Антоний Падуанский (Фернандо де Буйон, родился 15 августа 1195 года, Лиссабон – умер 13 июня 1231, Падуя) – святой и проповедник католической церкви, знаменитый францисканец.
Биография
Антоний родился в городе Лиссабон в семье рыцаря Мартина де Буйона в 1195 году. Изначально его окрестили под именем Фердинанд (Фернандо). На сына были возложены надежды: отец видел его наследником рыцарского искусства, но еще с юных лет Фернандо проявил интерес к религии.
В 15-тилетнем возрасте он принял решение поступить в лиссабонский монастырь Ордена регулярных каноников. Там он познал религиозные истины, служил монахом и уже в 1220 году был переведен в священники.
Темпераментная натура юноши не выдержала длительного аскетизма и смирения в стенах церкви. Фердинанда испытывала мысль покинуть служение и пустить с проповедью Евангелия по миру. Он был так наполнен верой и любовью к ней, что решительно принял бы мученическую смерть за нее, о чем и тайно мечтал. Это считалось наивысшей точкой проявления преданности Католицизму для него.
Окончательно к переходу проповедничества его подтолкнули кровопролитные события: смерть отца в 1212 году в битве с маврами в округе Лас-Навас-де-Толоса, мучительное убийство местным населением пятерых францисканцев в Марокко, которые отправились к мусульманскому народу с католической вестью. Останки проповедников были возвращены в церковь Святого Креста, что в Коимбре.
Всплеск ужаса и благоговения подвигнул Фердинанда стать францисканцем – нищенствующим католическим монахом. В 1220 году при посвящении в общину Меньших Братьев его нарекли монашеским именем Антоний.
Желание продолжить миссию погибших францисканцев в Марокко взяло верх над Антонием. В компании с католиком из общины Филиппом он отправляется в путь. В Африке физический недуг сковывает монаха и не дает продолжить задуманное. Это стало причиной возвращения на родину. Но больше ему было не суждено увидеть родные края. Судно, на котором монахи плыли, попало в шторм. Корабль прибило к сицилийским берегам. Антоний смирился с Божьей волей и остался в Италии для проповеди до конца своих дней.
Знаменательным событием в его жизни стало знакомство со святым Франциском Ассизским – основателем ордена. Встреча состоялась на генеральном капитуле ордена. По направлению Франциска Антоний переехал в монастырь Понте-Паоло, что стоит удаленно на окраине города Форли. Этот отрезок жизни ничем особенным отмечен не был. Спокойствие и молитва – все, что окружало монаха.
Монах отлично владел ораторским искусством. В доказательство тому остались факты, что за Антонием Падуанским осталась победа в ораторском соревновании лучших мастеров своего дела в Форли. Живой и красочный слог в совокупности с отличным знанием библейского письма, сделали Антония уникальным проповедником.
Обучение у богослова Фомы Галлона было успешным для Антония. Потому помимо уличной проповеди он стал заниматься преподавательской деятельностью в Монпелье, Тулузе Болонье и Падуе. Что дало ему в будущем право на организацию образования в Ордене регулярных каноников.
Успешная деятельность была замечена капитулом. На следующем собрании сам Франциск Ассизкий благословил Антония Падуанского с проповеднической миссией в северную Италию, где катары сбивали народ с толку «ересью».
В Римини, городе, где преобладали катары, монаху удалось развернуть проповедь в таких масштабах, что паства вернулась к ордену в краткие сроки. Его дело нашло свое продолжение во Франции и городе Тулузе во главе с лидером альбигойцев Раймоном Тулузским. Обе масштабные кампании закончились успехом.
В 1224 году Антония стали называть «Светочем Ордена» за бесчисленные успехи и чудеса, которые он дарил народу. В этом же году Падуанский стал настоятелем монастыря возле города Ле-Пюи.
Капитулы дважды дарили ему честь стать провинциалом северной Италии и южной Франции. Несколько монастырей было основано его силами.
Одним из чудес смелости и веры до сих пор считают смирение тирана Италии Эццелино да Романо перед святым Антонием, когда монах пришел в одиночку к нему в замок с просьбой подарить пленникам свободу.
Антония Падуанского вспоминают, как одного из величайших святых, способного одухотворить и подтолкнуть к правильному пути любого человека. Насчитано множество чудес, переданных через монаха от Бога. Существует мнение, что ни один в мире человек, что общался с ним в то время, не мог сомневаться в святости Антония.
Монаху было уготовлено занять пост в Римской курии самим Папой Григорием IX, но Антоний отклонил предложение и дожил свои годы в городе Падуе. 13 июня 1231 года он скончался.
После смерти
В 1232 году (менее чем через год после кончины) Папа Григорий IX приобщил Антония Падуанского к лику святых. В XIII веке люди обращались к святому Антонию с молитвами обретения семейного счастья, укрепления духовных ценностей.
Жители Падуи построили базилику в честь святого Антония. В 1263 году его мощи были помещены туда. При открытии мощей оказалось, что язык и голосовые связки святого остались нетленны.
16 января 1946 года святой Антоний был назван папой Пием XII Учителем Церкви.
Ученые из университета Падуанского музея антропологии и Антонианского Центра исследований 13 июня 2014 года воссоздали образ головы святого Антония.
Почитание
День памяти святого Антония отмечают 13 июня. Его считают покровителем городов Лиссабон и Падуя, а также множества братств, в том числе благотворительных. Часть его имени носит город в Америке – Сан-Антонио.
Пятница и вторник – дни смерти и погребения святого – стали днями почитания Падуанского сначала в Падуе, а с XVII века католическая церковь увековечила празднование 2 дня недели повсеместно.
С 1886 года в Тулузе ввели обычай сбора для страждущих «хлеба святого Антония», который тоже распространился по всем католическим церквям.
В честь него построены церкви и храмы на территории СНГ.
Иконография
Свидетельством почитания святого Антония являются картины, изображающие его чудеса: чудо с ослом («Чудо святого Антония», XVI век), проповедь рыбам (Веронезе), явление младенца Иисуса (Мурильо и Ван Дейк), исцеление и другие. Знаменитые ваятели Тициан и Джото увековечили Антония на своих полотнах.
На иконах с его ликом всегда изображают в руке книгу Слова Божьего и цветок лилии – символ чистоты и непорочности.
Православие в XVII веке также выразило почитание святому Антонию в форме письменных южнорусских служебников на церковно-славянском языке.