Существует 2 взаимозаменяемых термина:
- Шировиречана. «Шир» на санскрите означает «голова», «виречана» – «очищение». Процедура шировиречана очищает и омолаживает ткани и органы головы и шеи. В этом случае лекарственные вещества вводятся назально, так как нос является самой близкой точкой доступа к органам головы. Шировиречана удаляет аму и токсины из носоглотки, придаточных пазух, гортани, ушей и глаз. Согласно Аюрведе, нос – это дверь, ведущая к мозгу.
- Насья. Насья открывает и очищает каналы головы, улучшая оксигенацию (снабжение кислородом) и поток праны, что оказывает весьма благотворное влияние на мозговую деятельность. Насья показана при заболеваниях головы и шеи. Она с успехом применяется при сухости носовых проходов, заложенности придаточных пазух, при простуде, хронических ринитах и синуситах (в том числе аллергических); она приносит облегчение при хронических сосудистых головных болях, мигрени, эпилепсии, а также оказывает положительное влияние при умственной отсталости и дегенеративных заболеваниях мозга. Насья помогает при проблемах с глазами и ушами, среди которых дефицит слезной жидкости и слезоточивость, хроническом раздражении склеры, конъюнктивите, глаукоме, потере слуха и звоне в ушах, а также при потере обоняния. Насья противопоказана в единичных случаях: ее нельзя выполнять младенцам при обезвоживании, а также лицам, находящимся в состоянии сильной паники или страха (в частности, при маниакально-депрессивном психозе). Ее нельзя проводить непосредственно после принятия ванны. При проведении насьи у беременных женщин следует соблюдать осторожность. За исключением указанных случаев, можно с уверенностью проводить насью любому человеку в возрасте от 8 до 80 лет.
В моей практике был классический случай. Мой пациент в течение 20 лет страдал от мигрени и аллергии. Чтобы работать, он каждый день принимал болеутоляющие средства. Во время осмотра выяснилось, что если этот человек почувствует тошноту и его вырвет, ему обыкновенно становится лучше. Я понял, что этот человек страдает от амы, скопившейся в областях головы и желудка. Для этого пациента была разработана очищающая программа, в начале которой планировалось провести 7-дневный курс насьи в сочетании со снеханой и сведаной. Результат был удивительным. Пациент сообщил, что в первый раз за 10-15 лет он проснулся утром без тяжести и боли в голове. Состояние больного улучшилось, и затем, когда я почувствовал, что он правильно подготовлен к вамане, виречане и басти, мы начали основные процедуры. Симптомы полностью исчезли. Ама, препятствовавшая нормальной работе органов зоны капхи, рассеялась (была изгнана).
С тех пор я лечил многих пациентов, страдавших хроническим отеком слизистой носа и мигренями. В некоторых случаях болезнь была настолько запущенной, что развивался звон в ушах, потеря слуха и другие осложнения. Очистительные процедуры неизменно приводили к полному излечению либо к значительному улучшению.
Другим примером эффективности насьи является случай пациента, который пришел ко мне с симптомами, напоминавшими хроническую простуду и аллергию. Он страдал от этого в течение 10-15 лет. С наступлением весны и осени его состояние ухудшалось. Мой пациент перепробовал многие виды лечения, но пользы было мало. Я провел ему 2 3-недельных курса насьи непосредственно перед наступлением весеннего и, затем, осеннего сезонов. Это очистило пазухи. Он стал реже простужаться. Аллергия почти исчезла.
Техника выполнения
Варианты насьи
Традиционно для проведения насьи используются 2 типа веществ:
- лекарственные порошки;
- лекарственные масла.
Согласно «Чараке», существуют 3 различные цели использования веществ обоих типов:
- Шодхана-насья – для способствования секреции, открепляющей и выносящей токсические вещества из организма.
- Шамана-насья – для достижения успокаивающего эффекта.
- Брухана-насья – для обеспечения питанием тканей этой области.
В зависимости от потребностей пациента каждый из перечисленных эффектов может быть усилен специфическим подбором действующих интраназальных веществ. Тишна-шировиречана относится к процедурам насья типа шодханы. В этой процедуре используются травяные субстанции на основе кунжутного масла. Травы, используемые в приготовлении, – горячего, острого и проникающего свойства. Они усиливают секрецию, способствующую удалению амы из носа и головы. Этот тип лечения эффективно избавляет от головной боли, тяжести в голове, заложенности носа и увеличения миндалин.
Шамана и брухана относятся к успокаивающим и питающим типам насьи. В них обычно используются сладкие субстанции типа гхи, лакричника и других сладких трав, а также сметаны.
- Шамана («успокоение») смягчает симптомы и не устраняет причину заболевания. Например, при заложенности носа из-за отека слизистой вача (аир) в кунжутном масле быстро снимает отек и возвращает легкость дыхания. Эта средство особенно полезно для людей с бронхиальной астмой. Оно также позволяет контролировать чихание и носовые кровотечения.
- Брухана («питание») – это скорее питательная, нежели очищающая процедура. Она обостряет чувства, увеличивает способность к концентрации при расстройствах внимания, помогает при эпилепсии, умственной отсталости и дегенеративных заболеваниях, в частности, при болезни Альцгеймера. Начальная доза масляного настоя составляет 8-12 капель в каждую ноздрю. Ее постепенно увеличивают до 15 капель. При указанных заболеваниях обычно используется масло ванчандрия-вартхана. Травы, использующиеся в этом составе, известны на протяжении тысяч лет своим омолаживающим влиянием. Среди них ашваганда (Vittaria somnifera), пиппали (Viter langum), бала (Sida cordifolia), а также 7 других омолаживающих трав.
В «Чараке» описываются несколько вариантов насьи:
- В первом из них, который называется апай-пидана, или «выжимание», сок из свежей травы закапывают в носовые ходы. Это очищает и успокаивает область придаточных пазух. Соки обычных вяжущих трав могут использоваться для остановки носового кровотечения. В Аюрведе апай-пидана используется для лечения головных болей, тревожно-депрессивного синдрома и носовых кровотечений.
- Второй вариант насьи называется прадхамана («втискивание»). Она обладает сильным очищающим действием и приносит сильное облегчение при головокружении, обморочных состояниях, сильных головных болях и потере ориентации. При прадхамане травы, растертые в порошок, попадают в нос пациента через трубку во время глубокого вдоха.
- Марша-насья и прати-марша-насья (марша-насья в курсовом варианте) являются щадящими вариантами насьи. Они используют меньше трав, травы со слабым действием, которые не проникают глубоко в носовые ходы. Большинство трав готовятся в виде отвара и затем смешиваются с кунжутным маслом в качестве основы. При марша-насье в ноздри закапывают по 2-4 капли масляной субстанции каждые 2-4 часа. При прати-марша-насьи пациент наносит масло на внутреннюю поверхность крыльев носа несколько раз в течение дня. Для этого он пользуется мизинцем, который смачивает в лекарственной субстанции. В обоих случаях после аппликации масла следует отклонить голову назад и мягко втянуть воздух носом. Эта процедура очищает, смазывает и укрепляет слизистые оболочки носоглотки, уменьшает их проницаемость для посторонних агентов и позволяет носовым проходам оставаться максимально открытыми.
Подготовка к процедуре насья
Правильная подготовка имеет важное значение для всех процедур панчакармы, в том числе и для насьи. Перед применением лекарственных капель и порошков в лицо пациента энергично втирают теплое травяное масло с особым акцентом на область пазух. Затем к лицу и шее прикладывается компресс в виде горячей грелки, завернутой в горячее, влажное полотенце Это делается для того, чтобы расширить носовые ходы. Интересно, что в Аюрведе запрещается применение тепла к голове, и этот процесс является одним из исключений.
Проведение насьи
После такой местной снеханы и сведаны пациент запрокидывает голову, ему закапывают травяное масло или вдувают порошок. При этом пациент должен втянуть носом воздух, чтобы донести субстанцию до проходов придаточных пазух. Для еще более глубокого прохождения лекарственного вещества перед следующим вдохом он зажимает нос рукой и потом, при попытке вдоха, внезапно отпускает пальцы. Такое действие нужно повторить 5-10 раз. Вдохи при этом должны быть достаточно сильными.
Если в состав субстанции входит много горячих и проникающих трав, пациента нужно предупредить о возможности появления кратковременного сильного жжения. Разговоры с окружающими во время процедуры необходимо сократить до минимума. Через некоторое время пустота носоглотки начинает заполняться открепленной амой. Пациент высмаркивает или откашливает накопленный секрет. Жжение при лечении насьей возникает прежде всего, если носовые ходы пациента воспалены вследствие избытка питты. От этого можно избавиться, закапав по 2 капли гхи в каждую ноздрю или положив прохладное полотенце налицо. Сосуды сужаются и травы не оказывают столь проникающего действия. После насьи пациент должен отдохнуть и избегать стресса, напряжения и гнева. Начальная доза масла – 4 капли в каждую ноздрю. Однако при повышенной чувствительности пациента и применении очень сильных трав можно начинать даже с одной капли. Обычно лечение проводится в течение 7 дней подряд, затем следуют несколько дней отдыха. После отдыха возможны повторные курсы последовательно увеличивающейся длительности (14 дней, 21 день). Повторные курсы применяются при лечении мигрени, эпилепсии и аллергии.
При болезнях капхи очищающая насья должна выполняться в период капхи (утром или рано вечером). При дисфункциях питты и ваты процедуры насьи бывают успокаивающими и питательными. При расстройствах питты, сопровождающихся ощущением жжения и носовыми кровотечениями, часто используется закапывание гхи в полдень или полночь. При болезнях ваты насью проводят после полудня, ближе к вечеру. В качестве компонента программы панчакармы насью желательно проводить каждый день, сразу после снеханы и сведаны. Насья позволяет пациенту почувствовать легкость в голове и полное отсутствие заложенности. Ум станет ясным, чувства – острыми. Появится ощущение комфорта и счастья. Дискомфорт возможет лишь в случае неверно подобранных дозировок. Насья работает с очень чувствительной зоной тела, поэтому очень важно правильно выполнять эту процедуру. Нос – входная дверь, ведущая к мозгу. Поэтому следует содержать носовые проходы и пазухи свободными от токсинов и от избыточной слизи. Носовые проходы приносят прану, то есть жизненную силу, в мозг и окружающие ткани. Они также защищают мозг от патогенов, вдыхаемых с воздухом, – цветочной пыльцы, пыли и микроорганизмов.
Автор: Сунил В. Джоши
Источник: книга «Аюрведа и панчакарма: методы исцеления и омоложения»