3 основные функции разума | 2 дополнительные функции разума | Правильное развитие разума
3 основные функции разума
Основная функция разума – установление истины, которое происходит 3-мя способами:
- Восприятие. Способность органов чувств к восприятию проистекает из работы разума. Разум освобождает чувственное восприятие от эмоциональных искажений. Разум позволяет отличать то, чем объекты являются на самом деле, от того, чем мы хотели бы их видеть. Благодаря разуму мы способны воспринимать сенсорные ощущения, чувства, мысли и само эго так же, как мы воспринимаем объекты внешнего мира. Однако нарушение функций разума приводит к искаженному, ошибочному восприятию. Мы принимаем одну вещь за другую, подобно тому как веревка в темноте кажется змеей. Это и порождает ошибки, ложные представления и суждения, которые причиняют нам столько неприятностей.
- Рассуждение. Разум управляет всеми методами рассуждения, как индуктивными, так и дедуктивными. Он позволяет нам сравнивать свои впечатления и расширять картину мира за пределы воспринимаемого. Например, когда мы не видим огня, но видим дым, мы заключаем, что огонь все-таки есть. При нарушении функций разума возникают ложные рассуждения, которыми мы пытаемся подтвердить и оправдать то, что хочет наше эго и что нередко оказывается ложным или иллюзорным. Такой эго-направленный разум представляет, пожалуй, самую большую опасность для человека, поскольку из инструмента получения истины он обращается в инструмент самооправдания, что делает невозможным процесс познания.
- Слух и речь. Разум соответствует речи среди органов действия и слуху среди органов восприятия. Через определенное использование звука можно обращаться к внутреннему разуму. Звук обладает способностью передавать знание о незримом и трансцендентном. На обыденном уровне он может передавать знание об иных временах и местах. На более высоком уровне он способен напоминать нам о знании, изначально заложенном в нашей душе. Внешнему уму неизвестны высшие реалии, такие как Бог или истинное Я. Но знание о них заключено в нашем сердце и может пробудиться под действием правильных слов, если те будут произнесены с любовью и мудростью. В этом отношении звук и речь – более ценное средство к познанию истины, чем восприятие и рассудок. Но для того, чтобы речь сыграла свою роль, ум и сердце должны открыться.
Читайте. 3 основные функции сознания
2 дополнительные функции разума
- Бодрствование. Разум управляет состоянием бодрствования, для которого характерно ясное восприятие. Разум — особенность человека, отличающая его от представителей животного и растительного царств. Именно разум обеспечивает бодрствование. Степень нашей духовной пробужденности – мерило того, насколько развит наш разум. Разум наделяет нас способностью направлять внимание и полностью сосредоточивать его на том или ином объекте. Сознание (читта), напротив, наделяет нас открытым восприятием, которое не требует останавливать выбор на какой-либо частной детали и позволяет объять целое. Если память – это функция сознания, то четкость воспоминаний относится к сфере разума. Способность вспоминать известное, без которой знание имеет не так уж много смысла, – это способность разума получать доступ в сознание. Без способности вспоминать разум не может развиваться должным образом. Без нее мы не можем пользоваться накопленными знаниями. Вот почему совершенствование памяти – это ключ к развитию разума. Тренируя память, мы развиваем способность разума освещать сознание.
- Самадхи. Самадхи – четвертый, высший путь познания и высшая форма непосредственного восприятия. Состояние самадхи достигается тогда, когда инструментом восприятия разуму служит глубинное сознание. А это возможно лишь после выхода за рамки интеллекта и пробуждения истинного разума. Для этого внешние чувства должны умолкнуть, чтобы мы могли заглянуть внутрь себя, ни на что не отвлекаясь. И тогда сознание раскрывает нам тайны жизни. Духовная практика – это преобразование сырого материала сознания в утонченную и очищенную энергию разума. Если в сфере сознания осознанность имеет лишь самый общий и зачаточный характер, то в сфере разума она полностью развита и оформлена. Разум освещает наше внутреннее сознание, раскрывая его глубину и широту. Разум помогает нам взойти от бессознательного к сверхсознанию, от сна – к самадхи. Медитация – это высшая функция разума. Истинный разум порождает самадхи и позволяет нам погрузиться в глубинное сознание с полным вниманием 1В буддийской философии это погружение разума (буддхи) в сердце (читта) называется «бодхичитта» – «просветленное сознание». Те формы самадхи, для которых необходимы концентрация сосредоточенность и единонаправленность мысли, принадлежат к сфере разума. Высшие же формы самадхи, в которых нет места мыслям и действиям, а ум не сосредоточен на одном объекте, но пребывает в покое, относятся к сфере глубинного сознания. В таких состояниях разум утрачивает самостоятельное значение и сливается с сознанием. И тогда перед нами открывается выход на необусловленное сознание, лишенное всяких мыслей.
Правильное развитие разума
Для того чтобы развить истинный разум, мы должны признать различие между высшим и низшим знанием, то есть между самопознанием и познанием внешних объектов. Низшее знание помогает нам понять внешний мир и его функции, но оно остается привязанным к сфере форм и перемен. Высшее знание помогает нам постичь самих себя. Наша истинная природа – это вечное сознание, которое невозможно определить посредством имен и форм внешнего знания. Наше бессмертное «Я» – это познающее начало. Оно не может быть объектом умственной деятельности, ибо оно – источник ума. Чтобы познать его, надо стать им.
В интеллекте как таковом нет ничего плохого – нужно лишь отвести ему подобающее место. Ясный интеллект необходим, чтобы управляться с практическими нуждами повседневной жизни – например, водить машину. Но если внешняя деятельность интеллекта не уравновешена внутренней деятельностью истинного разума, то восприятие искажается и интеллект может сыграть в нашей жизни деструктивную роль. Методы аюрведической психотерапии помогают развивать разум должным образом. С их помощью мы учимся воспринимать свои проблемы, понимать их причины и избавляться от них. Язык и средства Аюрведы – отнюдь не искусственные разработки. Они представляют собой отражение космического разума, помогающее нам согласовать с этим разумом свое поведение и жизнь в целом.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»
- 1В буддийской философии это погружение разума (буддхи) в сердце (читта) называется «бодхичитта» – «просветленное сознание»