Намеренное действие согласно чужим планам
Подобные поступки бывают в трех гунах.
Гуна благости. Ученик или послушник намеренно действует не так, как ему хочется, ставя своей целью служить своему наставнику и таким образом обрести мудрость его взглядов на жизнь. Подобным образом может поступать послушный и бескорыстный подчиненный, верящий своему руководителю или солдат, который, понимая, что он сражается за правое дело, идет в атаку, даже внутренне того не желая. Все эти типы поступков находятся в благости и ведут к счастью. Иметь возможность помогать или служить возвышенной личности – это результат благочестивой прарабдха кармы. Другими словами, это значит, что в прошлом мы сами несли людям знание и во всем помогали им.
Гуна страсти. Из страха перед увольнением с работы и жаждой наживы человек может намеренно действовать согласно планам своего босса, хотя часто ему этого не хочется. Часто дети из страха перед родителями намеренно выполняют то, о чем их просят. То же самое можно сказать о руководителе, который, не желая отдавать деньги, все же намеренно платит налоги государству. Вся подобная деятельность находится под влиянием силы страсти, но только в том случае, если она за собой не влечет дурных последствий для общества. Результатом подобных поступков является увеличение внутреннего протеста и конфликтного настроения. Подобная деятельность формируется в результате влияния на нас плодов прошлых жизней, находящихся в страсти. Она указывает на то, что мы сами ставили других людей в неловкое или вынужденное положение.
Гуна невежества. Молодая, плохо воспитанная девушка часто из-за развратного желания молодого человека сама подчиняется ему, хотя до этого ничего подобного не хотела. Тоже самое можно сказать о тех ребятах, которые, подчиняясь воле бандитов, сами вызываются кого-нибудь ограбить или убить, хотя у них не было подобных желаний. Все эти виды поступков находятся в невежестве и несут за собой разочарование в жизни и одни лишь страдания. Этот вид прарабдха кармы находится в невежестве и возникает из-за того, что человек, подверженный насилию со стороны окружающих, сам совершал подобное насилие в прошлых жизнях.
Вопрос: Лучше вообще не платить налоги тогда и злиться будет не на кого?
Ответ: Нет, нужно их платить с пониманием необходимости этого и со спокойным сердцем. Тогда это уже не будет поступком в страсти.
Вопрос: Как защитить молодых девушек от несчастных случаев?
Ответ: В ведической культуре считается, что, когда девушка достигает полового созревания, то родители и вся общественность должны ее защищать от лишнего общения с молодыми людьми.
Это не является деспотизмом, так как при тесном общении незамужней девушки с молодыми парнями опасность несчастья очень велика. Женская природа такова, что ей трудно бороться с вожделением добивающегося ее тела мужчины.
Вопрос: Что же плохого в том, если девушка до замужества получит опыт общения с молодыми людьми?
Ответ: Согласно Ведам, если девушка до замужества имела близкие отношения хотя бы с одним молодым человеком, то ее способность любить будущего мужа становится намного меньше. Такой девушке затем будет очень трудно достигнуть счастья в семейной жизни. Никаких компромиссов в этих вопросах не бывает. Такова женская природа, она очень стабильна и неизменчива во вкусах.
Вопрос: Как же она без общения с ребятами найдет себе жениха?
Ответ: Чем меньше девушка общается с ребятами, тем больше она копит женской психической энергии, направленной на привлечение ребят. Кроме того, все разумные парни смотрят именно на домашних девушек, а не на уличных. Еще следует учесть тот факт, что, когда придет время выйти замуж, то она все равно сделает это, воля судьбы непреклонна. Также важно знать, что чем чище будет ее сознание, тем лучший муж ей достанется, это тоже непреклонная закономерность. Если же она будет гулять, то все будет наоборот, счастье отвернется от нее.
Несмотря на то, что человек действует согласно чужим планам, он тем не менее в результате получает новую карму или благочестивую, или неблагочестивую, в зависимости от поступка. Если мы действуем намеренно, то не имеет значения, чьи планы мы выполняем.
Ненамеренное действие согласно чужим планам
Такая деятельность также зависит от прошлых поступков человека и бывает в благости, страсти и невежестве:
Человек в благости может автоматически подать милостыню искренне просящему святому, хотя до этого подобный поступок не входил в его планы.
Люда в страсти часто в результате обмана конкурентов делают неправильный поступок и ненамеренно теряют свои деньги. Человек, находящийся в состоянии наркотической зависимости, часто ненамеренно совершает преступление, действуя в полусознательном состоянии по чьему-то плану.
Интересно знать, что этот тип кармы уже совсем не зависит от нашей воли, и мы становимся подобными марионеткам в чужих руках. Однако, так как благостный человек находится под влиянием гуны благости, то чаще всего он неосознанно совершает хорошие, а не плохие поступки. Это связано с тем, что в прошлых жизнях он совершил много добрых дел, которые не входили в планы кого-либо, но, тем не менее, дали свои хорошие плоды. Если же приходится волей судьбы ненамеренно совершить что-то плохое, то это уже результат того, что нас догнала и наказала плохая прарабдха карма. В этом случае достаточно раскаяться в содеянном, и этот тип плохой кармы будет полностью уничтожен.
Вопрос: Как правильно относиться к событиям, чтобы они больше не повторялись вновь?
Ответ: Свою прарабдха карму нужно пережить (перестрадать) или осознать. И в том, и в другом случае самым важным фактом является правильное отношение к своей судьбе. Человек должен благодарно принимать все, что происходит с ним. Только в этом случае он полностью ликвидирует всю приходящую к нему карму. В противном случае, если он будет роптать на судьбу, плохое событие станет причиной новой плохой кармы. Поэтому оно будет повторяться вновь до тех пор, пока человек не поменяет свое отношение.
Вопрос: Если человек, испытывая трудности со здоровьем, обращается к врачу, то, вылечиваясь, он уничтожает этим свою плохую карму или ему придется все равно страдать в будущем?
Ответ: Существует три типа пациентов и три типа врачей. В соответствии с этим в лечении появляется девять вариантов и в каждом из них будет разный результат.
1. Если врач помимо лечения дает пациенту знание о том, как правильно жить, и при этом пациент все с верой выполняет, меняя свое сознание, то оба получают благочестивую карму, и пациент при этом избавляется от всех страданий, которые он должен пережить.
2. Если врач действует в благости, но пациент следует полученному им знанию о правильном образе жизни только лишь для того, чтобы вылечится, то он избавляется от страданий лишь на время. Затем, в будущем, ему все же предстоит испытать все страдания, которых он избежал при лечении. Врач при этом получает благочестивую карму только в том случае, если он предупредил пациента о подобном исходе.
3. Если врач действует в благости и пациент, прослушав все его наставления, ничего не хочет выполнять, то врач должен отказаться его лечить. Если он не отказывается его лечить, то он все равно его не вылечивает и также получает плохую карму. Пациент же в этом случае совсем не избавляется от страданий.
4. Если врач действует в страсти и не дает пациенту знание о том, как правильно жить, но, желая получить большие деньги, пытается облегчить его страдания, то, если пациент благостный, он вылечивается, но на время. В последствии такой врач получает плохую карму, а пациент будет страдать ничуть не меньше, чем должен, но срок его страдания оттягивается на время действия лекарств.
5. Если врач и пациент действуют в страсти, то пациент вылечится от одного, но получит какие-нибудь осложнения. Врач будет отвечать за неправильное лечение и жадность к деньгам, пациент совсем не избавится от страданий, просто вместо одной болезни он получит другую.
6. Если врач в страсти, а пациент в невежестве, то врач если не откажется его лечить, получит плохую карму. Кроме того, он еще будет страдать от нападок невежественного пациента. Пациент же не только не избавится от своей болезни, но и получит осложнение от неправильно примененного лечения.
7. Если врач находится в невежестве и лечит заведомо неправильно благостного пациента, то тот пострадает от такого лечения, и врач за это будет страдать. Пациент при этом не нарабатывает новой кармы и страдает столько, сколько ему положено.
8. Невежественный врач, который лечит пациента в страсти может сильно повредить его здоровью и за это пострадает, пациент же будет страдать за свое.
9. Невежественный врач, который лечит невежественного пациента, может не только навредить ему, но и будет немедленно наказан самим пациентом. Пациент же за жестокость к врачу получит новую плохую карму.
Вопрос: Какие основные виды страданий несет нам прарабдха карма?
Ответ: Существует три основных вида страданий:
1. Страдания, которые мы в результате незнания провоцируем сами.
2. Страдания, которые причиняют нам окружающие живые существа.
3. Страдания, которые приходят к нам от природы и высших сил.
Все эти три вида страданий неизбежны во всей Вселенной. Их испытывают не только разумные, но также и неразумные живые существа. Из-за этих страданий живого существа материальный мир назван миром тройственных страданий.
Вопрос: Есть ли закономерность в том, что в разном возрасте мы страдаем по-разному?
Ответ: Да, такая закономерность есть. Каждый возраст человека несет в себе специфические, неповторимые страдания.
Человек страдает в своей жизни от шести вещей:
1. Рождения тела.
2. Формы тела и психики.
3. Изменений тела и психики.
4. Роста тела.
5. Увядания тела и психики.
6. Разрушения тела (смерти).
Согласно ведическому знанию, еще внутриутробно человек испытывает многочисленные страдания. Например, если мать ест очень острую или очень кислую, горькую пищу, то нежное тельце ребенка испытывает сильную боль. Это подтверждается в «Шримад Бхагаватам» 3.31.2, 9: «Когда мать ест горькую или острую, слишком соленую или кислую пищу, ребенок в ее чреве корчится от невыносимой боли».
«Лишенный свободы передвижения, ребенок заключен в утробе матери, как птица в клетке. В это время, если судьба благосклонна к нему, он вспоминает обо всех перипетиях ста своих предыдущих жизней, и память о них причиняет ему жестокие страдания. Может ли он оставаться спокойным в такой ситуации?»
Сам процесс рождения на свет сопровождается сильными страданиями, как телесными, так и психическими. Это также объясняется в «Шримад Бхагаватам» 3.31.23, 25: «Внезапные толчки воздуха (жизненной энергии) заставляют его выйти из материнской утробы. В великих муках, вниз головой он появляется на свет, бездыханный и потерявший от сильной боли память».
«После того, как ребенок появляется на свет, он попадает в руки людей, которые не способны понять, что ему нужно, и эти люди выхаживают его. Ему дают то, чего он не хочет, а беспомощный младенец не может даже отказаться от этого».
Все, кто рожден на средних планетах Вселенной, за редким исключением, не способны помнить прошлые жизни. Это связано с сильным болевым шоком в момент рождения. На нашей Земле практически все рождаются с большим грузом грехов, поэтому мало у кого нет каких-то дефектов тела или характера. Естественно, что это вызывает страдания у подрастающего ребенка. Об этом мы можем узнать также из «Шримад Бхагаватам» 3.31.28, 29: «Так в муках проходит его детство. Миновав пору детства, он вступает в отрочество, но на этом его муки не кончаются. Его раздирают бесконечные желания, и, когда ему не удается осуществить их, он по своему невежеству впадает в отчаяние или гнев».
«С ростом тела живого существа растет и его гордыня. Разжигая в себе пагубные для души гордыню и гнев, человек начинает враждовать с теми, кто также, как и он, одержимы вожделением».
Кроме того, в результате плохой судьбы жестокие события могут изменить или сильно покалечить и тело, и психику, что также сопряжено со страданиями.
Даже обычный рост тела может привести к болезням (например, опущению органов). Особенно сильные страдания возникают при половом созревании человека.
Естественно, что увядание тела сопряжено как с физическими, так и с психическими страданиями. В это время в организме появляются всевозможные болезни. Смерть же – это для всех большое испытание, а для грешников еще и сильные муки.
Вопрос: Выходит, вся жизнь состоит из страданий?
Ответ: В разных местах Вселенной по-разному. Например, на высших планетах живые существа страдают только от страха смерти и от самой смерти, также иногда там могут быть какие-то катаклизмы или войны. На средних планетах мы имеем последовательно все шесть страданий, но они поделены примерно поровну с радостями. На низших планетах живые существа в основном только страдают за свои грехи. Хоть страдания и существуют в этом мире мы должны понять, что они возникают в результате закона кармы, по которому мы должны отвечать за свои поступки. Все наши желания и поступки в этой и прошлой жизнях каждую секунду нашей жизни формируют наше новое тело для следующей жизни. Это подтверждается в «Шримад Бхагаватам», 3.31.43-44: «Связанное своим телом, материалистичное живое существо переселяется с одной планеты на другую, пожиная плоды своей прошлой деятельности. Так оно запутывается в сетях кармической деятельности и жизнь за жизнью наслаждается ее плодами».
«Кармическая деятельность живого существа формирует его очередное тело, обладающее соответствующим материальным умом и органами чувств. Когда живое существо заканчивает пожинать плоды определенного этапа своей деятельности, этот конец называют смертью, а когда оно начинает получать результаты следующего вида деятельности, такое начало называют решением».
Все виды страданий легче преодолеть с помощью знания о душе. Таким образом, для преодоления страданий прарабдха кармы нужно изучать истинное знание, полученное от наставника, принять всем сердцем своего наставника и те писания, которым он следует, слушаться его и стараться ему во всем помогать. Несмотря на всю простоту этого процесса, лишь немногие способны поступать именно так. Однако есть еще и другой способ преодолевать трудности судьбы – это терпеливо сносить все ее испытания.
Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
Источник: книга «Закон кармы»