В III главе своего трактата, в разделе, посвященном телу, Чарака приводит дискуссию между своим учителем Атрейей и провидцем Бхарадваджем, которые спорили о том, как происходит формирование плода в материнской утробе. Атрейя утверждает, что эмбрион рождается от матери, отца, духа, юкти времени и места, а также питания, связанных воедино умом. После обмена аргументами и возражениями Бхарадвадж спрашивает, откуда все эти элементы узнают, каким образом им следует соединиться, и Атрейя отвечает: «Когда элементы, формирующие зародыш, оказываются в человеческом теле, то по образцу его они принимают форму человека». Когда под действием желания, зародившегося в уме, сперматозоид, яйцеклетка и питательные вещества смешиваются в тигле женского лона в подходящий момент и при подходящих обстоятельствах, то некая эфирная матрица, или модель, на санскрите обозначающаяся тем же словом, что и материнская утроба, придает этой новой жизни человеческий облик. Свой вклад в эту матрицу внесли все жившие до этого люди, и ребенок, созданный по ней, в свое время также сделает вклад в нее.
Эта морфогенетическая модель является одним из главных факторов, придающих эмбриону определенную форму. К числу других факторов относятся расовая матрица родителей, родовые матрицы отца и матери, а также матрицы, сформированные воплощающейся душой в ее прошлых инкарнациях. Все эти влияния в совокупности воздействуют на умы матери и отца до, во время и после зачатия, а результат проявляется по истечении 9-ти месяцев. Супружеская пара должна стремиться к тому, чтобы породить самого сильного, самого красивого, самого здорового, умного и благородного ребенка из всех, какие когда-либо производила на свет эта общечеловеческая матрица. А для этого будущие родители должны особым образом организовать свою жизнь. Обращаясь за помощью к богам, стихиям, великим учителям и прочим влиятельным силам мироздания, они должны воодушевленно и решительно продвигаться к своей цели. Пройдя интенсивный курс очищения и омоложения, они должны соединиться в любовных объятиях, избрав для зачатия благоприятную ночь и благоприятный момент времени.
Затем, продолжает Чарака, врач должен предложить родителям представить себе, какие качества они желают видеть в своем ребенке. Чтобы достичь этих качеств, будущая мать должна подражать в своем «питании, отдыхе, заботах и нарядах» людям, принадлежащим той культуре, матрица которой наиболее близка созданному родителями образу. Женщина не просто сидит и представляет себе, что ее дитя развивается определенным образом, – она сама должна принять соответствующую форму, подкрепляя свои мысли действиями, подражающими представителям избранной культуры. Со времен пришествия ариев сыновья ценились выше дочерей, поскольку сыновья женятся и остаются в родной семье, а дочери с замужеством уходят в чужие семьи. Поэтому в Аюрведе известен ритуал, позволяющий изменить пол плода с мужского на женский.
Плод обладает сознанием. Один из героев «Махабхараты» еще в материнском чреве обучился военному маневру, который описывал его отец в беседе с матерью. Сегодня выясняется, что новорожденный младенец может распознавать, например, мелодии из «мыльных опер», которые мать смотрела в период беременности. Ребенок, которого мать вынашивала против своего желания или против воли своего супруга, будет чувствовать себя нежеланным, даже если потом его окружат любовью и вниманием. Аборты, если только к ним нет медицинских показаний, не поощряются (в особенности после того, как сердце плода начало биться). Однако порой трудно сказать, что хуже: сделать аборт или родить ребенка с неизлечимой травмой, нанесенной враждебными мыслями.
Все, с чем соприкасается беременная женщина, – пища, занятия, окружение и т. д. – должно быть «мягким, сладостным, охлаждающим, приятным и утонченным», чтобы создать ребенку наилучшие условия для развития.
«С беременной женщиной нужно обращаться, как с горшком, до краев наполненным маслом, дабы она ни в чем не испытывала огорчений».
Чарака
Внезапный испуг, травма, слишком горячая пища и питье, употребление алкоголя – вот лишь немногие из психических и физических факторов, способных привести к выкидышу. Повреждения, которые могут нанести вред плоду, подразделяются на механические (например, поездка на лошади по ухабистой дороге), физиологические (например, пристрастие к горькой пище, обостряющей вату, ведет к появлению слабого или истощенного потомства) и психологические (например, враждебность со стороны матери формирует в ребенке злобу, лживость или завистливость). Чарака подчеркивает, что запреты и предписания следует соблюдать не только матери, но и отцу вплоть до момента зачатия, а психологические запреты распространяются на обоих родителей на неопределенный срок и после зачатия.
Влечение к определенным продуктам, нередко встречающееся у беременных женщин, иногда объясняется физиологическим дисбалансом или дефицитом питательных веществ, возникающим из-за того, что мать делится с плодом своей расой, а также из-за отходов жизнедеятельности плода, перегружающих материнские системы выделения. Традиционная тяга к соленым огурцам и мороженому свидетельствует о том, что организм нуждается в сладком, густом, питательном соке, переваривать который ему помогают кислый и пряный вкусы. Но бывают и другие, нестандартные желания, обусловленные вкусовыми предпочтениями и антипатиями плода. Они были вынесены им из прошлых воплощений и передаются матери по каналам, связывающим плод с материнским организмом.
После того как зачатие состоялось, душа в ожидании рождения пребывает поблизости от материнского чрева. Когда сердце плода начинает биться, прежде латентный ум души пробуждается и осознает свое новое существование. С этого момента мать и дитя действуют как единое психическое целое с 2-мя сердцами. Чтобы ребенок развивался нормально, пищевые пристрастия беременной женщины следует удовлетворять. Если желание очень интенсивно, можно употреблять даже потенциально вредную пищу – но только в сочетании с «противоядием», то есть с такой пищей, которая нейтрализует пагубные эффекты и предотвратит возможный дисбаланс дош.
Будущая мать может принимать разнообразные тонизирующие средства и пищевые добавки, в том числе препарат пхала-сарпис, представляющий собой гхи (топленое коровье масло) с лечебными травами, отвар из корня балы (Sida spp.) и аюрведический препарат железа. Окончательно и бесповоротно душа входит в тело ребенка на 8-й лунный месяц. Это очень важный момент как для матери, так и для ребенка, поскольку в это время между ними совершается взаимообмен оджасом. В классическую эпоху, согласно правилам Аюрведы, будущую мать приблизительно за месяц до родов вводили под звуки музыки в светлую, чистую и просторную материнскую комнату, расположенную в юго-западном углу дома и обращенную окнами на восток. Там она и оставалась до родов, проводя время в спокойных размышлениях о ребенке, которому предстояло вскоре явиться на свет. При этом будущий отец должен был исполнять до родов, во время и после родов особые защитные ритуалы. Примерно через 2 недели после родов, по окончании периода ритуальной нечистоты, мать и дитя покидали родильную комнату, и в их честь устраивали пир. В современной Индии такие родильные комнаты в обычных жилых домах встречаются нечасто.
Во время родов по указанию врача могли применяться отвары и клизмы, способствующие свободному нисходящему движению апана-ваты. Для ускорения родов роженице могли давать такие травы, как шафран, аир и ашваганда (Withania somnifera). Сушрута рекомендует для облегчения родов привязать к рукам и ногам женщины корни растения Gloriosa superba. В аюрведических трактатах перечисляется 8 отклонений от нормального положения плода (в том числе ягодичное и плечевое предлежания), а также описываются хирургические щипцы для родовспоможения. Кроме того, хирургов учили извлекать плод, погибший в материнской утробе.
Сразу после родов матери дают отвары трав, снимающие боль и укрепляющие нервы. В некоторых районах Индии ее некоторое время кормят особыми сластями, приготовленными из гуммиарабика, которые способствуют восстановлению сил. После родов возможны такие недомогания, как лихорадка из-за перенапряжения, тремор, жажда, тяжесть в конечностях, водянка, колики или понос. Врач должен уметь с ними справиться. Тело матери, еще недавно носившее в себе ребенка, стало внезапно опустошенным. Чтобы избежать обострения ваты, стремящейся скапливаться в полостях, необходим регулярный массаж. Живот матери следует обильно смазывать маслом и туго перевязывать тканью, чтобы матка и другие внутренние органы вернулись в нормальное положение. Врач может также порекомендовать маточные тоники – например, джем из плодов бетельной пальмы.
Чтобы очистить желудочно-кишечный тракт новорожденного и ускорить выход мекония, младенцу нередко дают мед, смешанный со свежим сливочным маслом или соком алоэ. Иногда первой пищей младенца становится смесь меда и гхи с добавлением крошечной частицы растертого чистого золота. Тогда первым вкусом, который ребенок воспримет в этом мире, станет вкус благоприятных субстанций, окрашенных в благоприятные цвета, что явится залогом дальнейшей счастливой жизни. Ребенку регулярно делают массаж и смазывают кожу пастами из куркумы, бобов мунг и тертой мякоти кокосового ореха. Если есть такая возможность, то как минимум первые полгода своей жизни ребенок должен питаться исключительно материнским молоком. Если младенец заболеет, то лекарства должна принимать его мать, чтобы содержащиеся в них активные вещества проникали в организм ребенка в смягченной форме с молоком. Впрочем, некоторые лекарственные травы дают непосредственно младенцу – например, укропную воду при коликах. Кроме того, для укрепления иммунной системы младенцу ежедневно на протяжении первых нескольких месяцев жизни в очень малых дозах дают корень аира.
Особого внимания требуют заболевания груди у матери и порча молока, в особенности вызванная тем, что мать нарушает здоровую диету и ведет неправильный образ жизни. Материнское молоко в этом случае может вызывать у ребенка раздражение глаз, респираторные заболевания, экзему и сыпь. Большой вред наносит ребенку грудное молоко матери, которая снова забеременела, так как при беременности уровень токсинов в крови возрастает. Разумеется, не всеми возможными недугами ребенок обязан матери, но тщательная забота о здоровье матери и качестве грудного молока может предотвратить множество детских болезней.
Кормление грудью доставляет радость не только ребенку, но и матери. Вот что пишет по этому поводу Сушрута:
«…Как семя, побуждаемое к тому видом любимой женщины, воспоминанием о ней, голосом ее или прикосновением, добровольно выходит из тела, причиной чему служит одно лишь чистое наслаждение, так должно обстоять дело и с грудным молоком. От прикосновения к ребенку, от взгляда на него, воспоминания о нем или ласкового поглаживания оно течет свободно, и причиной того, что молоко образуется в груди снова и снова, служит любовь матери к ребенку».
Рефлекс выделения молока очень похож на механизм мужского оргазма, а это означает, что выделение молока доставляет женщине радость и удовлетворение того же рода, какие испытывает мужчина при семяизвержении. Сосок женской груди, как и мужской половой член, во время полового акта напрягается, и вся грудь при сексуальном возбуждении увеличивается в размерах. И семя, и молоко – прохладные, липкие, белые субстанции, подверженные расстройствам одного и того же рода. Из этого следует, что женщин природа наградила вдвойне: блаженством оргазма и кормления грудью.
В Индии детей очень любят. В большинстве индийских домов маленький ребенок стоит в центре внимания всей семьи, все его ласкают, кормят и балуют. Аюрведа строго предписывает в первую очередь подавать пищу беременным женщинам, больным и детям, а также не обращаться к пожилым людям, больным и детям с резкими, грубыми словами. Ни в коем случае нельзя бить детей, хотя легкий шлепок допустим. Ребенка не следует внезапно будить, хватать, подбрасывать в воздух и т. п.; вообще, его нельзя раздражать. Побуждая ребенка есть и призывая его к послушанию, родители не должны пугать его россказнями о привидениях и чудовищах.
В трактате Чараки содержатся подробные наставления о том, как заботиться о маленьких детях. Чарака сообщает, в каком возрасте их нужно начинать учить садиться; рассказывает о величине, форме, фактуре, цвете и безопасности игрушек; перечисляет разнообразные амулеты, которые следует носить ребенку. Ребенок должен быть защищен и счастлив, чего бы это ни стоило, ибо в этом – залог здорового психического развития. Судир Какар отмечает:
«Пробуждая сострадание и нежность к маленьким детям, Аюрведа стремится развить в воспитателе способность понимать нужды и переживания ребенка – нужды, которые так легко не заметить, ибо голос малыша еще так слаб, а слова – так неотчетливы».
Нежная забота о маленьких детях пустила в индийской душе столь глубокие корни, что миллионы набожных индийцев даже поклоняются Богу в образе ребенка, представляя самих себя в образе его родителей. Сострадание и нежная любовь ко всем детям легко и естественно переносится у них на младенца Кришну или младенца Раму.
Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»