совершенствует такое материалистическое образование, обречены на существование в самой темной области мироздания. Таким образом, сегодняшняя цивилизация находится в очень опасном положении, ибо нигде в мире не создано условий для получения истинного, духовного образования. А это обрекает человеческое общество на жизнь во тьме.
В одной из своих песен Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что материалистическое образование является всего лишь порождением майи. Чем больших успехов мы добиваемся в этом материалистическом образовании, тем большие трудности возникают у нас на пути постижения Бога. И в конце концов мы заявим: «Бог мертв». Все это – невежество и тьма.
Итак, материалисты будут, несомненно, обречены оставаться во тьме. Но есть еще группа людей – так называемые философы, мыслители, псевдорелигиозные деятели и йоги,- которые окажутся в еще более густой тьме, потому что осмеливаются бросать вызов Кришне. Они притворяются, будто стремятся к высотам духовного знания, но, поскольку они ничего не знают о Кришне, Боге, их наставления еще опаснее слов воинствующих материалистов. Почему? Потому что они обманывают людей, внушая им, что несут истинное духовное знание. Так называемая Йога, которую они пропагандируют, вводит людей в заблуждение: «Просто медитируйте, и вы поймете, что вы – Бог». Кришна никогда не медитировал, чтобы стать Богом. Он был Богом с самого Своего рождения. Когда он был трехмесячным младенцем, на него напала демоница Путана, но Кришна вместе с молоком высосал из нее и жизнь. Кришна был Богом с самого начала. Таково определение Бога.
Различные так называемые йоги несут всякий вздор: «Застыньте в неподвижности, погрузитесь в безмолвие – и вы станете Богом». Но как стать совершенно безмолвным? Способен ли кто-нибудь на это? Нет, это просто невозможно. «Отриньте все желания, и вы станете Богом». Как можно отказаться от желаний? Это все обман. Мы не можем существовать без желаний. Не можем все время безмолвствовать. Но наши желания и поступки можно очистить. Вот что такое истинное знание. Единственным нашим желанием должно быть желание служить Кришне. Это и будет чистое желание. Вместо того чтобы сидеть неподвижно и безмолвствовать, мы должны каждый свой шаг связывать со служением Кришне. Как живые существа, мы действуем, желаем чего-то и стремимся любить кого-то, но все наши действия, желания и чувства направлены не туда, куда надо. Если мы направим их на служение Кришне, это будет означать, что мы получили идеальное образование.
Мы не говорим, что вы должны оставаться необразованными в материальном отношении. Пожалуйста, получайте образование, но в то же время вы должны развивать сознание Кришны. Вот к чему мы призываем. Мы не отговариваем вас производить автомобили. Нет, мы говорим: «Вы уже произвели множество автомобилей. Теперь используйте их для служения Кришне». Таково наше предложение.
Итак, образование необходимо, но, если оно носит чисто материалистический характер, если оно начисто лишено сознания Кришны, оно очень и очень опасно. Вот чему учит «Ишопанишад».
Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»