Принцип прогрессивной тренировки | Категории упражнений
Принцип прогрессивной тренировки
Тем, кто избавился от недуга посредством применения определенной терапевтической схемы тренировок, рекомендуется развивать достигнутый успех, выбрав для себя упражнения с тем, чтобы выполнять их ежедневно сообразно индивидуальной программе. Желательно эту программу постепенно развивать и усложнять. Назовем такой подход принципом прогрессивной тренировки.
Когда материала, изложенного на этом сайте, станет недостаточно, следует обратиться к более полным работам – уже по Йоге, а не по Йога-терапии – или же найти себе компетентного учителя, что, вне всякого сомнения, гораздо лучше (при условии, разумеется, что он действительно компетентен).
Категории упражнений
Категории упражнений по характеру их тренировочного воздействия
- Нижняя часть тела: шалабхасана, падахастасана, гомукхасана, триконасана, джану-ширшасана, макарасана, ваджрасана, супта-ваджрасана, падмасана, джану-ширшасана, пашчиматанасана, дханурасана, уштрасана, ангуштхасана, акарша-дханурасана, ардха-чакрасана, бхадрасана.
- Промежность, таз, живот, поясница: ардха-курмасана, ардха-чакрасана, триконасана, падахастасана, дханурасана, павана-муктасана, акарша-дханурасана, макарасана, пашчиматанасана, халасана, уддияна-бандха-мудра, наули-крийя, маха-бандха, маха-ведха, маха-мудра, уштрасана, джану-ширшасана, ангуштхасана, супта-ваджрасана, матсьясана, ардха-матсьендрасана, бхадрасана, баддха-падмасана, маюрасана.
- Торс, плечевой пояс, руки: бхуджангасана, дханурасана, падахастасана, ардха-чакрасана, куккутасана, баддха-падмасана, пашчиматанасана, уштрасана, випарита-карани, матсьясана, ардха-матсьендрасана, гомукхасана, маюрасана.
- Позвоночник: пашчиматанасана, триконасана, падахастасана, халасана, бхуджангасана, шашакасана, уштрасана, ардха-чакрасана, ардха-матсьендрасана, джану-ширшасана, баддха-падмасана, халасана, бхадрасана, матсьясана, супта-ваджрасана, ангуштхасана (вытягивание за счет веса, приложенного к нижнему концу), маюрасана.
Категории упражнений по характеру их психоэнергетического воздействия
- Притхви-грантхи: бхадрасана, акарша-дханурасана, пашчиматанасана, джану-ширшасана, падахастасана, все перевернутые асаны, куккуттасана, маюрасана. гомукхасана, ангуштхасана, мула-бандха, ашвини-мудра, уддияна-бандха, шакти-чалана-мудра, триконасана, все прогибы назад.
- Вари-грантхи: макарасана, гомукхасана, мула-бандха-мудра, маха-мудра, маха-бандха, маха-ведха, ашвини-мудра, шакти-чалана-мудра, все пранаямы, бхадрасана, акарша-дханурасана, халасана, пашчиматанасана, все прогибы назад, сарвангасана, випарита-карани, ширшасана, маюрасана, супта-ваджрасана, ардха-матсьендрасана.
- Агни-грантхи: йога-мудра, уддияна-бандха-мудра, наули-крийя, агнисара-дхаути, сахаджа-агнисара, халасана, матсьясана, пашчиматанасана, ардха-матсьендрасана, все перевернутые асаны, все прогибы назад в сочетании с маюрасаной, джану-ширшасана, павана-муктасана, куккутгасана, падахастасана. особое значение для развития агни-грантхи имеет регулярная практика пранаямы.
- Вайю-грантхи: все пранаямы и упражнения для торса, плечевого пояса, рук и позвоночника.
- Висма-грантхи: випарита-карани-мудра, матсьясана, сарвангасана, халасана, уштрасана и другие прогибы назад, баддха-падмасана, все пранаямы.
- Ахам- и махат-грантхи: шашакасана, мукта-падмасана, баддха-падмасана, ширшасана, ардхаматсьендрасана, падахастасана, ардха-чакрасана, матсьясана, маюрасана, все мудры и все пранаямы.
Пранаямы являются более эффективным средством, чем асаны, ибо если последние практикуются без осознанного дыхания, соответствующего предписаниям и превращающего их в динамическую пранаяму, польза, ими приносимая, весьма ограничена и нередко сопровождается нежелательными побочными эффектами, иногда сводящими на нет их благотворность.
Всякая асана и мудра суть не более чем канва для процесса правильного дыхания, без этого корректный психоэнергетический эффект практики принципиально недостижим. И еще раз: для укрепления здоровья больные люди могут пользоваться только сахаджа-, пашчатья- и враджана-пранаямами. Все полные пранаямы и пранаямы высших типов в терапевтических целях неприменимы, ибо опасны. Ими пользуются только для духовного развития и обретения магических сил те, кто раз и навсегда решил для себя проблемы здоровья. Для того же, кто ограничен несовершенством физического тела, практика высших пранаям неизбежно сопряжена со смертельным риском. Доказывать что-либо самому себе в данном случае просто глупо, ибо вина за переоценку своих возможностей в полной мере ложится на самого практикующего.
Всему свое время. Пожалуйста, не спешите! Эта просьба в основном обращена к тем, кто излишне самоуверен. Как явствует из опыта, именно такие люди чаще всего попадают в ультимативные ловушки, расставленные ими на самих себя.
Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»