Эта асана известна также под названием мритасана – поза смерти – и является самой сложной асаной, хотя внешне выглядит самой простой. Кроме того, шавасана, безусловно, – самая главная из всех асан.
Техника выполнения
Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежат вдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всего тела. Выдохнуть. Не расслабляясь, выполнить несколько полных дыханий. Закрыть глаза и расслабиться, позволив кистям свободно лечь ладонями вверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние в полторы ширины плеч.
Внимательно отследить состояние мышц всех частей тела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренных суставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища от промежности до шеи, шеи до основания черепа, головы.
Просмотр головы в такой последовательности: затылок – макушка – боковые поверхности и уши – щеки – губы, язык – нос – лоб – глаза. Расслабление лба и глаз – необходимое условие, без этого расслабить тело и «остановить» ум не удастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, где оно ощущается.
Достаточно эффективный прием – просмотр основных суставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убрать ощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставу относящаяся, расслабляется сама собой. Дыхание сначала должно быть довольно глубоким, медленным и ритмичным, потом – естественным, и в конце концов его следует «отпустить», позволив ему течь так, как оно само пожелает. О нем желательно просто забыть.
Существует огромнейшее количество приемов и медитативных техник, способствующих расслаблению, но опыт говорит о том, что лучше всего каждому человеку отыскать свой собственный метод приведения тела и ума в состояние полного покоя.
Основная сложность шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и идей, как в глубоком сне без сновидений, но – бодрствующим. На достижение такого состояния обычно уходят годы изучения поведения своего тела и сознания при расслаблении.
Однозначно можно утверждать лишь то, что попытка решить проблему «остановки» прямо «в лоб», волевым усилием, – дело в большинстве случаев безнадежное. Тут скорее может пригодиться принцип: сильнее напряжение – глубже расслабление. Обычно шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после напряженных асан. В таких случаях не нужна даже ее первая фаза – напряжение всего тела, равно как и особые уловки, предназначенные для снятия блоков напряжения в теле и остановки «внутреннего диалога».
В любом случае, заставить внутренний диалог исчезнуть, как правило, невозможно, можно только предпринять некий «хитрый» ход, в результате которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки внутреннего диалога в шавасане может быть, к примеру, простое наблюдение за мыслями и их связью с дыханием – отвлеченное и безразличное.
Можно попытаться применить уловку, принятую в даосской практике, – постепенно растягивать ненавязчивую остановку дыхания после выдоха.
Любая тренировка всегда должна заканчиваться шавасаной.
Шавасану также следует использовать в промежутках между выполнением упражнений, если телу требуется отдых.
При терапевтической практике Йоги находиться в глубокой шавасане больше 15 минут нежелательно.
Существует простой способ «энергетической подкачки» за счет практики шавасаны. Шавасана при этом выполняется до тех пор, пока она сама себя не исчерпает. Человек, находящийся в глубокой шавасане, вдруг неожиданно замечает, что расслабление как бы мгновенно растворилось в мощном приливе сил и полной готовности тела немедленно активно действовать и преодолевать любые препятствия. Как правило, это происходит не ранее, чем через 40 минут после входа в шавасану, в течение которых в теле наблюдаются различного рода психоэнергетические феномены. Мягкий осторожный выход из шавасаны в случае достижения этой фазы не нужен. Следует просто потянуться, открыть глаза, встать – и действовать, стараясь по возможности разумно распорядиться почерпнутой в шавасане силой.
Выход из непродолжительной шавасаны должен быть очень мягким и осторожным: сначала чуть пошевелить пальцами рук и ног, затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только после ого – открыть глаза; затем следует перевернуться на бок и немного полежать, и только после этого – не спеша подняться в сидячее положение и, если нужно, встать на ноги.
В качестве отдыха по-настоящему полненная шавасана намного превосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей место во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же необходим.
Для того чтобы интенсифицировать процесс накопления в тонком те дополнительной энергии, можно лежать, соединив вместе пятки прямых ног. Однако при недостатке опыта это несколько снижает эффектность расслабления, а при слишкой длительной успешной шавасане может стать причиной «внутреннего взрыва» в сознании, последствия которого могут оказаться непредсказуемыми.
Поэтому лучшая поза, если в помещении не слишком холодно, – с разведенными на полторы ширины плеч ступнями.
Читайте. Шавасана – поза трупа: техника выполнения, действие и этапы
Действие
Практика шавасаны освобождает тело от всех напряжений и подготавливает его для новых нагрузок. Если поза освоена хорошо, она может стать частичной заменой сна. Несколько минут практики шавасаны приводят утомленный организм в состояние равновесия, и человек обретает способность нормально работать. Этот способ отдыха особенно полезен для того, кто в силу специфики работы лишен возможности спать регулярно.
Обычно в процессе тренировки шавасана выполняется в течение 1-3 минут после каждого упражнения или серии упражнений. Слабые, больные и старые могут проделывать между упражнениями более длительную шавасану – до 10-15 минут, чтобы выполнение нескольких асан подряд не вызывало чрезмерного напряжения.
Шавасана является основным терапевтическим упражнением для страдающих сердечными болезнями и гипертонией.
Йогины с помощью этой асаны достигают состояния Йога-нидры – бодрствующего йогического сна без сновидений – и входят в сферу Универсального Ума.
Хотите, чтобы ваша страсть к здоровому образу жизни изменила мир? Начните заниматься Йогой вместе с нами! Запишитесь сегодня, чтобы присоединиться к нашим занятиям.
Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»