Что такое Аюрведа? | Йога, Аюрведа и Тантра | Психосоматическая медицина | 4 уровня аюрведического врачевания
Мы совершим путешествие по разным измерениям нашего сознания, индивидуальным и космическим, знакомым и неизведанным. И все же мы не будем следовать путем чистого воображения и спекуляций, равно как и не станем отрываться от твердой почвы, на которой стоим. Мы подробно исследуем интегральный подход к сознанию, который затрагивает физическое тело, с одной стороны, и бессмертное Я – с другой. Мы заглянем во все аспекты нашей природы и посмотрим, как они влияют на наши мысли, чувства, восприятие и сознание.
Опорой в этом путешествии нам станет мудрость йогов и риши Гималаев. Эта йогическая мудрость – не просто техническое ноу-хау, философские глубины или религиозное откровение. Это мудрость самой жизни, которая превыше любых взглядов и догм. Поэтому от читателя требуется личное участие. Он сам должен стать одновременно наблюдателем и наблюдаемым. Исследовать сознание по-настоящему – означает совершить путешествие в глубь своего собственного существа. Это означает исследовать не только поверхностное, ограниченное временем эго, но и истинное Я; а все, что мы видим внутри и снаружи, является лишь отражением этого Я. Вы откроете для себя силы Природы, действующие в вас, а также тот факт, что вы сами – подобны космосу, а ваше внутреннее сознание едино с Богом.
Что такое Аюрведа?
Аюрведа – древняя ведическая «наука жизни», традиционная индийская система натуропатии, которая существует уже 5 тысяч лет. Аюрведа – медицинская часть йогических систем Индийского субконтинента, в число которых входят Йога, Веданта, Тантра и Буддизм. В наши дни Аюрведа является авангардом психосоматической медицины. Она получила распространение далеко за пределами той культуры, из которой вышла, и во всем мире интерес к ней растет с каждым годом. Древняя Аюрведа с ее представлениями о жизни и сознании отнюдь не выглядит сегодня архаической и устаревшей,- напротив, благодаря своему духовному взгляду на место человека во Вселенной она оказывается ключом к медицине будущего.
Аюрведа рассматривает физическое тело как кристаллизацию глубинных ментальных тенденций, принесенных из прошлых жизней. Ум же она считает отражением тела и кладовой впечатлений, которые поступают к нам через органы чувств. За пределами системы «тело-ум» она различает истинное Я и бессмертную природу, пребывая в которой, мы способны справиться со всеми физическими и психическими проблемами. Она единым взором охватывает тело, ум и дух и предлагает особые методы работы с каждым из них.
С точки зрения Аюрведы, человека не следует считать всего лишь ограниченным набором биохимических процессов, сознание – всего лишь функцией мозга, а личность – всего лишь продуктом социальных условий, хотя все эти факторы могут быть немаловажными. Аюрведа рассматривает человеческий дух как чистое сознание, связанное с системой «тело-ум», но не ограниченное ею. Система эта является лишь инструментом для выражения души.
Само тело является психическим организмом, носителем восприятия, и его задача состоит в том, чтобы поддерживать функции 5 чувств и облегчать нашему сознанию доступ к опыту различного рода. Любое нарушение телесных функций коренится в процессе восприятия и является результатом неверного использования 5 чувств. Чрезмерное, недостаточное или неправильное использование чувственного восприятия приводит к неверным действиям, которые в конечном итоге вызывают боль. Чтобы понять, как функционирует наше тело, мы должны также понять, как работает наш ум.
Йога, Аюрведа и Тантра
Аюрведа – ветвь йогической науки, посвященная врачеванию. Йога – духовный аспект Аюрведы. Аюрведа – терапевтический аспект Йоги. Йога – нечто гораздо большее, нежели асаны или система физических упражнений, хотя именно эта составляющая Йоги сейчас наиболее известна на Западе. В своем изначальном смысле Йога – это наука духовного развития, целью которого является самореализация, познание нашей истинной природы, находящейся за пределами времени и пространства. Подспорьем в этом процессе являются тело и ум, свободные от болезней.
Методы йогической терапии (йогачикитса) – традиционная часть Аюрведы, где они используются в лечении как физических, так и психических заболеваний. Для лечения физических заболеваний Аюрведа использует такие методы Йоги, как йогические позы и дыхательные упражнения. Аюрведическая психотерапия включает те йогические практики, которые предназначены для духовного роста, – такие, например, как мантра и медитация. Аюрведическая концепция ума берет свое начало в философии Йоги и ее теории многоуровневого сознания (Аюрведа, как и Йога, основывается на философии санкхьи, которая, в свою очередь, берет начало в упанишадах). Таким образом, изначально аюрведическая и йогическая психология были весьма близки друг другу, и расходиться они начали только в недавнее время. Это происходит потому, что люди, в том числе и учителя Йоги, особенно на Западе, не всегда знают об изначальной связи между Йогой и Аюрведой.
На сегодняшний день в мире существует несколько школ так называемой йогической психологии. Одни из них сочетают йогические позы с методами психоанализа. Другие используют методы йогической медитации, соединяя их с воззрениями западной психиатрии и медицины. Иные же используют методы Йоги непосредственно в психотерапевтических целях, но вне аюрведического контекста. Все эти подходы могут быть полезны, но они станут работать лучше, если мы объединим их с Аюрведой. Она является изначальной системой йогического врачевания и располагает необходимой медицинской терминологией, для того чтобы использовать Йогу как науку целительства во всей полноте.
И Аюрведа, и Йога связаны с системой Тантры, в которой применяются различные техники изменения сознания. Истинная Тантра – это нечто значительно большее, чем система сексуальных практик, к которой в наши дни многие по неведению ее сводят. Подобный взгляд отражает лишь очень узкий и, вообще говоря, низший аспект Тантры. Тантра – целостная система человеческого развития, с помощью которой возможно изменить к лучшему все аспекты нашей жизни.
В арсенал тантрических методов входят сенсорные терапии – приемы врачевания цветом, драгоценными камнями, звуком и мантрами, а также обращением к различным божествам. Божества, как, например, Шива или Божественная Мать,- это архетипы, способные произвести изменения на таких глубоких уровнях сознания, в которые индивидуальный ум просто не в состоянии проникнуть. Сенсорные терапии изменяют то, что мы закладываем в сознание, и это позволяет снять негативную обусловленность, не прибегая к психоанализу. В аюрведической психотерапии применяется ряд тантрических методов. Тесно связаны с Аюрведой и тантрические представления о тонких энергиях ума и тела. Наконец, методы высшей Тантры используют и наиболее глубокие школы Йоги.
Психосоматическая медицина
Аюрведическим врачам нет нужды называть себя психотерапевтами. Психотерапия является частью их повседневной практики, в которую входит врачевание как физических, так и психических недугов. Согласно Аюрведе, физические заболевания возникают преимущественно из-за внешних факторов – таких, как неправильное питание или воздействие патогенов. Психические заболевания возникают в основном из-за внутренних факторов – таких, например, как неверное использование чувственного восприятия и накопление негативных эмоций. Все это происходит вследствие нашей кармы, результатов прошлых действий, накопленных в предыдущих воплощениях. Однако, как правило, физические и психические заболевания тесно переплетаются между собой, и редко можно встретить одно без другого.
Некоторые болезни, такие как острые инфекционные заболевания, имеют почти исключительно физические причины, и их можно вылечить, действуя на физическом уровне. Однако за большинством болезней кроются психологические причины, а любая длительная болезнь оказывает влияние на ум. Физические заболевания приводят в беспорядок эмоции и ослабляют чувственное восприятие, что может повлечь за собой психические отклонения. В свою очередь, психический дисбаланс сказывается на физическом состоянии. Он ведет к неумеренности в еде, оказывает дополнительную нагрузку на сердце и нервную систему и ослабляет физическое тело.
В современном мире проблемы у людей носят в основном психологический характер. Мы обеспечены пищей, одеждой и кровом, которые защищают нас от большинства физических угроз. И все же многие из нас, не имея серьезных физических проблем, страдают от психологической неудовлетворенности. Эта неудовлетворенность может проявляться как чувство одиночества, гнева или беспокойства, как ощущение, что нас не любят и не ценят. Стрессы такого рода снижают уровень нашей физической энергии и мешают нам осуществлять наши жизненные планы.
Сам образ нашей жизни порождает чувство обреченности. Наша деятельная и беспокойная культура оставляет не так уж много места для покоя и удовлетворенности. Мы разрушаем основы своей жизни – качественную пищу, воду и воздух, счастливую семейную жизнь. Мы живем в искусственном мире, в котором доминирующую роль играют урбанистические пейзажи и средства массовой информации, а пищи для души катастрофически не хватает. Мы постоянно стремимся к обладанию все новыми и новыми вещами и редко довольствуемся тем, что имеем. Мы перебегаем от одного стимула к другому, не замечая, что мчимся в никуда. Наша жизнь находится во власти накопительства, которое почти никогда не позволяется нам остановиться и сделать передышку. Наша медицина – ремонт на скорую руку, который позволяет нам двигаться дальше, сохраняя все тот же неправильный образ жизни, но который очень редко затрагивает поведенческие корни наших проблем. Мы наскоро глотаем таблетку надеясь, что проблема исчезнет, и не понимая, что эта проблема может оказаться симптомом дисбаланса в жизни, предупредительным сигналом, на который нам следовало бы обратить внимание.
Аюрведа, с другой стороны, учит гармонии с Природой и предлагает в качестве ключей к благополучию простоту и удовлетворенность. Она показывает, как сохранять состояние равновесия, в котором самореализация – вопрос сегодняшнего существования, а не завтрашнего достижения. Она проводит нас к роднику творческой активности, заключенному внутри нашего сознания, раскрывает способность преодолевать психологические трудности и предлагает истинное решение проблем здоровья, состоящее в том, чтобы вернуться к единству со Вселенной и с божественным началом внутри нас. Но для этого необходимо изменить свой образ жизни, мышления и восприятия.
4 уровня аюрведического врачевания
Аюрведа выделяет 4 основных уровня врачевания:
- Лечение заболевания.
- Предупреждение заболевания.
- Повышение качества жизни.
- Развитие сознания.
Для большинства из нас лечение начинается тогда, когда мы заболеваем. Это реакция на определенное состояние, которое уже имеет место. Цель ее состоит в том, чтобы исправить то, что уже сломалось. Однако если медицина начинает действовать только на этапе лечения болезни, она терпит неудачу, так как болезнь уже успевает нанести нам вред. На этой поздней стадии могут потребоваться радикальные и агрессивные меры, такие как применение химических препаратов или хирургическое вмешательство.
Более высокий уровень врачевания состоит в том, чтобы справиться с болезнью прежде, чем она дала о себе знать. В этом случае агрессивные меры, вроде лекарств и хирургии, скорее всего не потребуются. Чтобы выйти на эту стадию лечения, мы должны принять во внимание такие факторы, как образ жизни психическое состояние человека, а также влияние окружающей среды и работы. Мы должны выяснить основные негативные обстоятельства нашей повседневной жизни, которые делают нас уязвимыми для болезней.
В какой-то степени мы больны всегда, потому что сама жизнь изменчива и нестабильна. Мы постоянно подвергаемся атаке болезней, особенно когда ослабеваем из-за смены времен года или старения. Каждое существо, однажды рожденное, должно в конце концов умереть. Здоровье – постоянное приспособление к изменяющейся среде, подобное плаванию в бурном море. Невозможно достичь однажды здоровья и на этом успокоиться – оно требует постоянной заботы.
Третий уровень лечения – повышение качества жизни, укрепление сил и обеспечение долголетия. На этом уровне мы не просто предотвращаем заболевания, но наращиваем жизненную силу. Однако цели Аюрведы не ограничиваются поддержанием здоровья, избавлением от болезней и продлением жизни.
Четвертый уровень Аюрведы – развитие сознания. Здесь требуется духовный подход к жизни, включающий, помимо прочего, овладение искусством медитации. Быть здоровым – очень важно, но здоровье не является самоцелью. Недостаточно просто продлевать свою жизнь и накапливать энергию, которая позволяет нам делать то, что хочется. Мы должны также управлять своими мотивами и выбором целей. Развитие сознания – вот истинная цель всей нашей деятельности. Сознание – наше окончательное проявление, сущность того, чем мы являемся. Это единственное, что мы можем взять с собой в момент смерти. Сознание может развиваться и после того, как угаснут тело и ум, и оно – наш первейший помощник в период старения.
Цель физического воплощения состоит в том, чтобы достичь более высокого уровня развития сознания. Исполнение этой задачи индивидуумом возвышает не только его, но и все остальное человечество, весь мир. Все наши человеческие проблемы возникают из-за недостаточно развитого сознания,- имеется в виду не просто недостаток знаний, но и неспособность понять свое место во Вселенной. Фактически, у нас и нет никакого места во Вселенной. Вселенная пребывает в нас. Вся Вселенная – часть нашего истинного Я.
Все человеческие существа – часть нашего истинного Я. Все сущее – только разные формы того, чем мы являемся, только листья и ветви древа сознания. Подлинно развитое сознание – это понимание единства, благодаря которому мы превосходим все индивидуальные ограничения и начинаем понимать «Я» как «Все Сущее». Это и есть конечная цель Аюрведы, которая стремится освободить нас от всех печалей и страданий. Развитое сознание – панацея от всех психических расстройств. Но чтобы понять это, мы прежде должны исследовать ум и изучить его деятельность.
Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведа и ум: аюрведическая психотерапия»