Акшайя Тритья, также известный как Акса Тидж, – святой день для индусов и джайнов. Он приходится на светлую половину (Шукла-пакша) 3-го титхи (лунный день) в пан-индийский месяц вайшакха и является одним из 4-х самых важных дней для индусов. Это благодатный день рождения Господа Парашурамы, 6-го воплощения Господа Вишну. В этот день мудрец Вьяса и Господь Ганеша начали писать Махабхарат.
В джайнских и индуистских календарях несколько дней месяца не считаются и несколько дней (титхи в лунных календарях) добавляются, но Акшайя Тритья – это день, который всегда есть в лунном календаре.
Слово «акшайя» на санскрите означает «никогда не уменьшается». Считается, что этот день приносит удачу и успех и, если подать милостыню, то будешь благословлен. На Акшайя Тритья поклонялись Мритхике.
День считается благоприятным для начала новых дел (бизнес, строительство и так далее). Легенда гласит, что любое дело, начатое в благоприятный день Акшайя Тритья, будет расти и процветать.
Астрологическое значение
В соответствии с индуистской элективной астрологией (мухуртой), 3 лунных дня (титхи) являются благоприятными. Они также называются «мухуртики».
Первый титхи из светлой половины чайтра (начиная с нового года), десятый титхи из светлой половины ашвина (Виджай Дашми), третий титхи из светлой половины вайшакха (Акшай Тритья – Паршу Джаянти) и первый титхи из светлой половины карттика называют «мухуртики (3½)».
Считается, что солнце и луна астрологически одинаково наиболее яркие в этот день.
Акшайя Тритья также называют Наванна Парвам. Если Акшайя Тритья попадает на понедельник звезды Рохини, то такой день особенно благоприятен.
Религиозное значение
Индуизм
В Индуизме, Акшайя Тритья – это день, когда Вьяса начал писать историю великой войны Бхарат в виде легендарного Махабхарата. Этот день символизирует бога Вишну, хранителя бога в индуистской Троице. Согласно индуистской мифологии, в этот день началась Трета-юга и река Ганг, самая священная река Индии, спустилась на землю с небес.
Именно в этот день родилась богиня Аннапорна, одна из ипостасей жены Шивы. А Кубера получил свое богатство и положение хранителя богатств и собственности вместе с богиней Лакшми, молясь Господу Шиве в Шивапураме.
Также этот день традиционно отмечается как день рождения Парашурамы, 6-го воплощения Господа Вишну. В Пуране описано, как он вернул себе земли, которые забрало море.
В Махабхарате, Юдхиштхира получает патру Акшайи, которую он использует, чтобы дать пищу всем нуждающимся в его царстве.
Именно на этот день несчастный Судама, лучший друг Кришны, посещает Его, чтобы приветствовать после того, как он стал королем. Судаме нечего было предложить, поэтому он взял с собой поху (воздушный рис) и предложил ее своему другу. Судама никогда не обсуждал свою бедность, хотя такие намерения были. По возвращении он обнаруживает на месте своей хижины дворец.
Именно на Акшайя Тритья, Духшасана, брат Дурйодханы, представляет Драупади при королевском дворе, где Кришна защищает ее, отдав ей «бесконечную» вуаль…
В новейшей истории, Ади Шанкара в этот читал Канакадхара-стотру ради бедной пары, в чьем доме он остановился на Бхикшу, и которые предложили ему все, что у них было – крыжовник.
Регионы Гоа и Керала даже сегодня называются Парашурама-кшетре. Акшайя Тритья, 3-й день светлой половины лунного месяца вайшакха, считается одним из самых священных дней в году.
В Ориссе на Акшайя Тритья фермеры начинают пахать свою землю, и начинается строительство колесниц для Ратха-ятры в Пури.
В этот день, как правило, соблюдается пост и поклонение Господу Васудеве с рисовым зерном. Искупаться в реке Ганг в этот день считается очень благоприятным.
В ведических писаниях сказано, что полученные знания или совершенное благое дело на Акшайя Тритья будут очень плодотворными. Этот день считается очень удачным для начала нового дела или предприятия. Также многие люди покупают золото или недвижимость.
На Акшайя Тритья соблюдаются посты и выполняются пуджи. Жертвуют деньги, веера, рис, соль, растительное масло, сахар, овощи, тамаринд, фрукты, одежду. Поклоняются Богу Вишну. Вода с тулси разбрызгивается возле идола во время Аарти.
В Бенгалии, в день Акшайя Тритья, проводится «Халкхата» – церемония заведения новой книги аудиторской проверки – с поклонением Ганеше и богине Лакшми. Бенгальцы выполняют множество обрядов и ритуалов.
Этот день также благоприятен для джатов-фермеров. Ранним утром мужской член семьи джатов идет в поле с лопатой. Все животные и птицы, встречающиеся на пути, знаменуют и предсказывают будущие дожди и урожай. Акшайя Тритья – повод для празднования свадеб, которые проводятся на массовой церемонии.
Считается, что бог Кубера – казначей богов – является самым богатым божеством. В Тантре Лакшми говорится, что даже Кубера будет молиться богине Лакшми, богине богатства и супруге Вишну, на Акшайя Тритья. Проводится однодневная пуджа Кубера-Лакшми, во время которой изображению Лакшми поклоняются с использованием Сударшана Куберы Янтра, символизирующего Куберу.
На Акшайя Тритья царь или те, кто несет ответственность за заботу о подданных, должны выполнять пуджу с благодарностью и преданностью перед изображением «Вайбхав-Лакшми» с Шри Вишну, поскольку это помогает добиться счастья и процветания.
В Джайнизме
Последователи Джайнизма считают Акшайя Тритья святым и в высшей степени благоприятным днем. Это связано с Богом Адинатхом, также известным как Ришабхадева, первым из 24 тиртханкаров.
День Акшайя Тритья считается благоприятным в Джайнизме, поскольку была создана самая первая «Ахара Чарья» – методика приготовления и подачи пищи у монахов-джайнов. Господь Ришабхадева осудил мирские удовольствия после того, как его обширное королевство разделили его сыновья (всего их было 101).
Самая известная святыня джайнов – Гоматешвара (Бахубали; высокая монолитная статуя в городе Шраванабелагола; также известна сегодня как «Бхарат»).
Господь Ришабхадева медитировал без пищи и воды в течение 6 месяцев, после чего отправился вкушать пищу (ахара). Он был первым монахом этой эпохи. У джайнских монахов ничего нет. Они даже не готовят еду для себя. Алчущие или жаждущие, они принимают ахару (не чаще 1 раза в день). Они не просят этого и принимают там, где это предлагается. Тиртханкар Ришабхадева пошел к людям за пищей. Тем не менее, люди того времени ничего не знали о жизни и дисциплине монахов, поскольку он был первым монахом. Народ Айодхьи предложил ему золото, ювелирные изделия, драгоценные камни, слонов, лошадей, дорогие одежды и даже своих дочерей в честь своего любимого короля.
Но Ришабхадеве не были нужны эти вещи. Он стремился найти лишь кусочек пищи, но никто не предлагал ему. Никто не понимал, что их король ищет еду, чтобы убедиться, что монахи, которые пришли бы после него получить еду и воду, получат ровно столько, сколько надо для аскетического образа жизни. Поскольку не было выбора, он должен был голодать в течение 1 года, пока король Шреянс не понял его потребность. Шреянс Кумар предложил ему сок сахарного тростника и, таким образом, Ришабхадева закончил свое голодание. Это случилось в день Акшайя Тритья.
Таким образом, сок сахарного тростника, по мнению джайнов, был одним из лучших даяний. В этот день джайны соблюдают пост в память своего первого тиртханкара Ришабхадевы и оканчивают голодание соком сахарного тростника.
В Хастинапуре есть ярмарка, которая проводится на Акшайя Тритья. Большое количество джайнов приезжают со всей Индии, чтобы положить конец своему посту. Ритуал завершения голодовки называется «парана».
Деятельность, рекомендуемая и запрещенная на Акшайя Тритья
Во время Угади Титхи наиболее полезным являются декламации (джапу), покаяния (тапа), пожертвования (дана), ритуальное купание (сантана), жертвоприношение (аван), подношение огня (хума). Но начало/ход таких занятий, как ношение священного шнура (упанайана), окончание голодовки, строительство домов, путешествия и работа на плантациях, запрещено в некоторых общинах, тогда как большинство с нетерпением ждет начала покупок и обязательств в этот знаменательный день. Некоторых интересуют духовные, а не мирские дела.
Мирская деятельность может быть начата во время этого титхи, однако кандидаты должны гарантировать, что продолжительность не умаляется неблагоприятным периодом. Кандидатов предостерегают против использования этого титхи вслепую для инициирования и проведения всех типов действий. Благоприятность титхи для определенной деятельности зависит от одновременного присутствия Панчангам Шуддхи, йоги Мухурт и массы других элементов избирательной астрологии индусов.
Начинание нового вида деятельности или покупка ценностей на Акшайя Тритья приносит удачу и успех. Религиозная благодать, которая приобретается в этот день дарением подарков, неисчерпаема. Многие покупают новые золотые украшения на Акшайя Тритья.
Большинство ювелирных магазинов запасается по этому поводу именными золотыми монетами в честь богини Лакшми, ювелирными изделиями с бриллиантами, золотыми долларами с изображениями богов и богинь. Банками, ювелирными магазинами и финансовыми учреждениями проводится такая активная кампания, что Акшайя Тритья приобрел известность. Хотя эксплуатация материалистических желаний у людей имеет место в наше время, очень многие осведомлены об этом дне.