5 таттв | Творение материи перестановкой и сочетанием всех таттв | Что происходит после смерти?
5 таттв
Тантра оговаривает, что вся материя образована комбинацией 5-ти таттв, или бхут, то есть элементов.
«Творение происходит благодаря пяти таттвам, и ими оно поддерживается».
«Шива-свародайя»
В «Тантрараджа-тантре» Шакти спрашивает Шиву: «Где существуют все таттвы, в теле или вне его?» Шива отвечает, что таттвы проникают во все тело и ум.
Все ваши мысли и действия находятся под влиянием этих таттв. Поэтому в Йоге необходимо знать, как ведут себя таттвы, и каким образом можно их контролировать и использовать.
5 таттв известны как:
- Акаша, или эфир
- Вайю, или воздух
- Агни, или огонь
- Апас, или вода
- Притхви, или земля
Однако, эти таттвы не следует ошибочно принимать за физические или химические элементы:
- Притхви – это не земля, которую мы видим вокруг нас.
- Апас – это не вода, которую мы пьем и которой моемся.
- Агни – не тот огонь, которым мы согреваемся, и так далее.
Скорее, их следует рассматривать как следствие световых и звуковых эманации, порожденных иной энергией, или праническими вибрациями.
Астрология утверждает, что 4 из этих элементов оказывают значительное влияние на нашу личность, ум, эмоции и судьбу, но она не учла самый тонкий и важный элемент, то есть эфир, который отвечает за духовный опыт. Но наука Тантры и Йоги, обстоятельно изучившая этот предмет, ясно доказывает, что эти 5 таттв составляют человека и непрерывно воздействуют на него.
Тантрические тексты излагают целую науку таттв, согласно которой практикующий ее может не только предвидеть будущее, но и контролировать результаты своих действий на протяжении дня. Конечно, это не должно быть целью, ради которой мы стремимся обрести это знание. Это просто указывает на тесную связь между таттвами и всей структурой вашей жизни. Благодаря «таттва-гьяне» или знанию элементов возможно даже изменить собственную судьбу.
Эти 5 таттв образуют последовательный ряд, в котором каждая последующая таттва возникает из предыдущей.
- Первая таттва есть акаша, которая представляет собой недифференцированную материю, содержащую безграничное количество потенциальной энергии. Поэтому акаша есть тонкое состояние, когда и энергия, и материя существуют в своей скрытой потенциальной форме в недрах сознания. Когда частицы акаши начинают вибрировать, создается движение, и вайю-таттва появляется в форме воздуха.
- Частицы вайю обладают величайшей свободой перемещения, и поэтому вайю-таттва видится как всеохватывающее движение. Чрезвычайная подвижность частиц энергии вайю производит тепло, что является причиной появления следующей таттвы, агни.
- В агни-таттве движение энергии слабее, чем в вайю. Это уменьшение подвижности дает возможность агни-таттве рассеивать часть своего излучающего тепла и таким образом охлаждаться до состояния апас или таттвы воды.
- С появлением апас-таттвы полная свобода движения вайю-таттвы и частичная свобода движения агни-таттвы утрачивается, и частицы ограничиваются определенным пространством, перемещаясь только в небольших пределах.
- Притхви, возникает вследствие дальнейшего уменьшения энергетической вибрации, которое вызывает уплотнение апас до состояния притхви. Здесь утрачивается даже ограниченная свобода движения в апас. Каждая частица притхви имеет свое собственное место, и любые вибрации ограничены занимаемым ею пространством.
Творение материи перестановкой и сочетанием всех таттв
С целью создания материи эти 5 элементов проходят очень сложный природный процесс перестановки и сочетания. Каждый элемент делится на 2 равные части. Вторая часть каждого элемента далее делится на 4 равные части (то есть 1/8 целого). Затем первая часть (половина элемента) сочетается с 1/8 каждого из 4-х элементов, для образования материи, то есть половина эфира сочетается с 1/8 каждого из других 4-х элементов, и такой же процесс имеет место с каждым из элементов. Это известно как процесс пятикратного увеличения, после которого происходит перестановка и сочетание. Этот процесс превращения тонких элементов в грубую материю называется «панчикара». Он отвечает за физическое тело и всю вселенную. Утверждается, что в физическом теле эти элементы представлены в соотношении 5:4:3:2:1; за притхви, занимающей самую большую часть тела, следуют в меньших пропорциях соответственно вода, огонь, воздух, эфир. Эти соотношения определяют наши физические, ментальные и духовные возможности.
Различные перестановки и сочетания производят различные результаты. Для пояснения можно сказать, что если вы, предположим, вычтете или прибавите какой-нибудь из элементов, необходимых для формирования человеческого тела, и слегка измените их перестановку и сочетание, результатом будет обезьяна, слон или овца – кто знает? Точные комбинации и пропорции существующей материи известны только Природе, и это осталось одним из ее секретов. Раскрыв этот секрет, мы были бы не далеки от того, чтобы по собственной воле производить и разрушать материю в научной лаборатории.
Этому нетрудно поверить. Процесс телефотографии и спутниковой передачи основан на таком же принципе. Сообщения из одной страны в другую передаются не как фотографии, но как звуковые и световые волны. Позднее из этих волн воссоздается точное содержание переданного. Скоро станет возможным делать то же самое с одушевленными и неодушевленными объектами.
Например, для путешествия с Земли на Юпитер (или на расстояние многих световых лет) вы были бы сначала трансформированы в звуковые и световые волны и по достижении места назначения восстановлены в своей собственной форме. Это звучит эксцентрично, но если вам понятна идея, то вы легко можете представить, из чего и каким образом ваше тело возникло в той плотной форме, которую вы воспринимаете.
В системе эволюции эти 5 таттв произошли от тамасичных преобладающих танматр. Танматра есть абстрактное качество, посредством которого мы воспринимаем таттву.
- Акаша воспринимается через шабда-танматру (звук)
- Вайю через спарша-танматру (осязание или ощущение)
- Агни через рупа-танматру (форма или образ)
- Апас через раса-танматру (вкус)
- Притхви через гандха-танматру (запах)
Эти танматры, или основные принципы чувственного восприятия сложным образом соединены с чувствами и индрийями, посредством которых они познают и действуют. Существует 2 вида индрий:
- Гьянендрии – органы познания
- Кармендрии – органы действия
Однако, индрий не самодостаточны, но зависят от ментальной способности санкальпа/викальпа (выбор и непринятие). Кроме того, чувства, возникающие при посредстве индрий, находятся также под влиянием ахамкары, которая отождествляет их как личный опыт, и буддхи, который познает всякий опыт.
Таким образом, все таттвы должны считаться продолжением чистого сознания, а не индивидуальными отдельными сущностями. Необходимо помнить, что в ходе эволюции тонкие состояния дают начало более грубым состояниям, каждое из которых имеет свою причину в предшествующем элементе. Таким образом, причина является неотъемлемой частью следствия.
- Акаша-таттва, которая развилась из акаша-танматры, не содержит в себе качеств других 4-х таттв, так как они более грубые.
- Из акаши выделяется вайю, который составляют как акаша-танматра, так и вайю-танматра.
- Из вайю возникает агни-таттва, которая содержит акаша, вайю и агни-танматры.
- Позднее агни развивается в апас, который содержит акаша, вайю и апас танматры.
- Последняя таттва, притхви, сочетает в себе качества всех 5-ти таттв.
Теперь можно прийти к заключению, что приписываемые таттвам качества являются смешанными, и каждая таттва, имея свою преобладающую характеристику, также впитывает в себя качества той таттвы, из которой она выделилась.:
- Эфир обладает качеством звука.
- Воздух обладает качествами и звука, и осязания, хотя осязание преобладает.
- Преобладающим качеством огня является форма, но с элементами звука и осязания.
- В воде превалирует вкус, но присутствуют также качество звука, осязания и формы.
- В земле, помимо преобладающего запаха, присутствуют и все остальные качества. Поэтому легко установить, что притхви, по широкому диапазону воспринимаемых через нее ощущений, является самой грубой таттвой, и эфир, имеющий своим посредником только звук, является тончайшей таттвой.
Эти 5 таттв, составляющие всю материю в нашем теле, были сведены в самую грубую форму в утробе вашей матери. Теперь они должны быть очищены, подобно тому, как очищают нефть, чтобы получить бензин. Задача таттва-шуддхи заключается в осуществлении этого процесса очищения, который приводит к переживаниям, связанным с более тонкими таттвами. Подобно ученому, который может наблюдать под микроскопом мельчайшие формы жизни, практикующий таттва-шуддхи приходит к возможности воспринимать материю не в ее плотной форме, но как сознание.
В «Раджа-йога-сутрах» Патанджали утверждается, что каждая таттва обладает 5-тью свойствами, для постижения которых искатель должен практиковать «самьяму» (спонтанное сочетание концентрации, медитации, самадхи). Патанджали назвал этот процесс «бхутаджайя», или совершенное владение элементами.
- Первой особенностью этих 5-ти таттв является наличие грубой формы, которая связана с чувственными переживаниями звука, осязания, формы, вкуса и запаха.
- Второй особенностью является качество элементов. Например, твердость земли, жидкость воды, тепло огня, движение воздуха, пустота и обширность эфира.
- Третья – это аспект, связанный с тонкостями танматр. Помимо грубой сферы чувственного восприятия, существует более тонкое состояние, в котором таттвы ощущаются, как тонкий звук, тонкое осязание, тонкая форма, тонкий вкус и тонкий запах. Эти тонкие формы, часто называемые психическими видениями, являются сверхчувствительными состояниями чувственного восприятия.
- Четвертый аспект таттв связан с 3-мя гунами: саттвой, раджасом и тамасом. 3 гуны, олицетворяющие сияние, деятельность и инертность, являются составной частью 5-ти таттв. Акаша, равно как и вайю, агни, апас и притхви, присутствуют в теле в своем саттвичном, раджасичном и тамасичном состояниях. Чтобы достичь духовного переживания, искатель должен преодолеть тамасичные и раджасичные состояния таттв и преобразовать их в сияние саттвы. Практика таттва-шуддхи облегчает эту задачу.
- Пятый аспект таттв, известный как «артхаваттва», указывает назначение таттв. Писания единодушно утверждают, что таттвы созданы для наслаждения и для освобождения сознания от материи.
Другие известные свойства 5-ти таттв – это «шабда» (звук), «варна» (цвет) и «рупа» (форма), созданные движением энергии в таттвах. Различные цвета таттв указывают на вибрационную частоту энергии каждой таттвы:
- Цвет акаша-таттвы черный, так как вибрация в ней практически отсутствует.
- Вайю вибрирует на частоте голубого света.
- Агни на частоте красного света.
- Апас – белого цвета.
- Притхви – желтого цвета.
Еще одно проявление энергии, звук, характеризуется биджа-мантрой таттв:
- Для акаши – Хам
- Для вайю – Йам
- Для агни – Рам
- Для апаса – Вам
- Для притхви – Лам
Сочетание звука и света дает форму энергии, и поэтому:
- Акаша воспринимается в форме круга.
- Вайю как шестиугольник.
- Агни как перевернутый треугольник.
- Апас как полумесяц.
- Притхви как желтый квадрат.
Недавние исследования показали, что свет, звук и форма являются различными стадиями проявления энергии. Для подтверждения этого мантру произносили должным образом в тоноскоп, который воспроизводил мантру в ее визуальной форме. Таттва-мантры имеют соответственные цвета и формы.
5 элементов и их характеристики
земля | вода | огонь | воздух | эфир | |
---|---|---|---|---|---|
Природа | Тяжелая | Прохладная | Горячий | Неустойчивый | Смешанный |
Качество | Тяжесть, сила сцепления | Текучесть, сжатие | Теплота, расширение | Движение | Распространение, образующее пространство |
Цвет | Желтый | Белый | Красный | Голубой/серый | Черный |
Форма | Четырехугольник | Полумесяц | Треугольник | Шестиугольник | Бинду/точка |
Чакра | Муладхара | Свадхистана | Манипура | Анахата | Вишуддхи |
Мантра | Лам | Вам | Рам | Йам | Хам |
Танмантра | Запах | Вкус | Зрение | Осязание | Звук |
Функция в теле | Кожа, кровеносные сосуды | Все жидкости тела | Аппетит, жажда, сон | Расширение, сокращение мускулов | Эмоции, страсти |
Кармендрии | Анус | Воспроизводительный орган | Ноги | Руки | Голосовые связки |
Гьянендрии | Нос | Язык | Глаза | Кожа | Уши |
Расположение (как в таттва-шуддхи) | От носков до колен | От колен до пупка | От пупка до сердца | От сердца до межбровья | От межбровья до верха головы |
Состояние ума | Ахамкара (эго) | Буддхи (проницательность) | Манас (мысль/противоположная мысль) | Читта (психическое содержание) | Праджня (интуиция) |
Коша | Аннамайя | Пранамайя | Маномайя | Вигйанамайя | Анандамайя |
Прана | Апана | Прана | Самана | Удана | Вьяна |
Лока | Бху | Бхувар | Свар | Маха | Джняна |
Направление | Восток | Запад | Юг | Север | Середина и верх |
Что происходит после смерти?
Таттвы существуют в общей, или вселенской сфере и в индивидуальной сфере. Космической является та сфера, где вечно происходит процесс творения, и индивидуальной является та сфера, где таттвы оказываются в ловушке материи. Когда материя распадается, эти индивидуальные таттвы возвращаются во вселенскую сферу и смешиваются со своими соответственными космическими двойниками. Во время смерти индивидуальные таттвы, которые составляют тело и ум, возвращаются к своему источнику. Акаша возвращается акаше, вайю к вайю, агни к агни, апас к апасу, притхви к притхви, ожидая творения в других формах материи.
Наконец, важно отметить при анализе таттв, что они играют свою роль только по велению «принципа разума», то есть сознания. Без сознания эти таттвы остаются неподвижными и скрытыми.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»