5 таттв
Акаша-таттва, элемент эфира
Вайю-таттва, элемент воздуха
Агни-таттва, элемент огня
Апас-таттва, элемент воды
Притхви-таттва, элемент земли
Акаша-таттва, элемент эфира
Слово «акаша» обозначает то, что обеспечивает пространство для существования материи. На грубом уровне это можно определить как расстояние между 2-мя объектами. Это означает также эфир. Акаша, тончайшая из панчататтв, является всепроникающей и неподвижной. Акаша-таттва отвечает за весь диапазон грубого, тонкого и причинного звука, воспринимаемого органом чувства «шротра», или ухом. Мы знаем, что для перемещения звука необходим посредник. Никакой звук не может перемещаться в вакууме, поэтому акаша-таттва считается переносчиком звука.
Вибрация этой таттвы настолько тонка, что внешние чувства не могут воспринимать ее. Они не согласованы с ее частотой. Поэтому до тех пор, пока мы оперируем этими чувствами, мы не можем испытать тонкой вибрации акаши или эфира. Наибольшая известная человеку скорость – это скорость света. Эфир перемещается быстрее света. Свет исходит из точки и перемещается от нее в определенном направлении. Луч света, исходящий от какого-либо источника, может перемещаться не более, чем в одном направлении. Свойство акаши – производить пространство; ее движение распространяется по многим направлениям. Поэтому, когда ментальные частоты посредством дхьяны достигают соответствия с вибрацией акаши, человек может познать существование вне времени. Тогда возможно постижение прошлого, настоящего и будущего.
Форма безграничной и объемлющей весь космос акаша-таттвы воспринимается как круг вакуума. Поскольку свет не порождается в вакууме, акаша описывается, как прозрачная или черная, лишенная цвета. Чернота содержит в себе все цвета спектра. Таким образом, янтрой акаша-таттвы, мысленно созерцаемой в таттва-шуддхи, является черный круг вакуума, усеянный различного цвета точками.
Обнаружить эфир физическими средствами невозможно, так как акаша-таттва не материальна в обычном смысле. Однако, это оказалось возможным для таттва-джнани, которые превзошли грубый ум, чтобы постичь сущность акаша-таттвы. Поэтому Тантра определила эту таттву, как ментальную, а не физическую по природе, и как «пространство сознания» перед закрытыми глазами, или чидакаша.
Акаша-таттва является причиной появления идеи пространства. В человеческом теле она контролирует пространство, окружающее различные органы. На уровне ума акаша-таттва контролирует эмоции и страсти человека. Можно сказать, что, когда акаша-таттва преобладает, ум отвращается от знакомых нам чувственных переживаний. Однако, это случается очень редко, так как поток акаши изливается обильно только по 5 минут каждый час. С учетом этого неудивительно, что большинство людей остается в сфере чувственных переживаний. Только таттва-джнани может выходить за их пределы, вызывая поток акаша-таттвы.
Акаша таттва наиболее важна для духовного прогресса. С точки зрения материальной выгоды ее можно назвать деструктивным элементом, но она имеет большое значение для духовного прогресса. Поэтому во время излияния акаша-таттвы целесообразно практиковать концентрацию и медитацию.
- Физически акаша располагается на верхушке головы.
- Ментально она относится к бессознательному уму.
- Психически она находится в вишуддхи-чакре.
- Вызываемые ею духовные состояния связаны с джнана-локой и анандамайя-кошей, или причинным телом.
Вайю-таттва, элемент воздуха
«Вайю» переводится как воздух, или что-нибудь в газообразной форме, и имеет природу ветра. Когда неподвижность темного вакуума акаши нарушается движением, возникает световая энергия. Она рассеивает тьму вакуума и дает появиться серо-голубому цвету, который отличает вайю-таттву. Поэтому янтрой вайю, мысленно созерцаемой в таттва-шуддхи, являются 6 газообразных точек, образующих шестиугольник.
Вайю-таттва символизирует кинетическую энергию во всех ее разнообразных формах: электрической, химической и пр., и даже витальной. В этом смысле она включает в себя даже прану тела. Природным качеством вайю является движение посредством сжатия и расширения, и он контролирует эти качества в теле посредством 5-ти жизненных потоков: прана, апана, самана, удана, вьяна.
В физическом теле вайю-таттва делает возможным чувство осязания, которое передается органом чувства «тван», или кожей, через чувствительные нервные волокна к их соответствующему центру в мозге. Чувство осязания является самой главной функцией вайю-таттвы. Однако, при развитии этого чувства и при достижении сверхчувствительности мы можем реагировать на ощущения значительно более высокой частоты, такие как движение чистой энергии внутри и вне нас.
Вайю-таттва, подобно своей причине, акаша-таттве, неразличима в материальном смысле. В этой тонкой стадии материя все еще находится в своей недифференцированной форме. Это можно описать, как энергию в движении. Постоянное движение создает изменение, и поэтому влияние вайю-таттвы вызывает неустойчивость и переменчивость в личности и окружающей среде.
Дестабилизирующее влияние вайю может пагубно сказываться на материальных успехах. Но он благотворен для литературных занятий, потому что поток вайю-таттвы влияет на мыслительные процессы, отвечающие за внезапную «счастливую мысль». Если вы садитесь писать книгу под воздействием потока вайю-таттвы, то, возможно, это будет бестселлер!
- Физически вайю-таттва расположена на участке между сердцем и бровями.
- Ментально она относится к подсознательному уму.
- Психически она находится в анахата-чакре.
- Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют маха-локе и виджнанамайья-коше, или интуитивному телу.
Агни-таттва, элемент огня
«Агни», или огонь, также известен как «теджас», что означает «заострять» или «точить». Эта таттва является энергией в ее первой стадии проявления, когда она воспринимается прежде всего как свет. Именно с появлением света становится возможно восприятие формы. При отсутствии света не существует никакой воспринимаемой формы. Таким образом, агни представляет то качество, благодаря которому получают определенность или форму, различные виды энергии вайю-таттвы, из которой он развился. Агни-таттва отвечает за восприятие формы, или рупа, которая познается через орган чувства «чакшу», или глаз.
Рождение формы имеет тесную связь с рождением эго. Мы знаем, что эго отождествляется с формой, результатом чего является привязанность. Без присутствия формы не может быть привязанности. Поэтому нам следует понимать агни-таттву не только как первое проявление формы, но также как стадию, когда ахамкара начинает утверждать себя. Когда свет сообщает энергии форму, ахамкара, развивающаяся одновременно, впервые начинает сознавать, что нечто присутствует вне ее. Так появляется зародыш индивидуального эго.
Свет является энергетической вибрацией различных частот, которые можно воспринимать, как различные цвета. Цвет, представляющий определенную таттву, указывает на ее вибрационную частоту.
Энергия агни-таттвы является признаком огня или чрезмерного тепла. Поэтому янтрой агни в таттва-шуддхи является огненно-красный треугольник.
Агни-таттва часто называется пожирающей силой и известна как символ ненасытности. Даже в окружающем нас мире мы видим, что огонь поглощает все, что встречается на его пути, вызывая изменение цвета, формы и, возможно, судьбы. В этом смысле влияние огня может быть названо деструктивным, но в свете философского рассмотрения его можно видеть как катализатор изменения, роста и развития. На этой стадии развития усиливается вибрация энергии, отвечающей за излучение и тепло. Это усиление вибрации заставляет частицы агни-таттвы непрерывно двигаться и, таким образом, распространяться. Поэтому агни-таттва считается имеющей способность увеличивать, так же как поглощать.
В физическом теле агни-таттва регулирует огонь пищеварения, аппетита, жажды и сна, либо усиливая их, либо разрушая. Поэтому йогические тексты говорят о необходимости контролировать агни-таттву и советуют «раздувать огонь» пищеварения посредством тантрической и йогической практики.
Вследствие способности агни-таттвы вызывать изменение структуры, ее нельзя определять только как элемент разрушения, так как через разрушение происходит творение. Например, огонь используется для уничтожения примесей в драгоценных металлах и извлечения чистого золота, серебра и т.д. В повседневной жизни влияние агни-таттвы может вызывать «горячие ситуации» – споры, ссоры, несчастные случаи или даже экологические катастрофы, что всегда ведет к изменению и развитию.
- Физически агни-таттва располагается в области между сердцем и пупком.
- Ментально она относится к подсознательному уму.
- Психическое расположение – манипура-чакра.
- Духовные состояния, связанные с этой таттвой, принадлежат к измерению сварлоки и маномайя-коши, ментального тела.
Апас-таттва, элемент воды
«Апас», или вода, происходит от корня «ап», что означает «проникать». Апас-таттва может быть описана, как громадное количество чрезвычайно активной материи, которая начала появляться из агни-таттвы. Эта материя еще не разделена на способные к сцеплению и отдельные тела, потому что атомы и молекулы в этой таттве все еще находятся в состоянии хаоса. Сказано, что физическая вселенная до своего появления располагается в апас-таттве. Отсюда выражение «беременные воды», которое намекает на идею вселенной, содержащейся в утробе апаса.
Однако, движение и активность в возникающей из апас-таттвы материи почти неразличимы, так как в этой стадии атомы ограничены меньшим пространством. Например, атомы водорода и кислорода в составе воды имеют меньшую свободу движения, чем в составе пара. Подобным образом, атомы апас-таттвы не обладают такой свободой движения, какая имеется в агни-, вайю- и акаша-таттвах. Поэтому апас-таттва воспринимается, как невзволнованный спокойный океан воды.
Ее янтра – белый полумесяц, окруженный водой.
В физическом теле апас является также первой осязаемой таттвой, которая появляется как материя в форме крови, слизи, желчи, лимфатической жидкости и т.д. Таким образом, ее функция заключается в контроле за жидкостями тела.
Так как апас содержит готовую к творению материю, он оказывает более активное влияние на земные дела, чем акаша, агни или вайю. Однако, поскольку материя в апас-таттве претерпевает непрерывные изменения, то благотворные результаты активности апас-таттвы не являются постоянными. Эта таттва также влияет на мысли, связанные с мирскими делами и собственной личностью.
- Физически апас-таттва располагается в области между пупком и коленями.
- Ментально она относится к подсознательному и сознательному уму.
- Психическое расположение – свадхистхана-чакра.
- Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют бхувар-локе и пранамайя-коше, или витальному телу.
Притхви-таттва, элемент земли
«Притхви», или земля, есть последняя таттва в комплексе материи-энергии. Притхви также известна как «бхуми», что означает «быть, существовать». Еще это означает почву, или землю, на которой мы живем. В притхви-таттве частицы энергии уплотнились настолько, что стали почти неподвижными и вращаются только в пределах пространства, непосредственно окружающего каждый атом. Таким образом, в этой таттве энергия появляется, как конкретная материя в ее твердой, жидкой и газообразной формах.
В притхви-таттве энергия вибрирует на значительно более низкой частоте, чем в предшествующих таттвах и воспринимается, как желтый свет. Поэтому янтра-притхви – желтый квадрат.
Притхви-таттва определяется качествами твердости, тяжести и плотности. В физическом теле она составляет прочность клеточной структуры костей и других органов, создает вес и плотность. Притхви, развившись из предшествующих таттв, также содержит их качества, но ее преобладающим качеством является запах. «Гандха», или запах, это тонкое восприятие притхви, которое передается органом чувства – носом.
В противоположность вайю-таттве, притхви-таттва вызывает стабильность и постоянство во всех отношениях – физически, ментально и в окружающей среде. Она наиболее способствует обретению материальной выгоды и повседневным занятиям.
- Физически притхви-таттва располагается в области между носками ступней и коленями.
- Ментально она относится к сознательному и подсознательному уровням ума.
- Психическое расположение – муладхара-чакра.
- Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют измерениям бхулоки и аннамайя коши, грубого тела.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»