День Святой Троицы (Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) – один из самых главных праздников христиан, входящий в число двунадесятых праздников.
Прихожане православных церквей и храмов отмечают этот праздник через 49 дней после Пасхи – на 50-й.
Традиции западной христианской церкви относят праздник Пятидесятницы ко дню сошествия Духа Святого к апостолам. А Троицу отмечают в следующее воскресенье.
Пятидесятница один из 3-х великих ветхозаветных праздников, которые отмечали принятие Синайского законодательства при пророке Моисее. В это время, за 1500 лет до Рождества Христова, у горы Синайской, еврейские народы, освобожденные из Египта, вступили в единство с Богом, которому они обещали служить и послушать, а Господь Бог отдавал благоволение.
Праздник сопровождался особой радостью, поскольку по времени года совпадал с окончанием жатвы.
В Новом Завете
Согласно Деян. 2:1-18 (Деяния святых апостолов) на 10 день после Вознесения (через 50 дней после Воскресения) к апостолам в Сионскую горницу в Иерусалиме сошел Святой Дух. Предположительно они находились именно в той комнате, где совершалась Тайная вечеря, ожидая исполнения пророчества Иисуса о его явлении в виде Духа, дабы завершить спасение людей. В стихе 2:2-4 это описывается так: «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Эти языки несли с собой великое благо, духовные силы, радость. Люди были переполнены воодушевлением, любовью к Богу, которого они стали славить вслух на различных языках, а не на привычном еврейском. В день Пятидесятницы в этом городе было много иудеев из различных стран и городов. На звуки голосов из дома, из которого доносились наречья совершенно разных местностей, сбежались изумленные иудеи. Они были крайне удивлены, ведь ученики Христа (в основном галилеяне) были малообразованными, потому не могли знать этих языков. Некоторые люди пришли в ужас от услышанного, были в оцепенении. Часть ставших свидетелями явления людей стала насмехаться над апостолами, утверждая, что те «напились сладкого вина», по Деян. 2:13. Ответил им Петр: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян. 2:14-18)
Апостол Петр начал свою речь, которая указала на чудо явления Святого Духа, на претворившееся в жизнь предсказание древности. Ведь еще задолго до рождения, Господь устами пророков предсказывал свое явление.
Устами Петра вещал сам Дух Святой, потому его речь была проста и понятна всем. В этот день Христова церковь обрела 2880 новых верующих, которые по велению Петра покаялись и приняли благодать Святого Духа.
Название и толкование
Название праздника исходит к сошествию Святого Духа на апостолов, как и завещал им Христос перед Вознесением. Явление Святого Духа явило тройственность Бога. Иоанн Златоуст пишет: «”И наполнил весь дом”. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь – с апостолами; а с пророками – иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: “и было”, говорит он, “в устах моих сладко, как мед” (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну».
В этот день по Деян. 2:41-47 была организованна вселенская апостольская Церковь. В католическом учении раскрывает эти события молитва, которая звучит следующим образом: «Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam».
Новый завет напрямую не указывает на присутствие Божьей Матери при сошествии с небес Святого Духа к апостолам 1:14. На иконах ее часто изображают, основываясь на Деяниях апостолов, которое гласит, что единомышленники и ученики Иисуса Христа, его братья молились вместе с женами-мироносицами, Матерью Божией Марией. Иннокентий (Борисов), епископ, пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».
В богословии существует понятие «харизма», что означает особые дары от Святого Духа для апостолов на празднике в храме Иерусалима. Это мудрость, вера, чудеса, исцеление, пророчества, глоссолалия, толкование языков, а так же умение и знание различать духов.
Богослужение
В православии
Православные храмы в этот день служат одну из самых красивых и торжественных служб в году. В вечер субботы идет служба всенощного бдения. 3 паремии входят в эту великую службу. Первая вещает о схождении Святого Духа на праведных верующих – это Чис. 11:16-17 и Чис. 11:24-29 Ветхого завета, вторая паремия – это Иоил. 2:23-32, третья – Иез. 36:24-28. Перечисленные стихи согласно православной вере пророческие и повествуют о том, как Святой Дух сошел на апостолов в Пятидесятницу. Во время службы также исполняется стихира 6-го гласа Царю небесный, которая после праздника поется и читается ежедневно в этом году.
Утренняя служба сопровождается чтением Евангелие от Иоанна Ин. 20:19-23, а также служится полиелей, поются каноны Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина.
После утреннего молебна начинается праздничная литургия, где читают Деян. 2:1-11, Ин. 7:37-52, Ин. 8:12. Литургия завершается служением «Девятый час», «Великая вечерня». На них славят явление Духа, происходит коленопреклонение, при котором священнослужитель читает 7 молитв о спасении верующих и упокоении душ усопших, о Церкви Христовой. Эта служба является завещающей в пасхальных празднествах. В понедельник, после службы, отмечают праздник Святого Духа.
Священнослужители облачаются в основном зеленые одежды, которые символизируют животворящую и обновительную силу Духа Святого. В некоторых местах священники так же используют белый и золотой цвета.
Согласно русской традиции пол храма или церкви, а также дома верующих людей застилаются только что скошенной травой, а иконы украшают веточками березы.
В западной христианской традиции
Как уже упоминалось выше, праздничные служения в католических церквях, а также в лютеранских, разделены на Сошествие Святого Духа и день Святой Троицы, который отмечается через неделю.
По канонам Католицизма сошествие Святого Духа – первый праздник в «цикле Пятидесятницы», который включает в себя: День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице), Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице), Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице), Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице). Имеющими наивысшее значение являются праздники и для римского литургического календаря. В праздник Пятидесятницы священнослужители надевают красные одежды, олицетворяющие огненные языки Духа, а в праздник Троицы одеяния принято надевать белые, какие носят на другие великие празднования. В день сошествия Святого Духа служатся месса навечерия (в субботу) и месса днем (в воскресенье).
Коллекта мессы днем праздника Пятидесятницы: «Боже, тайной сегодняшнего праздника Ты освящаешь Церковь Твою, в которую призваны все народы. Ниспошли всему миру обильные дары Духа Святого и соверши в сердцах верующих те чудеса, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков».
В Римско-католической церкви взрослые верующие принимают крещение – такова традиция.
Что касается украшения икон храмов веточками деревьев, то это принято в Польше и Беларуси, а также березой украшают католические храмы в России.
Иконография
Праздник этот начинает иметь отражение в иконописи с VII века в мозаиках и фресках, в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы). Как правило, это изображение 12 апостолов со свитками, книгами, с жестами благословления, которые находятся в Сионской горнице, сидящими в виде подковы. На месте Иуды изображается Павел. Между Павлом и Петром пустое место, которое символизирует присутствие Духа, которого не было на тайной вечере.
Реже можно увидеть Матерь Божью. В VII веке впервые она появляется в иконописи, впоследствии пропадает в восточные традиции, но часто используется в западных, а уже вновь появляется на изображениях, посвященных празднику в XVII веке.
Вверху икон обычно присутствуют языки пламени или свет. В западной иконографии используется символ спускающегося голубя, взятого из писания о Крещении Господнем. Внизу икон можно заметить темное место, которое напоминает о первом этаже дома, на котором произошло это волнующее событие – Воскресение Иисуса. В отражении средневековых миниатюр обычно присутствует и толпа народа разных стран, иногда царь Давид, на полотне несущий 12 свитков на растянутом покрывале, которые символизируют апостольскую заповедь. Образ царя получил название «Царь-Космос».
Существует объяснение образа царя: его предсказание о Воскресении упоминал апостол Петр в своей проповеди (Деян. 2), и считается, что его могила расположена на первом этаже под горницей. Гораздо менее известны толкования его как пророка Иоиля, Адама, Иуды или Христа в образе Ветхого Денми.
Философ Е. Н. Трубецкой считал, что образ царя символизирует Космос (Вселенную). В «Умозрение в красках» он пишет: «…внизу в подземелье, под сводом томится пленник – “царь космос” в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот».
Народные традиции
Итальянские народы разбрасывают в церквях с потолка лепестки роз, что отражает явление огненных языков. Отсюда, например, на Сицилии праздник получил название «Pasqua rosatum» или «Pasqua rossa» (по цвету облачения священнослужителей – красных одежд).
Французы имеют традицию дуть в трубу, что олицетворяет описанный в явлении Святого Духа сильный ветер. На английском северо-западе принято было проводить шествия или другими словами «духовные прогулки», которые совершали хоры, оркестры, девушки в белом. Проводились «Духовские ярмарки», реже называемые «Троицкие эли». Также в это время варили пиво, танцевали, проводили турниры лучников и сырные гонки. Финны искали пару до Троицы, так как считалось, что если не найти, то так и останешься целый год один.
Славяне Троицу отмечают либо 1 день (воскресенье), либо 3 дня (до вторника). Период троицких праздников – это Преполовение, Вознесение, Семик, неделя перед Троицей, троицкая неделя, а также некоторые дни недели, которые празднуются для защиты от засухи или града, а четверг чаще всего – поминки по нечистым покойникам, Петровское заговенье. После следующего за Троицей Петровского поста начинается лето.