Существует много систем лечения. Многие больные часто говорят в один голос, что «перепробовали многое из возможного, и ничто не помогло». Какая-то система ищет причину болезни в органических нарушениях, другая – в нарушении биохимического равновесия, а третья – в блокировке потоков энергии. Как следствие, первая система предписывает голодание, строгую диету и физические упражнения, вторая – большое количество витаминов, третья – лечение лекарствами или минералами. В каждом из этих подходов есть убедительная логика. Любой подход может временно облегчить проблему, но отдаленный результат одинаков для всех. Симптомы возвращаются. Когда это происходит, разочарованный пациент возобновляет поиски облегчения и меняет врача, не задумываясь о том, что он никогда не достигнет здоровья и благополучия, пока болезнь не будет извлечена вместе с корнем.
Ограничения подавляющего большинства медицинских систем являются следствием материалистического взгляда на болезнь и здоровье, который сложился под влиянием объективной ориентации современной медицины. С этой точки зрения материя первична. Мы склонны различать реальность и нереальность, исходя из восприятия внешними органами чувств (чувственного восприятия). Другими словами, если что-то можно увидеть невооруженным глазом или разглядеть в микроскоп в лабораторных условиях, то это считается реальным, существующим. Несмотря на то что материалистический подход сравнительно молод, убедительная логика и технологическая значимость обеспечили ему быстрый успех.
Однако, применяя «объективную» логику к пониманию себя и своего здоровья, мы видим 2 значительных ограничения.
Во-первых (и прежде всего), такая логика искусственно разделяет наблюдателя и объект наблюдения. Между тем в реальном мире ничто не существует само по себе и, следовательно, не может рассматриваться в отрыве от остальной жизни. Мы не можем отделить рассматриваемую часть организма или функцию этой части от большего целого, то есть от всего организма со всеми его структурами и от окружающей среды.
Во-вторых (и в тесной связи с вышесказанным), необходимо отметить тот факт, что значительная часть нашей жизни нематериальна. Нет ничего осязаемого в том, что мы называем разумом (умом), душой и духом, и даже в самих чувствах. Тем не менее, эти аспекты сущего оказывают значительное влияние на наше физическое существование. Очень многие терапевты признают психосоматическое происхождение большинства заболеваний, встречающихся в повседневной практике. Другими словами, эти заболевания вызываются или осложняются проблемами, которые возникают в процессе психической деятельности в сознании человека, в его «уме», несмотря на то что этот аспект бытия не является сколько-нибудь вещественным и, в этом смысле, «реальным».
Хотя многие люди чувствуют ограничения материалистического подхода к здоровью, основанного исключительно на поддержании органической и функциональной целостности материальных структур, они в замешательстве. Куда пойти? Где искать защиты? Как выбраться из лабиринта фрагментарных подходов? Где та система, которая по-настоящему поможет обрести здоровье, жизненные силы и счастье?
Существует очень древняя концепция жизни и здоровья и вам даже не придется переступать через прежние, «объективные» воззрения. Достаточно будет их слегка расширить. Вам предлагается интуитивная, холистическая (то есть целостная) модель здоровья, которая наделяет равной значимостью невещественные и материальные аспекты жизни.
В настоящее время Аюрведу признают древнейшей из всех известных медицинских систем. В течение десятков тысяч лет устная традиция Аюрведы передавалась из поколения в поколение. Уже 5000 лет назад появился первый рукописный трактат. Слово «аюрведа» содержит в своем составе два корня – «аю» и «веда». Это санскритские слова, обозначающие, соответственно, «жизнь» и «знание». Таким образом, уже само название этой науки отражает ее суть и назначение – концентрировать и передавать следующим поколениям знание о том, как каждый день жить в гармонии с Космосом.
Аюрведа – это не только система поддержания здоровья, но и целостное мировоззрение. Она предлагает богатую и всеобъемлющую концепцию жизни и здоровья, принимающую во внимание все сферы человеческого существования – от абстрактных и трансцендентальных до конкретных проявлений изначальной Природы в человеческой физиологии. В дополнение, она ясно говорит о тесной связи между жизнью человека и жизнью Космоса.
Почему же древняя парадигма Аюрведы выдержала проверку временем и по сей день остается одним из самых успешных подходов к восстановлению и сохранению здоровья? Прежде всего благодаря тому, что Аюрведа основана на принципах, старых как сама жизнь. Эти принципы универсальны и действуют повсюду во Вселенной.
Существует по меньшей мере 7 признаков, позволяющих определить Аюрведу как уникальную и полную «науку о жизни».
7 признаков, почему Аюрведа уникальная наука
1. Постоянство Аюрведы
2. Субъективные методы исследования
3. Теория пяти элементов
4. Теория трех дош
5. Пракрити – тип конституции
6. Влияние времен года
7. Панчакарма – наука омоложения
1. Постоянство Аюрведы
На протяжении всех тысячелетий, в течение которых прослеживается существование Аюрведы, ее основные принципы не менялись, так как они были изначально выведены из универсальных законов природы, которые всегда остаются справедливыми. Это отличает Аюрведу от современной научной парадигмы, где старые теории оказываются поверженными под натиском новых в течение короткого периода времени.
2. Субъективные методы исследования
Одна из наиболее характерных черт аюрведической системы – это методы получения знаний. Согласно Аюрведе, значительная часть жизни не является «физической», то есть вещественной; следовательно, ее нельзя изучить объективно. Возьмем, к примеру, невидимый разум, который управляет процессом роста и развития зародыша или исцелением от болезни. Его совершенно невозможно проанализировать и исследовать посредством органов чувств, даже если в нашем пользовании находятся самые изощренные технические средства. По этой причине, кроме объективных методов, Аюрведа использует также субъективные, или интуитивные.
Основным методом Аюрведы является вдумчивое наблюдение природы, наблюдение того, как все устроено и действует. В результате такого наблюдения удается понять принципы слаженного взаимодействия материального и нематериального аспектов. Аюрведа признает существование очень глубокой связи между процессами в природе и в организме. Аюрведический врач затем проводит параллели между тем, что он наблюдает вокруг себя, и тем, что происходит в это время с пациентом.
Возьмем огонь. В физическом мире мы видим, как огонь превращает одно вещество (например, дерево) в другое (пепел). Отметив это свойство огня, аюрведический ученый понимает, что это принцип огня действует внутри человеческого тела, превращая сырую пищу в питательные вещества с помощью пищеварительных ферментов и кислот.
3. Теория пяти элементов
Третьей особенностью, выделяющей Аюрведу среди остальных целительских систем, является понимание того, что человеческая жизнь является неотъемлемой частью природы. Те же невидимые разумные сущности, что отвечают за гармоничную работу внешнего мира, направляют все физиологические процессы внутри нас. Это наш «функциональный разум».
В Аюрведе эти фундаментальные принципы, управляющие природой, называют махабхутами, или космическими элементами. Махабхуты лежат в основе пяти элементов, которые по-русски принято называть пространством, воздухом, огнем, водой и землей. Элементы являются основными строительными блоками, из которых состоит все в природе. Они отвечают за все происходящее в физическом мире. Скоординированное взаимодействие элементов управляет всеми функциями мироздания.
4. Теория трех дош
Теория трех дош является стержнем Аюрведы. Эта теория объясняет, как 5 элементов физического мира движутся, комбинируются и управляют всеми процессами человеческой физиологии. Доши – это 3 функциональных принципа: вата – принцип, организующий любое движение и перемещение; питта – принцип, контролирующий всякое преобразование (трансформацию) и капха – принцип, ответственный за разжижение, слияние, сцепление (клейкость) и рост. Не будь любого из этих принципов, человеческая жизнь не могла бы существовать.
5. Пракрити – тип конституции
Пятой базовой концепцией Аюрведы является пракрити. Это один из самых полезных инструментов для поддержания идеального здоровья. Согласно Аюрведе, каждый человек рождается с уникальной комбинацией трех дош (пракрити), которая является причиной всех физических, ментальных и эмоциональных различий между людьми. Зная свою пракрити и следуя рекомендациям Аюрведы по образу жизни, предназначенным для этой пракрити, каждый желающий может достичь идеального здоровья.
6. Влияние времен года
Еще один краеугольный камень Аюрведы – признание глубокой связи между индивидом и окружающей его средой. Согласно Аюрведе, особенно сильно влияют на здоровье человека смена времен года и климатические условия, смена преобладающих ветров, температуры, влажности и количества осадков. Баланс элементов в окружающей среде влияет на баланс дош в организме. Научившись распознавать такие изменения и отвечать на них, мы сможем лучше поддерживать функциональный гомеостаз, идеальное для вас соотношение дош.
Например, для летних месяцев характерно сильное преобладание элемента огня в природе. По мере роста температуры окружающей среды в теле усиливается питта-доша. Как только преобладание этого функционального принципа становится критическим, равновесие питты с остальными дошами нарушается. Следом нарушаются физиологические процессы. Мы чувствуем изжогу, становится жарко. Мы страдаем от этого, становимся раздражительными. Зная о пракрити, или уникальном типе конституции тела, нам проще сохранять равновесие трех дош путем соответствующих изменений в диете и образе жизни.
7. Панчакарма – наука омоложения
Уникальным свойством человеческого тела является его естественная способность к самообновлению и самоисцелению. Однако, если равновесие трех дош нарушено и пищеварительная способность ослаблена, организм загрязняется токсинами и это препятствует реализации чудесных возможностей нашего тела. Для избавления от токсинов Аюрведа дарит нам панчакарму, «науку омоложения». В результате выполнения процедур панчакармы тело освобождается от негативного влияния инородных субстанций и приводит в действие механизм естественного омоложения.
Здесь можно было бы перечислить еще много идей и концепций, но этих 7-ми уже вполне достаточно, чтобы понять уникальность аюрведического подхода. Древняя наука всегда полагала, что здоровье является результатом скоординированной работы духа, тела и ума, которая происходит в тесной взаимосвязи со всеми остальными элементами и процессами в мироздании, материальными и нематериальными. Она признает, что человеческая жизнь неотделима от жизни космической.
Аюрведа – древнейшая из целительских систем мира. Многие века она оставалась безвестной для мира и сохранялась только благодаря радениям мудрецов Индии. Но полезна Аюрведа не только для индийцев. Она зиждется на универсальных принципах и глубоком понимании связи между душой и телом, на законах природы, по которым все в жизни развивается. Поэтому Аюрведа предлагает здоровье и удовлетворение каждому мужчине и каждой женщине, в какой бы части света они ни жили. То, что сейчас древняя ведическая мудрость становится более доступной, очень обнадеживает.
Автор: Сунил В. Джоши
Источник: книга « Аюрведа и панчакарма: методы исцеления и омоложения»